22-09-2023
Московский автобус | |
Автобусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
1924 |
Количество маршрутов |
> 700 |
Типы эксплуатируемых автобусов |
Основные модели: |
Стоимость проезда |
1 поездка |
Компания-перевозчик |
ГУП «Мосгортранс» |
Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы, обслуживается ГУП «Мосгортранс». Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников (Реутов, Люберцы, Красногорск), а также районы Московской области, такие как Ленинский, Подольский, Одинцовский, Красногорский, а также Домодедовский и Химкинский городские округа, причём в пригороды ходят как полностью городские маршруты, так и пригородные, трёхзначные номера которых начинаются на пятёрку (5хх). Кроме того, существуют два «четырёхсотых» маршрута, которые связывают основную территорию Москвы с её эксклавом — Зеленоградским административным округом.
Хотя попытки организовать в городе автобусное сообщение предпринимались ещё до 1917 года, первый автобусный маршрут в Москве (Тверская застава — Каланчёвская площадь) появился в 1924 году. На линии работали в основном английские машины «Лейланд (англ.)русск.», способные перевозить только 28 пассажиров. Позднее выпуск аналогичных машин был налажен в Ярославле и на ЗиСе. В 1920—30-е годы активно развивалась маршрутная сеть, но, тем не менее, вплоть до 1950-х автобус играл очень незначительную роль в перевозках (около 8 %).
Активное развитие автобусного сообщения в городе произошло в 1950—60-е годы в связи с резким увеличением его площади и строительством новых жилых районов. Если в 1950 г. имелось 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960 г. их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 г. — уже 256 (226 и 30). Поначалу маршрутная сеть имела в основном радиальный характер (по основным магистралям), однако постепенно сформировались и хордовые линии (особенно к станциям метро). В некоторых окраинных районах автобус надолго стал единственным видом общественного транспорта. К 1980 г. число маршрутов увеличилось до 374 (342 и 32), к 1990 г. — до 527 (496 и 31). В конце 1980-х автобусом пользовалось ежедневно около 3,3 млн человек (население города составляло 8,5 млн.), протяжённость превышала 6 тыс. км, на долю автобуса приходилась треть всех перевозок общественным транспортом.
В 1990-е годы в связи с сокращением финансирования автобусное хозяйство города стало приходить в упадок. Число машин в парках сократилось на 20 % (главным образом, из-за невозможности закупать новый подвижной состав), на столько же уменьшилась и протяжённость линий, хотя последнее частично было связано с открытием новых станций метро и снятием избыточных маршрутов. Так, например, после открытия северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метро в 1991 г. было укорочено около 10 автобусных маршрутов, ранее следовавших по Бутырской улице и Дмитровскому шоссе.
С конца 1990-х годов уверенную конкуренцию автобусам (как и другим видам наземного общественного транспорта) стали создавать маршрутки.
Сейчас наибольшая густота автобусной сети — в окраинных районах, где нет метро, на хордовых направлениях между разными радиусами метро. В обоих случаях автобус выполняет функцию доставки пассажиров из жилых районов к ближайшей станции метро. В центре Москвы автобусных маршрутов практически нет, так как во времена автобусного кризиса начала 90-х годов их практически всех сократили из-за того, что там весьма плотно расположены станции метро и разветвлена сеть более экономичного и экологичного троллейбуса.
В предвоенный период московский автобусный парк пополнялся отечественными автобусами АМО-4 (1931—1933), ЗИС-8 (1934—1936), Я-6 и ЗИС-16 (1938—1941), последний с обтекаемым металлическим кузовом на деревянном каркасе на удлинённом грузовом шасси ЗиС-11 эксплуатировался до 50-х.
Во время войны большая часть московских автобусов, относившихся к городскому транспорту, была мобилизована, а оставшиеся машины переведены на газогенераторное питание. Интересно, что после победы в ВОВ значительного пополнения столичного автобусного парка трофейными автобусами не произошло, хотя отдельные экземпляры немецких автобусов проработали едва ли не до 60-х гг.
Во второй половине 40-х значительная часть отечественных довоенных автобусов ЗИС-16 была реконструирована под шасси ЗИС-150 на предприятиях Аремкуз и Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ). В 1947 году Завод имени Сталина (ЗиС) начал поставки в столичные автобусные парки передового на тот момент автобуса ЗИС-154 (1947—1949) с цельнометаллическим кузовом вагонного типа и дизель-электрической силовой установкой. Однако автобус оказался слишком ненадёжным и сложным в производстве и, начиная с 1949 года, заменялся упрощённой моделью ЗИС-155 (1949—1957) с аналогичным укороченным кузовом и обычной механической трансмиссией от грузовика ЗИС-150. В конце 50-х ему на смену пришёл усовершенствованный автобус ЗИЛ-158 (1957—1959), позже ЛиАЗ-158 (1959—1961) и ЛиАЗ-158В (1961—1970). Эти модели составляли основу подвижного состава автобусных парков с конца 50-х до середины 70-х. Появившийся в конце 60-х ЛиАЗ-677 (1967—1999) был самым массовым отечественным автобусом большого класса с 70-х до середины 90-х и использовался на линиях вплоть до середины 2000-х годов. С конца 60-х в дополнение к автобусам ЗИЛ и ЛиАЗ начали поступать массовые партии венгерских сочленённых автобусов Икарус-180, использовавшихся на линиях с большой напряжённостью (в основном, подвозным к станциям метро в районах новой застройки). С середины 70-х, с появлением более современных автобусов Ikarus 260 (одиночный) и Ikarus 280 (сочленённый), основной объём пассажироперевозок стал приходиться именно на автобусы марки Ikarus. Именно благодаря надёжным и комфортабельным автобусам данной марки московский автобусный парк оказался в состоянии обеспечивать резко возросшие в последней четверти XX века объёмы столичного пассажиропотока.
В настоящее время большую часть столичного автобусного парка (Мосгортранс) составляют отечественные автобусы большой вместимости, а именно ликино-дулёвские ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5293 и ЛиАЗ-5256, дополненные венгерскими моделями Ikarus 415, белорусскими МАЗ-103 (с 1998), Волжанин СитиРитм-12 (с 2009), Павловскими ПАЗ-3237, а также сочленённые автобусы особо большой вместимости Ikarus 280 и Ikarus 435, плюс отечественные автобусы ЛиАЗ-6212 и ЛиАЗ-6213, а также одиночные 15-метровые автобусы «Волжанин-6270» (с 2003), Волжанин СитиРитм-15 (с 2007) и МАЗ-107 (c 2004). В 1994—2003 гг. сборка автобусов Ikarus из SKD-комплектов производилась на ТМЗ. В опытной эксплуатации находятся также автобусы других отечественных и зарубежных марок.
Автобус ЛиАЗ-6212, маршрут № 227
Автобус ЯАЗ-5267, маршрут № 652
Автобус Ikarus 415.33, маршрут № 39
Автобус Ikarus 435.17, маршрут № 640
Автобус Ikarus 280.33, маршрут №44
Микроавтобус Fiat Ducato, заказной рейс
Автобус ГолАЗ-ЛиАЗ-5256.23-01, заказной рейс
Автобус Волжанин СитиРитм-15, маршрут № 92, на конечной станции
Кладбище старых автобусов недалеко от депо «Москва-Курская»
Срок и территория действия:
Вид проездных билетов | Стоимость, р. |
Разовые билеты | |
1 поездка | 25 |
реализуемый водителем | 28 |
2 поездки | 50 |
Автобус 400 | 42 |
5 поездок | 98 |
10 поездок | 195 |
20 поездок | 375 |
60 поездок | 750 |
Вид Абонементных билетов | Срок действия | Полный, р. | Льготный, р. (очная форма обучения) |
«ТАТ» Проездной на месяц (без ограничения числа поездок) | Указанный календарный месяц (по времени выхода машины в первый рейс) | 900 | 230 |
«Ёлка» Автобус пригородный (включая территорию действия ТАТ) | Указанный календарный месяц (по времени выхода машины в первый рейс) | 1500 | 410 |
Автобус 400 | Указанный календарный месяц (по времени выхода машины в первый рейс) | 1300 | 440 |
Единый билет на 4 вида транспорта, включая 70 поездок на метрополитене | Указанный календарный месяц (по времени выхода машины в первый рейс) | 2380 (по отдельности 2130) | нет |
Смарт-карты (действительны аналогично ТАТ) | |||
Активация на 1 день транспортной карты | 60 | нет | |
Активация на 5 дней транспортной карты | 250 | нет | |
Активация на 30 дней транспортной карты | 840 | нет | |
Активация на 90 дней транспортной карты | 2150 | нет | |
Активация на 365 дней транспортной карты | 7300 | нет | |
Активация на месяц для студентов вузов и учащихся средних и средне-специальных образовательных учреждений очной формы обучения | 230 | Возможна активация на текущий или следующий календарный месяц при предъявлении документа, подтверждающего право на льготную оплату проезда |
Стоимость разовых билетов на 500-е маршруты указана в соответствующей таблице.
Правила расчёта на социальных маршрутах (на договорных могут соответствовать, но не обязаны):
Например, 24 км стоят 22+5+4+5+4=40 рублей.
Оплата суммируется, неполная зона обычно считается полной. На некоторые маршруты установлена спеццена.
Новые автобусные маршруты иногда создаются в районах недавней жилой застройки (районы Новокосино, Куркино, Северный, Кожухово), остальная сеть не претерпевает больших изменений. Исключение составляют изменения, происходящие при открытии новых станций метро — как, например, изменения в районе Строгино в январе 2008 года или изменения в районах Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Орехово-Борисово Южное в связи с открытием станций метро «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово» в декабре 2011 года.
Осенью 2011 года Департаментом транспорта и связи разработана программа организации скоростного автобусного сообщения в городе[20]. В рамках данной программы планируется первоочередная организация 15 радиальных, 1 хордового и 1 двухстороннего кольцевого скоростного автобусного маршрута. Данные маршруты полностью пролегают по полосам, выделенным для общественного транспорта и предназначены как для ускоренной доставки к станциям метро жителей удалённых от метро районов, так и для разгрузки некоторых линий метрополитена. По состоянию на январь 2012 года открыты 4 скоростных маршрута:
Справочная информация
Фотографии автобусных парков
Общественный транспорт Москвы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай | ||||||
Терминалы |
|
||||||
Прочее | Метро-2 • Музей пассажирского транспорта Москвы |
Автобусные системы на территории России | |
---|---|
|
Московский автобус.