05-10-2023
Город
Людиново
Показать/скрыть карты
|
Люди́ново — город (с 1938 года[2]) в России, административный центр Людиновского района Калужской области, образует городское поселение.
Население — 39 257[1] чел. (2015).
Город расположен на реке Неполоть (бассейн Десны), в 151 км от Калуги, в 80 км от областного центра Брянской области г. Брянска и на расстоянии 350 км от г. Москвы.
Несколько столетий назад на берегу реки Псурь была маленькая деревня Людиново, затерявшаяся среди дремучих лесов и состоявшая из нескольких изб. Её жители отвоевывали у леса клочки земли, занимались различными ремеслами, хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчёл, торговали мехом, пенькой, смолой, воском.
Впервые деревня Людиново Брянского уезда волости Ботоговской упоминается в «Писцовых (переписных) книгах» за 1626 год, в состав которой входило «5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых», обнесенных частоколом от нашествий лесных обитателей, водившихся здесь в изобилии.
При императрице Екатерине II, после того, как 17 октября 1777 года Жиздра стала уездным городом, Людиново — уже как село — входило в Жиздринский уезд Калужского наместничества.
По одной из версий, название города происходит от древнерусского имени «Людин», что означает простолюдин — крестьянин-ремесленник, мастеровой человек. По другой версии, от словосочетания «Люди новые».
В начале XVIII века уральским промышленником Евдокимом Демидовым на реке Неполоть были построены 2 плотины и созданы верхнее (Людиновское) и нижнее (Сукремльское) водохранилище. В 1738 году на Сукремльском водохранилище был основан чугунолитейный завод. В 1745 году на Людиновском водохранилище был построен железоделательный завод (ныне тепловозостроительный). В 1857-1858 годах на заводе производились первые военные суда для Черноморского флота и речные суда, в 1879 году создан первый в России товарный паровоз. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875-1885 годы, когда в городе выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны для железных дорог.
В 1820 году известный промышленник Иван Акимович Мальцов выкупил Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы с принадлежащими к ним деревнями — Курганье, Еловка, Бобровка и Куява, с полотняным Людиновским заводом, а также с двумя винокуренными — Курганским и Приболвинским, то есть фактически город Людиново с окружающими деревнями, у Петра Евдокимовича Демидова, последнего из рода Демидовых на Людиновском заводе. Современники говорили, что это был карточный долг, и «В 1820 году город Людиново был проигран в карты»[3]
В 1840-х годах принадлежащие И. А. Мальцову владения приняли значительные размеры: они насчитывали до 240 тысяч га под лесами и угодьями с 20 крупными фабрично-заводскими предприятиями и множеством мелких вспомогательных, преимущественно размещавшиеся в трех уездах: Брянском (Орловской губернии), Рославльском (Смоленской губернии) и Жиздринском (Калужской губернии). Этот округ известен под названием «Мальцовский промышленный район».
В 1841 году на Людиновском заводе выпущены первые русские рельсы для постройки Николаевской (в настоящее время Октябрьской) железной дороги. В 1858 году на Людиновском заводе были собраны первые в России три парохода, по 300 л.с. каждый, плававшие по Волге, Десне и Днепру.
В 1861 году Людиново становится центром Людиновской волости Жиздринского уезда Калужской губернии.
В 1866—1867 годах на Людиновском заводе запущены первые в России две мартеновские печи. В первой половине 1850-х годов Людиновским заводом были окончены работы по сооружению первой очереди водопровода в Москве. Функционировала первая в России частная узкоколейная железная дорога с множеством веток. В 1870 году, менее чем через год после начала организации паровозостроения, Людиновский завод выпустил первый русский товарный паровоз. В 1871 году было выпущено 19 паровозов, а в следующем году — 30 паровозов для юго-западных железных дорог.
К концу ХIХ века в Людиново насчитывалось более 10 тысяч жителей. В 1890—1894 годах началось первое в России массовое локомобилестроение. В апреле 1912 года завод отметил выпуск 1000-го локомобиля. За период наибольшего спроса на локомобили — с 1905 по 1914 годы — людиновцы построили 2024 локомобиля.
12 декабря 1918 года Высший Совет народного хозяйства объявил имущество всех Мальцовских заводов собственностью РСФСР, а 13 января 1919 года национализированные заводы переименовал в «Государственный Мальцовский фабрично-заводской округ». В 1922 году Людиновский завод возобновляет ремонт паровозов и производство локомобилей.
С 1929 года город является центром Людиновского района Брянского округа Западной области (с 1944 года — Калужской области).
В 1938 году рабочий посёлок Людиново преобразован в город.
В годы Великой Отечественной войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобождён 9 сентября 1943 года. В течение двух лет город был в прифронтовой полосе. Во время оккупации в Людиново действовала подпольная комсомольская группа.
16 февраля 1944 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны о помощи в восстановлении Людиновского завода, были выделены крупные капиталовложения.
5 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, куда вошел Людиновский район.
В 1963 году город Людиново отнесен к категории городов областного подчинения.
С 28 апреля по 2 мая 1986 года город подвергся заражению радионуклидами с территории Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года Людиново включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Озеро Ломпадь, окаймленное по берегам хвойным лесом, ввиду рукотворности его происхождения называют также Людиновским водохранилищем. Из озера берет начало река Неполоть. Все эти воды делят город надвое — на восточную и западную часть. В черте города ширина озера доходит до полутора километров.
Озеро Ломпадь является одним из семи чудес Калужской области[4].
С запада к городу подходит река Болва, впадающая у Брянска в Десну. Почти повторяя её изгибы, а в двух местах пересекая реку, тянется проходящая через Людиново железнодорожная линия Вязьма — Киров — Брянск.
Речная сеть широко развита как на всей территории Калужской области, так и в Людиновском районе. Река Болва относится к днепровскому бассейну, река Жиздра — к волжскому. Это одни из самых крупных рек Калужской области. Все они характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением.
С южной стороны в состав города входит рабочий поселок Сукремль, там свое, Сукремльское водохранилище, образованное плотиной на реке, отделяющей его от акватории верхнего озера.
Площадь Людиновского района — 930 км², территория которого расположена в центре Восточно-Европейской равнины, на юго-западе Центрального экономического района Нечерноземной зоны Российской Федерации. Территория лежит на древней докембрийской Русской платформе, сложенной кристаллическими породами, обнаружены и следы вулканической деятельности. Сверху кристаллический фундамент перекрыт мощной толщей (около 1000 м) осадочных отложений разного возраста.
Есть месторождения керамических глин, песков, фосфоритов (Слободо-Которецкое в Людиновском и Думиничском районах).
Климат умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года (тёплое лето, умеренно-холодная зима с устойчивым снежным покровом).
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1897[5] | 1931[5] | 1939[5] | 1959[6] | 1967[5] | 1970[7] | 1979[8] | 1989[9] | 1992[5] | 1996[5] |
12 000 | ↗12 500 | ↗17 600 | ↗26 433 | ↗31 000 | ↗33 871 | ↗39 812 | ↗43 696 | ↗44 700 | ↘44 500 |
1998[5] | 2001[5] | 2002[10] | 2003[5] | 2005[5] | 2006[5] | 2007[5] | 2010[11] | 2011[12] | 2012[13] |
↘43 900 | ↘42 700 | ↘41 829 | ↘41 800 | ↘41 400 | →41 400 | ↗41 500 | ↘40 530 | ↘40 480 | ↘40 137 |
2013[14] | 2014[15] | 2015[1] | |||||||
↘39 819 | ↘39 515 | ↘39 257 |
Местные достопримечательности: церковь Сергия Радонежского (конец XIX века), колокольня Троицкой церкви (1836 год), церковь Параскевы Пятницы (середины XIX века).
Детская школа искусств
Детская музыкальная школа
Детская художественная школа
2 филиала детской музыкальной школы в д. Войлово и детской школы искусств в с. Заречный
Дворец культуры им. Гогиберидзе:
Районный Дом культуры
16 сельских клубных учреждений:
Библиотечная система:
МУ «Киновидеоцентр»:
Музей трудовой славы:
Основные отрасли промышленности: чёрная металлургия (ОАО «Кронтиф»), машиностроение (заводы: тепловозостроительный, агрегатный (гидро- и пневмоаппаратура), машиностроительный (станки, автоматизированные линии, гидравлические подъёмники), производство кабеля (завод Людиновокабель)). Завод «Стройдеталь». Фабрики: швейная, пластмасс. Предприятия пищевой промышленности, леспромхоз. В районе обнаружены месторождения керамических глин, песков, фосфоритов.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев создал в Людиново особую промышленную зону. Соответствующее постановление он подписал 31 декабря 2012 года Согласно ему, уставной капитал особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Людиново» составит 2,6 миллиарда рублей[16].
Калужская область | |||
---|---|---|---|
Административный центр: Калуга Городские округа: Калуга | Обнинск Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг |
Населённые пункты на Болве́ (от истока к устью) |
---|
Калужская область |
Болва | Спас-Деменск | Новоалександровский | Верхуличи | Нагорное | левый приток Ковылинка | левый приток Дегна | левый приток Ужать | правый приток Песочня | Киров | Погост | Манино | правый приток Колчинка | Людиново | левый приток Неполоть | Сукремль | |
Брянская область |
правый приток Верещевка | Дятьково | Любохна | Фокино | Шибенец | Радица-Крыловка | левый приток Радица | Брянск (Бежица) |
см. далее: Десна |
Людиново.