Lizinovka36.ru

Лизиновка

Ту-144

01-06-2023

Ту-144
Тип пассажирский
Разработчик КБ Туполева
Производитель Воронежский авиационный завод
Первый полёт 31 декабря 1968
Начало эксплуатации 26 декабря 1975,

1 ноября 1977 (пассажирские перевозки)

Конец эксплуатации 1 июня 1978 (пассажирские перевозки)
Статус снят с эксплуатации
Основные эксплуатанты МАП СССР под флагом Аэрофлота
Единиц произведено 16
 Изображения на Викискладе

Ту-144 (по кодификации НАТО Чарджер — англ. Charger — атакующий всадник) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Содержание

История

Ту-144 на почтовом блоке СССР 1969 г.
Ту-144 в Монино. Вид снизу
Ту-144 и Су-25 в Монино
Ту-144 на МАКС-2007
Ту-144 на МАКС-2007

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян[1]), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. По мнению некоторых специалистов[обтекаемые выражения], если бы двигатели «Конкорда» размещались так же, как у Ту-144, то катастрофы 25 июля 2000 года не произошло бы (из-за того что двигатели на Ту-144 не разнесены по крылу, как на «Конкорде», а сосредоточены у фюзеляжа, вытекающий керосин не попал бы в струю раскаленных газов и пожара не возникло). Однако, по версии канала National Geographic, в передаче "Секунды до катастрофы. 01. Крушение Конкорда.", возгорание топлива после разлива произошло из-за короткого замыкания, а не из-за попадания в струю раскаленных газов.

При проектировании была проведена колоссальная работа. В частности, проведено моделирование крыла при натурных испытаниях на специально подготовленном для этого истребителе МиГ-21И (летающая лаборатория для изучения крыла самолёта Ту-144).[2]

СССР-77102 в испытательном полёте 19 мая 1973

Катастрофа в Ле Бурже 1973 года

кинохроники можно видеть, что фюзеляж Ту-144 из-за возникшей перегрузки разломился в двух местах.

Экипаж Ту-144 №77102 был похоронен на Новодевичьем кладбище.[3]

Коммерческая эксплуатация

Почтовая марка Казахстана 2002 года, посвящённая 25-летию полёта Ту-144 между Москвой и Алма-Атой

Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы. Первый рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года на маршруте Москва — Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот самолёт стоил 83 рубля [4], тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля.

Памятная монета России, посвящённая Ту-144. 1 рубль, серебро.

Но коммерческая карьера Ту-144 была недолгой, его эксплуатация оказалась нерентабельна. Из-за вынужденно высокой цены на билеты, почти в полтора раза превышающей обычную, загрузка бортов была очень низкой, что привело к отказу от эксплуатации на пассажирских линиях Аэрофлота. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее (см. ниже).

Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира).

Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64.

К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов (среди них больше всего, 432 часа, налетал борт № 77114). Постройка ещё четырёх самолётов так и не была закончена.

Позже Ту-144 совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.

Катастрофа в испытательном полете 23 мая 1978 г.

23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111) после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-ей силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле деревни Ильинский Погост, неподалеку от подмосковного города Егорьевска.

После приземления через форточку кабины экипажа покинули самолёт командир экипажа В. Д. Попов, второй пилот Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолёт через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.

«Летающая лаборатория»

С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 (аналогичные используемым на Ту-160) в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура.

Опытные самолёты и модификации

Чертёж Ту-144ЛЛ
Ту-144 «Летающая лаборатория». 1997 год

Строившиеся и переоборудованные:

  • Ту-144 («044») — первый опытный образец № 68001 с двигателями НК-144. Сильно отличался многими элементами конструкции (формой и профилем крыла, размещением двигателей и стоек шасси, конструкцией стоек шасси, длиной и формой отдельных элементов фюзеляжа, катапультируемыми креслами экипажа, отстреливаемыми люками для выхода катапультируемых кресел и другими особенностями) от предсерийного и серийных и представлял собой скорее отдельную модель самолёта.
  • Ту-144 («004») — предсерийный опытный образец № 77101 с двигателями НК-144.
  • Ту-144С — серийные (опытные и эксплуатировавшиеся) самолёты с двигателями НК-144A.
  • Ту-144Д — опытные серийные самолёты с двигателями РД-36-51.
  • Ту-144ЛЛ — опытный самолёт Ту-144Д с двигателями НК-32.

Сравнительная таблица характеристик

Источники: www.tu144sst.com[5] и www.concordesst.com[6]
Ту-144 различных модификаций Concorde
Ту-144 («044») Ту-144С Ту-144Д Ту-144ЛЛ
Технические характеристики
Экипаж, чел. 4 3
Длина, м 59,40 65,70 61,66
Высота, м 12,25 12,50 12,2
Размах крыла, м 27,65 28,00 28,80 25,60
Площадь крыла, м² 438 503 507 358,6
Максимальная взлётная масса, кг 180 000 195 000 207 000 203 000 185 000
Масса полезной нагрузки, кг 12 000 15 000 13 380
Масса топлива, кг 70 000 98 000 95 000 95 680
Двигатели
Количество 4
НК-144 НК-144A РД-36-51А НК-32-1 Olympus 593
Тяга, максимальная, кН 171,6 178,0 196,1 245,0 170,0
Тяга на сверхзвуке, кН 127,5 147,0 137,5
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 2 430 2 500 2 285 2 500 2 330
Крейсерская скорость (на сверхзвуке), км/ч 2 300 2 200 2 120 2 300 2 150
Посадочная скорость, км/ч 270 295
Практическая дальность (с полной загрузкой), км 2 920 3 080 5 330 4 000
Практический потолок, м 20 000 18 300
Длина разбега, м 2 930
Длина пробега, м 2 570


Судьбы самолётов

Вечный памятник Ту-144 в музее в Зинсхайме, Германия (№ 77112)

Всего было построено 16 машин: борты № 68001, 77101, 77102, 77103, 77144 (бывший 77104)[7], 77105, 77106, 77107, 77108, 77109, 77110, 77111, 77112, 77113, 77114 и 77115. Ещё одна, последняя построенная машина (серийный номер 09-2, бортовой 77116) осталась невостребованной ни МАП, ни МГА, и ещё долго стояла на территории Воронежского авиазавода, и в итоге была порезана[8]. Кроме того, было собрано ещё несколько планеров Ту-144 для наземных испытаний.

Оставшихся в летном состоянии в настоящее время не существует. Практически полностью укомплектованы деталями и могут быть восстановлены до лётного состояния борты Ту-144ЛЛ № 77114, ТУ-144Д № 77115 и ТУ-144С № 77110.

В восстановимом состоянии

Ту-144 №RA-77114 в Жуковском
Ту-144 №СССР-77115 на МАКС 2009
  • ТУ-144ЛЛ № 77114, который использовался для тестов НАСА, хранится на аэродроме в Жуковском.
  • ТУ-144Д № 77115 также хранится на аэродроме в Жуковском. В 2007 году ТУ-144Д № 77 115 был заново окрашен в соответствии с исторической схемой окраски и выставлен для всеобщего обозрения на авиасалоне МАКС-2007, а также на авиасалонах МАКС-2009 и МАКС-2011.
  • ТУ-144С № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске

Самолёт № 77114, скорее всего, будет установлен в качестве памятника или экспонироваться на аэродроме в Жуковском. В 2004—2005 гг. с ними были совершены некие сделки по продаже их на металлолом, но протесты авиационной общественности не дали этому произойти, хотя опасность подобного исхода полностью не устранена.

Появился проект www.maks2007.com подготовки к полетам ТУ-144 № 77115 на МАКС-2011 www.aviasalon.com перелета на Сочи-2014.

В музеях

На хранении

  • ТУ-144 № 77107 хранится в [1]
  • ТУ-144 № 77108 хранится в музее [2] [3]

Несохранившиеся самолёты

  • ТУ-144 № 77102 разбился 3 июня 1973 года во время демонстрационного полёта в Ле Бурже.
  • ТУ-144 № 77111 из-за возгорания в воздухе совершил аварийную посадку недалеко от Егорьевска (самолёт был полностью уничтожен, погибло 2 человека).

Остальные самолёты были разобраны или разрезаны на цветные металлы в 90-х годах.

Ту-144 в массовой культуре

В кинематографе

Ту-144 был показан в фильме «Мимино». По сценарию, он летал в Дели и Сан-Франциско.

Был показан в конце детского фильма «Капля в море» (Киностудия им. М. Горького, 1973).

Показ Ту-144 должен был завершать фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62.[источник не указан 561 день] За год до выхода фильма Ту-144 как раз разбился в Ле-Бурже.

Был показан в начале фильма «Повесть о человеческом сердце» (Мосфильм, 1974).

Был показан в фильме «Поэма о крыльях» (Мосфильм, 1979).

В компьютерных играх

В официальных изданиях популярных авиасимуляторов, таких как Microsoft Flight Simulator, X-Plane и Flight Gear, Ту-144 не представлен. Однако группой энтузиастов выпущена модель Ту-144Д в качестве дополнения к Microsoft Flight Simulator 9. Прототипом был выбран самолёт № 77115. Ведутся также работы по адаптации модели для других симуляторов. Модель отличается достаточно высоким качеством проработки мелочей. В модели реализованы такие особенности Ту-144, как опускающийся нос фюзеляжа, аэродинамика передних убирающихся крыльев, управление центровкой путём перекачки топлива при переходе на сверхзвуковой режим полёта[9].

Изображения

См. также

Т-4 (самолёт)
Aérospatiale-BAC Concorde
Boeing 2707
Lockheed L-2000

Примечания

  1. ЕЛЯН Эдуард Ваганович. «Испытатели ЛИИ». testpilot.ru. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 12 ноября 2009.
  2. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965гг. Глава 5. Самолёты ОКБ А.И. Микояна. airwar.ru. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 12 ноября 2009.
  3. Новодевичье кладбище. Экипаж Ту-144.. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 22 августа 2011. [
  4. Из книги «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах», авторы Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
  5. TU-144 SST
  6. www.concordesst.com
  7. Туполев Ту-144С Бортовой №: CCCP-77144; Карточка борта.  (рус.). russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 22 августа 2011.
  8. Туполев Ту-144Д Бортовой №: CCCP-77116; Карточка борта.  (рус.). russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 22 августа 2011.
  9. Ту-144Д FAQ — AVSIM.su Forums

Фильмы

  • «Взлёт». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1969. 20 минут.
  • «Выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев и его могила» : все фильмы трилогии «Стрела стратосферы» (1969—1973 гг.)

Ссылки

  • «Битва за сверхзвук — правда о Ту-144» — Россия, 2008
  • История и описание Ту-144
  • Могила пилотов Ту-144 на Новодевичьем кладбище
  • Жизнь и смерть самолёта «Ту-144» (журнал «Огонёк») (та же статья в другом архиве)
  • Ту-144 краткая история создания на сайте www.testpilot.ru
  • Клуб героев Жуковского
  • На картах Яндекса, стоит в Жуковском
  • реестр выпущенных Ту-144 с подробным описанием
  • реестр всех выпущенных Ту-144 с подробным описанием на сайте Авиационной истории
  • видеокадры ТУ-144 из видеобанка tvdata
  • ТУ-144: «Русский Конкорд» жив
  • В гости к Ту-144 СССР-77107
  • Фотографии Ту-144 с МАКС-2009
  • Информация о Ту-144 на официальном сайте ОАО «Туполев»
  • Проект МАКС-2011 перелета Ту-144 в СОЧИ — 2014
  • 43-я годовщина первого полета ТУ-144

Ту-144.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16