Lizinovka36.ru

Лизиновка

Новороссийский морской порт

01-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Торговый и пассажирский морской порт
Новороссийский морской порт
Акватория порта
местонахождение

Россия Россия, Новороссийск

площадь акватории

344 га[1]

площадь территории

238 га[1]

грузооборот

117 млн т грузов

пропускная способность

152 млн т грузов [1]

время навигации

круглогодично

к-во и длина причалов

88 ед., 14836 м[1]

Дополнительные сведения
капитан порта

В.В. Ерыгин [2]

ближайшая ж/д станция

Новороссийск

ближайший аэропорт

Геленджик (аэропорт)

[1]

(O)

Новороссийский морской порт — один из крупнейших портов Чёрного моря. Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской или Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Новороссийская бухта доступна для судов с осадкой до 19,0 м, а внутренняя акватория порта — до 12,5 м[3].

Содержание

История

Досоветский период

Новороссийск был основан как город-порт 12 сентября 1838 года. Уже 30 июня 1845 года «…Государь Император Высочайше повелеть соизволил: Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Чёрного моря порт для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных…».

Морская торговля стала основным направлением деятельности в городе. Уже в 1846 году Новороссийск посетили 102 российских судна и 17 иностранных. В этот период через порт экспортировали рожь, пшеницу, мёд, рыбу, табак, сахар. В 1887 году общий грузооборот порта составлял лишь 7,5 тыс. пудов. в порту не было никаких сооружений, кроме деревянной пристани общества «Русский стандарт»[4].

Значительным фактором развития морского порта и Новороссийска явилось окончание в 1888 году строительства железнодорожной линии Новороссийск-Тихорецкая. Акционерное общество Владикавказской железной дороги взяло строительство порта в свои руки, планируя завершить его к открытию железной дороги.

Ещё в 1881 году инженером Лисовским по поручению Общества был предложил проект Новороссийского порта пропускной способностью 40 млн пудов. Но после изменений, внесенных Министерством путей сообщения, проект стал невыгоден. Второй проект, представленный в 1885 году, тоже претерпел изменения.

Общество Владикавказской железной дороги было заинтересовано в скорейшей постройке порта. В 1888 году подведена железная дорога и построены пять деревянных пристаней. Они располагались перпендикулярно к берегу и представляли собой двойную линию причала. Ширина пристаней составляла 21 м, расстояние между ними — около 150 м. Это давало возможность одновременно грузиться четырём пароходам — по два у каждой линии причала. Для подвоза грузов на пристанях были уложены железнодорожные пути со стрелками, что позволяло осуществляь маневрирование поездов и сортировку вагонов в пределах самой пристани. Одна из пристаней имела два яруса. В нижнем ярусе вагоны разгружались вручную, в верхнем — двигались поезда из особых вагонеток, разгрузка которых производилась механически, через особые люки по трубам прямо в трюм судна.

Зерно являлось главным предметом экспорта через Новороссийский порт. Через порт осуществлялась перевалка зерна с Дона, Поволжья, Ставрополя и Кубани. В этих условиях порт, оказавшийся центром хлебной торговли России, был уже не в состоянии справиться с мощным грузовым потоком. Поэтому были дополнительно построены каменные, деревянные и металлические амбары. В 1894 году по американскому плану был сооружён элеватор емкостью 3 млн пудов (45 тыс. т), который не имел себе равных не только в России, но и в Европе. Погрузочно-разгрузочные работы были частично механизированы. От элеватора к пристани была проложена магистральная галерея с транспортерами.

К востоку от пристаней Владикавказской железной дороги находилась пристань нефтепромышленного общества «Русский стандарт», служившая специально для отправки нефти. Она была оборудована чугунным нефтепроводом, имела длину 150 м и ширину 8,5 м. С 1894 года, с развитием нефтяной промышленности в районе города Грозный, экспорт нефти возрастает. Для хранения нефтяных грузов Обществом Владикавказской железной дороги сооружаются 23 усовершенствованных резервуара и 3 нефтепровода для налива нефти на пароходы.

Седьмая пристань, длиной 234 м и шириной 17 м, принадлежала Русскому обществу пароходства и торговли и обслуживала его пассажирские и грузовые пароходы.

На восточной стороне порта под защитой Восточного мола была построена набережная протяженностью 844 м. Отсюда производилась отправка цемента.

Каботажный мол, сооруженный на западной стороне порта, имел длину 246 м и служил для причала небольших пассажирских пароходов, совершавших рейсы в ближайшие порты, обслуживал парусные суда.

Таким образом, Новороссийский порт, построенный и оборудованный Акционерным обществом Владикавказской железной дороги, на рубеже XIX—XX вв. стал крупным торговым центром Северного Кавказа. В конце девяностых годов был реализован проект защиты судов, стоящих у причалов порта, от штормовых ветров: силами портовых рабочих были сооружены два мола — восточный и западный. В последующие годы порт продолжал интенсивно развиваться.

Советский период

В 1920 году после ухода из города последних частей армии Деникина началась национализация порта. В ведение созданного Управления порта были переданы все гидротехнические сооружения, принадлежавшие прежде Владикавказской железной дороге и другим акционерным обществам и частным владельцам. В ведении Управления порта находились морские агентства в Анапе, Геленджике, Джубге, Архипо-Осиповке, механические мастерские, док, эллинг, судостроительная верфь и все морские сооружения и службы.

Осенью 1921 года и весь 1922 год через порт шли продовольственные грузы для голодающих Поволжья. За эту работу порт был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Через два года за участие в подъёме затопленного нефтеналивного транспорта «Эльбрус» новороссийские портовики удостоились второго Ордена Трудового Красного Знамени. Капитально отремонтированный судоремонтниками танкер «Эльбрус» вошел в строй действующих судов Черноморского флота.

К концу двадцатых годов грузооборот порта возрос, в год к его причалам швартовалось 411—438 судов.

К 1940 году Новороссийский морской торговый порт состоял из четырёх погрузочно-разгрузочных районов, импортного и цементного пирсов, каботажного участка, Восточной набережной. Портовая территория занимала 106,5 га. Количество причалов составляло 41 с их общей протяженностью 4 686 погонных метров. Часовая производительность погрузо-разгрузочных работ составляла 1 033 т, а общий экономический грузооборот за 1940 год достигал 1 554 тыс. т. В порту насчитывалось 2 076 работников, в том числе 509 грузчиков. Из работавшего, главным образом, на экспорт зерна, Новороссийский порт превратился в мощный транспортный узел по перевалке грузов каботажа. В 1940 году Новороссийский порт обработал 416 судов и 27 564 железнодорожных вагона.

В годы Великой Отечественной войны в районе порта шли бои, которые нанесли существенный урон материальной базе порта. 10 сентября 1943 года начался штурм по освобождению города и порта. 16 сентября город был освобожден. Из 40 причалов порта сохранился лишь один, но и он был сильно поврежден. Были уничтожены все склады, краны, перегрузочное оборудование. В ноябре 1943 года Государственный комитет обороны принимает решение о восстановлении первой очереди НМТП. Официальным началом деятельности морского порта после разрушений, нанесенных во время войны, считается 1 октября 1944 года. В порту на тот момент трудилось 641 человек.

К 1963 году было завершено строительство первого широкого пирса. В этом же году порт обработал 162 судна. Прогрессивный метод прямого варианта обработки грузов помог порту получить золотую медаль.

29 апреля 1964 года открыт Нефтерайон Новороссийского морского порта. В 1965 году был принят в эксплуатацию второй широкий причал. В декабре 1978 года завершено строительство глубоководного причала оригинальной конструкции в нефтегавани «Шесхарис» для приемки судов дедвейтом до 250 тысяч тонн. Гавань Шесхарис расположена в восточной части внешнего рейда порта Новороссийск, в 2,2 милях северо-западнее точки Пенай. Пирс защищен молом с севера и нефтяным причалом с юга. Глубины у нефтепирса достигают 14,5 м[5].

Современный период

В Новороссийском порту

В постсоветский период после распада СССР в Новороссийском морском порту произошло широкомасштабное перераспределение собственности и как следствие реорганизация работы порта в условиях рыночных отношений.

Для обеспечения функций государства по управлению порта, обеспечения безопасности мореплавания, экологической безопасности, надзора за соблюдением законодательства и нормативных актов в сфере торгового мореплавания в Новороссийском порту было создано Федеральное государственной учреждение «Администрация морского порта Новороссийск». Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Новороссийск» (до реорганизации 28.03.2005 г. Распоряжением № ВР-112-р Федерального агентства морского и речного транспорта — Государственное учреждение «Морская администрация порта Новороссийск») организовано 23 марта 1994 года Приказом № 26 Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ на основании Постановления Совета Министров — Правительства РФ № 1299 от 17.12.1993 года[6].

На территории морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов, которые оказывают различные виды портовых услуг: стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские и другие).

Производственную деятельность в порту с использованием причального фронта различного назначения в настоящее время ведут несколько организаций[7].:

  1. Группа компаний «Новороссийский морской торговый порт»:
    • ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (включая Нефтегавань Шесхарис);
    • ОАО «Новорослесэкспорт»;
    • ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ);
    • ОАО «ИПП»;
    • ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ);
    • ОАО «Флот НМТП».
  2. ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум — Р» (КТК-Р).
  3. ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» (НУТЭП).
  4. ОАО "Комбинат «Стройкомплект» (КСК).
  5. База технического обслуживания флота (БТОФ).
  6. ФГУП «Новороссийское управление АСПТР» Госморспасслужбы России.

В порту Новороссийска в Военной гавани находится также Новороссийская военно-морская база[8].

Грузооборот морского порта Новороссийск по итогам 2010 года составил более 117 миллионов тонн.

В порту с морского вокзала в летний период осуществляются регулярные рейсы пассажирских судов на подводных крыльях серии Колхида в Сочи и Ялту.

Показатели работы порта

Грузооборот Новороссийского порта за 2003—2011 годы составил:

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1-6/2012
Грузооборот, млн. тонн[9] 85,5 97,8 113,1 113,1 113,5 112,6 122,8 117,1 116,1 81,6[10]

Объёмы работы порта по перевалке грузов различного класса за 2009, 2010 годы характеризуются следующими данными[11]:

Класс груза Грузооборот (тонн), 2009 год Грузооборот (тонн), 2010 год
Генеральные грузы 13058059 13686025
Наливные 92045203 89742596
Навалочные 4447800 4668223
Лесные 905078 1054379
Насыпные 11718368 8008704
Режимные 339339 442830
Всех грузов 122513847 117602756

Количество судозаходов в Новороссийский порт[11]:

Типы судов Количество судозаходов. 2009 год Количество судозаходов. 2010 год
Грузовые суда (сухогрузы, контейнеровозы, балкеры, ро-ро, рефрижераторные) 2822 2840
Танкеры 1345 1251
Пассажирские 103 86
Рыболовецкие 51 30
Прочие 219 314
Итого 4540 4521

Примечания

  1. ↑ Порт Новороссийск  (рус.). Реестр морских портов. Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 1 ноября 2012.
  2. Капитан морского порта Новороссийск  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 1 ноября 2012.
  3. Порт Новороссийск  (рус.). Новопорт. Информационный портал Юга России. Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 31 октября 2012.
  4. История порта Новороссийск  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 31 октября 2012.
  5. Морской порт Новороссийск  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 31 октября 2012.
  6. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФГУ "АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКОГО ПОРТА НОВОРОССИЙСК"  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 1 декабря 2012.
  7. МОРСКОЙ ПОРТ НОВОРОССИЙСК  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 31 октября 2012.
  8. Схема порта Новороссийск  (рус.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 31 октября 2012.
  9. ESIMO — Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане — Новороссийсу — Грузооборот порта Новороссийск
  10. The Ust-Luga port enters the Top Five of the largest Russian ports  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 18 ноября 2012.
  11. ↑ СТАТИСТИКА ПО ГРУЗООБОРОТУ И СУДОЗАХОДАМ (2009-2010)  (рус.). Морская администрация порта Новороссийск. Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012. Проверено 1 ноября 2012.

См. также


Новороссийский морской порт.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16