Lizinovka36.ru

Лизиновка

Су-30

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Су-30
Тип многоцелевой истребитель[1]
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель КНААПО[2]
«Иркут»[3]
Первый полёт 1989 год
Начало эксплуатации 1992 год
Статус эксплуатируется, производится
Основные эксплуатанты Индия Индия
КНР КНР
Алжир Алжир
см. на вооружении
Годы производства с 1992
Единиц произведено заказаноː
406 Су-30МКИ/Су-30МКИ(А)/Су-30МКМ/Су-30СМ[4]
186 Су-30М2/МК2/МКВ/МКК[4]
Стоимость единицы $83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 год)
$50 млн (Су-30СМ иркутской сборки для ВВС России, 2012 год)
Базовая модель Су-27УБ
 Изображения на Викискладе

Су-30 (по кодификации НАТО: Flanker-C) — советский/российский двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27.

Первый серийный самолёт в мире, обладающий сверхманевренностью.

История создания

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30 применена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением была значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Модификации

Су-30М2 на МАКС-2013

Современные модификации Су-30 производства КНААПОː Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

Современные модификации Су-30 производства «Иркут»ː Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

  • Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракета Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
  • Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта — с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха[5].
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
  • Су-30КН (коммерческий, новый) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.
  • Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт — 2007 год. РЛС БРЛС Н011М[6].
  • Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М[6].
  • Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — версия для Вьетнама.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)— усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП[6]. Экспортная цена — около $50 млн[7].
  • Су-30МК2-V — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2[8].
  • Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин.

На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Лётно-технические характеристики[9]

Проекции самолёта Су-30

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 21,9 м
  • Размах крыла: 14,7 м
  • Высота: 6,36 м
  • Площадь крыла: 62 м²
  • Масса:
    • пустого: 18800 кг
    • нормальная взлётная: 24900 кг
    • максимальная взлётная: 34500 кг
    • предельная взлетная: 38800 кг
    • топлива: 9640 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
    • Тяга:
      • максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
      • на форсаже: 2 × 12500 кгс
    • углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
    • скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с
    • масса: 1520 кг
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
    • на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
  • Дальность полёта:
    • у земли: 1270 км
    • на высоте: 3000 км
    • боевой радиус: 1500 км
  • Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
  • Практический потолок: 17300 м
  • Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
  • Длина разбега: 550 м
  • Длина пробега: 750 м
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 1,00
    • при максимальной взлётной массе: 0,84
    • при предельной взлётной массе: 0,76
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²

Вооружение

  • Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • Точки подвески: 12
  • Боевая нагрузка: 8000 кг
  • Подвесное вооружение:
    • 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
    • Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
    • Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
    • Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Авиационные происшествия и катастрофы

По состоянию на 2013 год известно о потере в лётных происшествиях 7 самолётов семейства Су-30.

Поставки

В ВВС РФ:

  • 3 Су-30 поставлены в 1994-1996 годах.
  • 8 Су-30М2 по состоянию на конец 2013 года.
  • 16 Су-30СМ по состоянию на конец 2013 года.
  • 21 Су-30СМ поставлено в 2014 году[15]

На вооружении

Эксплуатанты Су-30
Су-30MKA
Су-30MKИ
Су-30MK2
  • Россия Россия — ВВС России: 3 Су-30,16 Су-30М2, 32 Су-30СМ; ВМФ России: 5 Су-30СМ по состоянию на декабрь 2014 года[16][17].

Поставкиː 3 Су-30[1] (поставлены в 19941996 годах), 4 Су-30М2 (2010 год, КНААПО)[18][19][20], 2 Су-30СМ (2012 Иркут), 1 передан 6 мая 2013 года, ещё 2 переданы 13 сентября 2013 года[21]. В марте 2012 года был подписан контракт на 30 Су-30СМ, в декабре того же года был подписан второй контракт на ещё 30 единиц Су-30СМ[22] а так же на 16 Су-30М2[23]. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Су-30СМ — первой партии из запланированных для ВМФ 60 Су-30СМ[24].

  • Ангола Ангола — Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997—1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007—2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.[25][26]
  • Алжир Алжир — 16 (ИАПО)[27][28]. Контракт был подписан в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года.[29] По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году[30], по два самолёта — в марте и июне 2008 года[31]). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКА до 2012 года,[32].
  • Венесуэла Венесуэла — КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
  • Вьетнам Вьетнам — 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам получил 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был заключён ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2.[33] В феврале 2010 года было объявлено, что Вьетнам приобретает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28.[34] В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2[35] до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о заключении контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн[36]
  • Индия Индия — 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ[37][38]. Завод «Иркут» поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе».[30] В ходе эксплуатации были потеряны 5 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014).
  • Индонезия Индонезия — 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 — Су-30МК 2003 г. и 3 — Су-30МК2 2007 г.) (6 — Су-30МК2 2013 г.[39]) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года).[40][41] Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин.[42][43] 10 января 2012 года подписано соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.[44]
  • Казахстан Казахстан — 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны[45]
  • КНР КНР — 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год[46] 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
  • Малайзия Малайзия — 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год[47]. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был подписан 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ.[48] Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
  • Уганда Уганда — 6 Су-30МК2[49], часть из которых поставлена в июле 2011 года[50][51], ещё часть поставлена в октябре 2011 года[52].
  • Ирак Ирак — 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года[53]. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии[54]

Изображения

Су-30 в Липецком авиацентре:

Су-30 на авиасалоне МАКС-2007:

Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-2009:

Примечания

  1. ↑ Су-30
  2. Су-30МК2 на сайте КНААПО
  3. Су-30КН на сайте «Иркут»
  4. ↑ Общее число заказанных истребителей семейства Су-30МКИ достигло 406 единиц
  5. ОАО "Компания «Сухой» — Самолеты — Военная авиация — Су-30МК — Вооружение
  6. ↑ Авиационное направление разработок
  7. У разбившегося истребителя Су-30 загорелся двигатель
  8. Годовой отчёт ОКБ Сухого 2010 год. стр.8
  9. Су-30 на сайте ОКБ Сухого
  10. Авария Су-30МК в Ле Бурже 12.06.1999
  11. «Авария Су-30МК в Ле-Бурже», Вестник Авиации и Космонавтики. (№3 1999). Проверено 22 марта 2012.
  12. Air Force’s Sukhoi jet crashes near Pune, pilots safe
  13. В Индии разбился самолет Су-30
  14. На западе Индии разбился истребитель ВВС страны
  15. "Иркут" побил рекорд по поставкам боевых самолетов
  16. Новые Су-30СМ и Як-130
  17. «Иркут» побил рекорд по поставкам боевых самолетов
  18. Lenta.ru: МАКС-2011: ВВС и ВМФ России получат 40 истребителей Су-30СМ
  19. Журнал Взлёт : ВВС переданы первые новые Су-27СМ
  20. ВВС России 10 лет спустя
  21. ЦАМТО / Новости / Корпорация «Иркут» передала ВВС России два истребителя Су-30СМ и три УБС Як-130
  22. Минобороны докупило 30 истребителей Су-30СМ
  23. Контракт на еще 16 Су-30М2 для ВВС России
  24. Минобороны и «Иркут» подписали контракт на поставку первых истребителей Су-30СМ для ВМФ. 17.1.2014
  25. «Раскрутить» союзника на Су-30 Беларусь не смогла
  26. Ангола купила российского оружия на миллиард долларов
  27. «Algeria received its second and final batch of eight Su-30MKI (A) fighters under the 2010 contract for 16 of the type; the first eight airframes had been delivered in 2011.»
  28. «Алжир — 26 (16 Як-130, 8 Су-30МКИ(А), 2 — Су-24М ?)»
  29. Иркутский авиазавод поставил в Алжир два первых истребителя Су-30МКА. avia.ru (25 декабря 2007). Проверено ???. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  30. ↑ http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.220.articles.defence_01 Газета «Военно-промышленный курьер»
  31. Иркутский авиазавод отправил в Алжир два истребителя Су-30МКА. avia.ru (2 июня 2008). Проверено ???. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  32. Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  33. Парк «сушек» расширяется. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  34. Вьетнам купил у России 12 истребителей Су-30МК, 10.02.2010
  35. Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей, 21.07.2010
  36. Вьетнам купит у России 12 истребителей Су-30МК на $450 млн — АН-online
  37. The Military Balance 2010. p.362
  38. Lenta.ru: Оружие:
  39. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: Россия завершила поставку Индонезии истребителей Су-30МК2
  40. Индонезия отказалась от закупки истребителей марки «Су»
  41. Третий Су-30МК2 прошел успешные испытания в Индонезии
  42. Индонезия возьмет ссуду на закупку шести истребителей «Сухого»
  43. Индонезия получила первые истребители Су-30МК2
  44. Россия продала Индонезии шесть истребителей Су-30МК2
  45. РИА Новости: ВВС Казахстана вскоре пополнятся российскими истребителями Су-30СМ
  46. The Military Balance 2010. P. 402, 404
  47. The Military Balance 2010. P. 418
  48. Королевские ВВС Малайзии ожидают получения последней партии Су-30МКМ
  49. Россия поставит Уганде шесть истребителей Су-30МК2. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  50. Россия передала Уганде первую партию истребителей Су-30. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  51. New Russian-built jet fighters arrive.  ??? (13 июля 2011). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  52. Россия передала Уганде вторую партию Су-30МК2. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  53. Российская военная техника, которую Ирак бросит на борьбу с сепаратистами
  54. Обама разрешил наносить авиаудары по боевикам в Ираке

Литература

  • Якубович Н. Фронтовой универсал. Истребитель-бомбардировщик Су-30 // 0130-2701.

Ссылки

  • Авиационная энциклопедия «Уголок неба»
  • Су-30 над Латинской Америкой
  • Истребители Су-30 победили в виртуальных воздушных боях самолёты 5-го поколения F-35
  • http://www.knaapo.ru/rus/products/su-30mk2/index.wbp

Су-30.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16