23-08-2023
Ижорский завод | |
Год основания | |
---|---|
Расположение | |
Ключевые фигуры |
генеральный директор |
Отрасль | |
Продукция |
мощные экскаваторы, прокатное, энергетическое оборудование, листовой и сортовой прокат и др.
|
Число сотрудников |
8 тыс. сотрудников |
Материнская компания | |
Сайт |
«Ижо́рский заво́д»[1] — предприятие тяжёлого машиностроения России. Находится в городе Колпино (в составе города федерального значения Санкт-Петербург).
В номенклатуру предприятия входят мощные экскаваторы, прокатное, энергетическое оборудование («Ижорские заводы» — единственный в стране производитель корпусов для ядерных реакторов[2]), листовой и сортовой прокат и др. На предприятии заняты 8 тыс. сотрудников.[3]
Содержание |
В 1710 году на реке Ижоре по приказу князя Меншикова возвели плотину и вододействующую пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей.
Новая пильная мельница, заложенная в 1722 году на месте, определённом указом Пётра I от 22 мая 1719 года, положила начало развитию появившихся вскоре при ней производств — железных, медных, якорных и молотовых заводов, приписанных к Адмиралтейству, поэтому называется «Адмиралтейские Ижорские заводы». С момента основания был государственным предприятием.
Сперва дело ограничивалось только пилкой леса, но потом для флота потребовались разнородные изделия. Таким образом, в 1760 году устроен был кирпичный завод, в 1770 году построено 7 пильных амбаров, завод для починки якорей, молотовой амбар для сплавки и ковки железа, мукомольная и толчея, приготовляющая цемент к постройке кронштадтского канала. В 1781 году выписана из Англии плющильная машина для изготовления медных и железных листов и построены две печи для нагревания медных листов, десять горнов для ковки гвоздей и мелких кузнечных вещей, каменная литейная и устроен мост через Ижору.
«§ 1057. Колпино, также Колпинское село, при Ижоре, в 8 верстах выше её устья, в 26 верстах от Санкт-Петербурга, есть большое село с прекрасною каменною церковью и 2 высокими башнями. Оно имеет примечания достойные заводы Кронштатского Адмиралтейства, для которых изо всей Ижоры помощию плотины сделано озеро. Заводские строения суть деревянные и старые, ныне же срываются и строятся каменные. Здесь есть: шесть голландских пильных мельниц; шесть цементных мельниц, каждая с шестью ступами, помощью коих толкут кирпич и просеивают через большие железные решеты (для смешивания оного при водяном строении с цементом); якорная и другая кузница для крупных работ с рычагами; простая кузница со многими горнами; литейный дом для железа и меди на дроги, колеса, оси, медные доски и пр.; мастерская для медников; медная молотовая и разные меньшие учреждения. Все сии заведения управляются конторою адмиралтейства и имеют под смотрением одного английского и одного немецкого мастера около 300 работников, которые из негодных рекрутов берутся. Произведения заводов нагружаются пониже оных на барки и перевозятся таким образом в Кронштат. 1794 год.»[4]
Начиная с 1800 года, после издания специального указа о расширении лесных угодий, приписанных Ижорскому заводу, последний вступает в полосу чрезвычайного подъёма и роста. Вместо примитивных деревянных построек начинается строительство каменных зданий мастерских и цехов. В это время на заводе работали 823 человека. В 1803 году в рамках технического перевооружения на базе старого завода создан машиностроительный завод. В 1803—1804 годах по проекту шотландского архитектора Василия Гесте была построена заводская контора, она стала одним из первых сооружений плана реконструкции завода. Кроме того, Гесте проектировал здания мастерских, которые строились по плану реконструкции. Для технических нужд Гесте совместно с К. К. Гаскойном также была построена каменная заводская плотина на реке Ижора.
На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины. В 1818 году, впервые в России, был создан колёсный военный корабль «Скорый», оборудованный вертикальной паровой машиной. В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес».
С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносок и миноносцев. С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, в том числе один — на нефтяном топливе; пять тральщиков.
Начальники Ижорского завода | |
---|---|
Даты | Начальник |
1803—1806 | Карл Карлович Гаскойн |
1806—1856 | А. Я. Вильсон |
1856—1863 | Карл Иванович Швабе |
1863—1872 | И. И. Зарубин |
1872—1887 | Л. Ф. Гадд |
1887—1892 | В. Ф. Геймбрук |
1892—1894 | Н. А. Быков |
1894—1895 | Ф. Х. Гросс |
1895—1918 | И.Н.Воскресенский |
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении. В ночь с 24 на 25 октября (с 6 на 7 ноября) 1917 с Ижорского завода в распоряжение Военно-революционного комитета было направлено 17 броневиков. Однако взаимоотношения с Советской властью были далеко не безоблачными. 9 мая 1918 года красногвардейцы расстреляли рабочих Ижорского завода, протестующих против политики большевиков.
В 1919 году ижорские рабочие батальоны защищали Петроград от наступления Юденича. В 1920-е годы главный инженер завода Фарфурин, Анатолий Никанорович — крупнейший отечественный специалист по корабельной броне и технологии её производства.
В 1933 году на Ижорском заводе создается Центральная Броневая лаборатория № 1 (ЦБЛ-1). Руководитель лаборатории — Завьялов Андрей Сергеевич. Ее задачи:
В числе сотрудников лаборатории — Данилевский О. Ф., Делле В. А., Смоленский С. И. и др. В 1939 году на базе ЦБЛ-1 образован ЦНИИ Металлургии и брони (ЦНИИ-48).
За годы довоенных пятилеток (1929-40) на заводе были изготовлены первые советские блюминги, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов и налажено производство крупных поковок.
В Великую Отечественную войну из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон, о котором позже сняли кинофильм. В 1941-45 годах бойцы батальона в рядах Красной Армии героически сражались с фашистами на подступах к Ленинграду. Ижорский завод производил корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов и др.
После войны на заводе построены новые металлургические, реконструированы и расширены механосборочные цеха, выпущены высокопроизводительные автоматизированные прокатные станы, налажено производство энергетического оборудования, создано более 100 видов новых технически совершенных машин и изделий и др. В 1970 по сравнению с 1965 объём производства возрос более чем на 50 %.
Завод награждён 2 орденами Ленина (1940 и 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1947).
Объединённые машиностроительные заводы, принимающие участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и перспективу до 2015 года», начали подготовку к работе, выкупая земли завода и расторгая договоры с арендаторами и собственниками земли ОМЗ, опираясь на поддержку городских властей. Из 670 га территории «Ижорских заводов» в Колпино 420 га занимают сторонние предприятия, не имеющие никакого отношения к ОМЗ: из 138 компаний 67 — собственники промышленных объектов и сооружений, 40 — арендаторы, 31 — подрядчики[5]. Входит в Союз производителей нефтегазового оборудования.
В 2007 году «Росатом» пытался выкупить Ижорский завод и включить его в состав своей компании «Атомэнергомаш», однако сделка не состоялась[2].
В январе 2009 номинальным держателем контрольного пакета «Ижорских заводов» в размере 50,79 % акций стал Сбербанк. Основным акционером остается ОМЗ, напрямую владеющий 58,58 % акций предприятия. Передача акций состоялась ещё в конце 2007 года в качестве обеспечения по кредиту на сумму 2,38 млрд рублей.[6]
Доска почёта завода.
Доска почёта завода
Главная проходная завода
Завод имеет свой флаг Он напоминает нынешний российский государственный флаг. Флаг был пожалован в 1908 году Высочайшим повелением императора Николая II с формулировкой за заслуги перед Россией.
В связи с несоответствием флага предприятия содержанию статьи 8 Конституционного закона «О государственном флаге Российской Федерации», в 2007 году председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации — государственный герольдмейстер Георгий Вадимович Вилинбахов подтвердил право «Ижорских заводов» использовать дальше флаг предприятия, который является его неотъемлемым историческим достоянием[7].
Жизнь завода неразрывно связана с жизнью страны, поэтому смены эпох отражены и в смене его названий:
Ижорский завод.