21-10-2023
Рейс 498 Crossair | |
Разбившийся Saab 340B борт HB-AKK за 15 месяцев до катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер |
Сваливание в штопор |
Причина |
Ошибка экипажа, также вероятно отказ приборов |
Место |
близ Нассенвиля deru, Нидерхасли (Швейцария) |
Координаты |
47°28′12″ с. ш. 8°28′17″ в. д. / 47.47000° с. ш. 8.47139° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
10 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
CRX 498 |
Бортовой номер |
HB-AKK |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
7 |
Экипаж |
3 |
Выживших |
0 |
Катастрофа Saab 340 под Дильсдорфом — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 10 января 2000 года в окрестностях Дильсдорфа (кантон Цюрих). Saab 340B авиакомпании Crossair deru выполнял плановый рейс CRX 498 из Цюриха (Швейцария) в Дрезден (Германия) и спустя пару минут после взлета вошёл в правый штопор и разбился у деревни Нассенвиль deru, при этом погибли 10 человек. Это была первая катастрофа за 25-летнюю историю авиакомпании Crossair[1].
Saab 340B с заводским номером 340B-213 был выпущен компанией Saab Aircraft AB (Линчёпинг, Швеция) в октябре 1990 года, а 30 октября получил лётный сертификат. Бортовой номер HB-AKK был присвоен 28 декабря 1998 года. Его два двигателя были модели General Electric CT7-9B с установленными воздушными винтами Dowty-Rotol R390/4-123-F/27. Левый двигатель имел наработку 17 856 часов и 18 869 циклов, правый двигатель — 17 160 часов и 18 153 цикла[2]. Общий налёт авиалайнера составлял 20 589 часов и 21 676 циклов "взлёт-посадка".
Ночь с 9 на 10 января лётный экипаж провёл в гостинице в Клотене, продолжительность отдыха при этом составила 13:31 минуту. В 12:35[* 1] пилоты заступили на работу в аэропорту Цюриха и затем на Saab 340B с бортовым номером HB-AKC выполнили два рейса в Нюрнберг и обратно. Далее экипажу предстояло совершить рейсы по маршруту Дрезден — Цюрих — Базель, пересев при этом на самолёт с бортовым номером HB-AKK. Сам борт HB-AKK перед этим совершил полёт по маршруту Цюрих — Джерси — Гернси — Цюрих и после рейса CRX 842 в 16:00 встал на стоянке F74 Цюрихского аэропорта, что близко к началу полосы 28. У сдающего экипажа не было никаких замечаний по самолёту[12].
Обслуживание самолёта производилось сервисной компанией Swissport deru. В ходе обслуживание электроэнергия на самолёт поступала от передвижной электростанции на автомобильном ходу, очистку льда при этом не проводили. По компьютеризированному инструктажу экипаж подготовился к полёту[12].
В 16:39:14 рейсу CRX 498 на Дрезден диспетчер выдал инструктаж: полоса два восемь, Дрезден, Цюрих Восток Один, выход Янки, ответчик три ноль ноль четыре. Также экипаж получил инструкции по переходу на связь со стартом. В 16:45:00 было дано разрешение запускать двигатели, а в 16:49:22 второй пилот доложил о готовности следовать к стартовой позиции. В период ожидания разрешения экипаж выполнял некоторые пункты контрольной карты по рулению. Активное правление самолётом осуществлял командир экипажа. В 16:50:30 рейсу CRX 498 было дано разрешение следовать за рейсом SWR 014 (Airbus A320 компании Swissair) к полосе 28. После перехода на связь с вышкой, в 16:52:36 экипаж получил разрешение занимать очередь на взлёт[13].
Согласно данным АТИС на 16:50, в аэропорту в это время шёл слабый дождь, ветер направлением 290° и скоростью 2 узла, высота облачности 500 футов (150 метров) над землёй, видимость 6 километров, температура воздуха 2 °C, точка росы 1 °C, атмосферное давление 1032 кПа. В 16:54:00 экипаж получил разрешение на взлёт: Кроссэйр четыре девять восемь, ветер три ноль ноль градусов, три узла, разрешён взлёт с полосы два восемь. В 16:54:10 в темноте при включённых фарах и с полностью выпущенными закрылками самолёт начал разбег, а в 16:54:31 взлетел по курсу 276° (ось полосы). По расчётам взлётная масса самолёта в составляла 11 413 кг при центровке 22 % САХ, что находилось в пределах нормы[14]. Всего на борту находились 3 члена экипажа и 7 пассажиров[3]. Для выдерживания направления была запущена система LRN1, при этом воздушную скорость 136 узлов и угол тангажа 15° командир выдерживал вручную. Исходя из высоты облачности 500 футов можно предположить, что на высоте 1900 футов (580 метров) самолёт находился в приборных метеоусловиях. По указанию башни, в 16:55:07 экипаж перешёл на связь с диспетчером выхода. Рейс 498 в это время отклонился на 5° южнее, но правым доворотом это было исправлено[13].
В 16:55:15 было дано разрешение подниматься до эшелона 110 (11 тысяч футов или 3,35 км), а в 16:55:39 диспетчер выхода передал: четыре девять восемь, поворот влево на Цюрих-Восток [ZUE]. Второй пилот подтвердил получение информации: поворот влево на Цюрих-Восток, Кроссэйр четыре девять восемь. Одновременно с этим рейс 498 достиг путевого радиомаяка 2.1 KLO, где по процедуре выхода ZUE1Y следовало выполнить левый поворот и направляться по радиусу 255° от маяка KLO. В 16:55:45 при курсе 270° самолёт был введён в крутой левый крен 16,9°. В 16:55:47 второй пилот сообщил командиру, что LRN запрограммирована от нынешнего положения до точки ZUE: сейчас LRN на Цюрих-Восток, да. Командир на это ответил: Проверено. Об указании диспетчера выполнить левый поворот при этом не упоминалось[13].
В левом крене 16° самолёт пробыл считанные секунды, так как уже в 16:55:47 со скоростью 3°/сек начал наклоняться вправо[13]. Второй пилот в это время был занят выполнением различных указаний командира («CTOT/APR» выключить, «Отбор воздуха» включить и так далее). В 16:55:55 правый крен был 8,4°, когда нос опустился с угла 14,2° до 10,8°. В 16:56:00 угол крена достиг 31°, когда командир сказал второму пилоту: Установить подъёмную мощность. Второй пилот пробормотал, что понял, и начал устанавливать подъёмную мощность, что требовало времени[15].
Между 16:56:03 и 16:56:10 правый крен был стабилизирован командиром между 39° и 42°. Нос в это время продолжал опускаться, пока в 16:56:06 угол наклона не стабилизировался на +1°. Самолёт достиг своей максимальной высоты 4720 футов (1439 метров) над уровнем моря, летя при этом со скоростью 158 узлов в облаках с верхней границей 5000 футов (1520 метров). Затем в 16:56:10 в течение девяти секунд элероны были сперва отклонены влево, а затем вправо, высота при этом оставалась неизменной. Отклонившись вправо, элероны остались в этом положении, после чего угол правого крена увеличился с 42° до 80°. Нос опустился вниз до 25°, и авиалайнер перешёл в снижение; скорость при этом увеличилась до 207 узлов[15].
В 16:56:12 второй пилот сообщил командиру: Поворачивайте влево на Цюрих-Восток. Нам надо влево. В 16:56:15 правый крен составлял 65,8°, когда командир пробормотал что-то неясное наподобие Она-на, а через три секунды диспетчер запросил: Кроссэйр четыре девять восемь, подтвердите, что Вы поворачиваете налево.. Второй пилот сразу сообщил: Момент, пожалуйста, подождите. Тогда диспетчер проинструктировал: Окей, продолжайте право на Цюрих-Восток[15].
В 16:56:20 авиалайнер вошёл в штопор, а правый крен вскоре достиг 137°. Двигатели продолжали работать в режиме повышенной мощности, поэтому скорость начала быстро увеличиваться, а при 250 узлах в кабине зазвучала сигнализация о превышении скорости. Тогда второй пилот в 16:56:24 крикнул командиру: Поворачивай влево, влево, влево, влево… влево!. По показаниям нескольких очевидцев, самолёт в правом штопоре вышел из облаков, а в 16:56:27,2 UTC (17:56:27,2 местного времени) с правым креном около 76° и опущенным вниз на 63° носом со скоростью 285 узлов врезался в открытое поле у деревни Нассенвиль deru[15]. От удара машина полностью разрушилась и загорелась, некоторые обломки при этом проникли в землю на глубину 3 метра. Все находящиеся на борту 10 человек (два пилота, стюардесса и семь пассажиров) погибли[4].
Гражданство[3] | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Испания | 1 | 0 | 1 |
Германия | 4 | 0 | 4 |
Молдавия | 0 | 1 | 1 |
Словакия | 0 | 1 | 1 |
Франция | 1 | 1 | 2 |
Швейцария | 1 | 0 | 1 |
Итого | 7 | 3 | 10 |
В ходе химическо-токсикологических анализов в мышечной ткани командира был обнаружен феназепам, который мог быть выпущен в России, либо в другой стране на постсоветском пространстве. На постсоветском пространстве феназепам относится к лекарствам и свободно продаётся в аптеках, но среди его побочных эффектов присутствую сонливость, усталость и отвлечение внимания[16].
Катастрофа произошла вследствие столкновения с землей, вызванного потерей экипажем контроля над самолётом по следующим причинам[17]:
Сопутствовать катастрофе могли такие факторы, как неверная расстановка приоритетов между членами экипажа после изменения траектории вылета, а также сильный авторитет командира в данном экипаже, при том, что сам командир при изучении показаний приборов больше руководствовался эвристикой, изучавшейся им ранее, но его анализ данных и реакция на происходящее были сильно снижены вследствие побочных эффектов лечения[17].
|
Катастрофа Saab 340 под Дильсдорфом.