Lizinovka36.ru

Лизиновка

Т-10

30-06-2023

Т-10М в Музее Великой Отечественной войны (Киев, Украина)
Т-10М
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 50
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик ЛКЗ
Производитель
Годы производства 19541966
Годы эксплуатации 19541993
Количество выпущенных, шт. от 2500 до 8000, по разным данным
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7250
Длина с пушкой вперёд, мм 10 560
Ширина корпуса, мм 3380
Высота, мм 2585
База, мм 4550
Колея, мм 2660
Клиренс, мм 460
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45°[1]
120 / 55+40°[1]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°[1]
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 / 47°[1]
80 / 62°[1]
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10°[1]
Корма корпуса, мм/град. 50—60
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 201 / 24°[1]
170 / 38°[1]
129 / 54°[1]
Борт башни, мм/град. 148 / 45°[1]
122 / 55°[1]
102 / 65°[1]
Корма башни, мм/град. 50
Крыша башни, мм 40
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25ТА/2А17
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. −4..+15
Углы ГН, град. 360
Прицелы Т2С-29-14, ТПН-1-29-14, ВК-4, ПУ-1
Пулемёты 2 х 14,5-мм КПВТ
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 700
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 350
Запас хода по пересечённой местности, км 200
Удельная мощность, л. с./т 15
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 3,0
Преодолеваемый брод, м 1,5

T-10 (объект 730) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Последний из серии тяжёлых танков ИС (ИС-10). Часто танк путают с его ранним вариантом — ИС-8 (май 1949), которых было выпущено 10 штук, и ИС-9 (октябрь 1952), которых было выпущено около 5 штук.

Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году[2].

Содержание

История создания и производства

История Т-10 началась в конце 1948 года, когда Главным Бронетанковым Управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка, получившего название ИС-8, был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких, как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года, название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых машин. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 60-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь толщиной 120 мм имела угол наклона в 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали.

Вооружение

Основным вооружением Т-10 являлась 121,92-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту против 2-3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.


Боеприпасы танковой пушки Д-25Т
Тип Обозначение Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Начальная скорость, м/с
Бронебойный трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б 45,96 25,1 795
Осколочно-фугасная граната ОФ-471 47,76 27,3  ?

Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель Т-10 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с при 2100 об/мин. Рабочий объём двигателя 38,8 л.

Трансмиссия состояла из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Ходовая часть Т-10М
Траки Т-10М

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Ранние варианты

Ранними вариантами серийного ИС-10 (Т-10) были танки ИС-8 и ИС-9, которые незначительно отличались установленными на них агрегатами и компоновкой[3]. Всего ИС-8 было выпущено 10 единиц, в которых одним из недостатков был отмечен недостаточный ресурс и надежность двигателя. По разным данным ИС-9 было выпущено от 2 до 8 штук.

Модификации

Серийные образцы

Т-10А

  • Т-10А

Принят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нём пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.

  • Т-10Б

Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

  • Т-10БК

Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М

  • Т-10М

Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

    • Новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
    • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
    • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
    • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
    • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
    • Противоатомная защита
    • ТДА

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

  • Т-10МК

Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Опытные образцы

Основная статья Объект 266

«Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.

Машины на базе Т-10

«Объект 268»

Основная статья Объект 268

Единственная САУ на базе Т-10, построенная в единственном экземпляре в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была вооружена 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.

«Объект 27»

«Объект 27» или ТЭС-3 — транспортабельная электростанция, являлся опытной передвижной атомной электростанцией мощностью 1,5 МВт, предназначенной для использования на Крайнем Севере. Вся конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П

Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П

«Объект 282»

Основная статья Объект 282

Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.

Машины на базе Т-10М

«Объект 271»

Основная статья 2А3

2А3 «Конденсатор» советская самоходная артиллерийская установка особой мощности, первый образец построен в 1957 году. Вооружение состояло из 406-мм пушки. Предназначалась для стрельбы ядерными боеприпасами. Выпущено 4 экземпляра.

«Объект 273»

Основная статья 2Б1

2Б1 «Ока́» советская самоходная 420-мм миномётная установка на базе Т-10М,Первый опытный образец был готов в 1957 году. Предназначена для стрельбы ядерными зарядами.

Эксплуатанты

По некоторым данным, Египет и Сирия применяли свои Т-10 в арабо-израильской войне 1973 г[источник?].

Оценка машины

Данная машина, безусловно, была одной из самых грозных боевых машин на момент создания; сочетая в себе великолепную маневренность, бронирование, орудие и технические средства такие как стабилизатор наводки 2х плоскостей, отличные приборы наблюдения и малые габариты.

Т-10 на памятниках

Т-10А установленный на Украине в г.Кагарлык Киевской области
Т-10 установленный на Украине в г.Киеве

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2009. — № 3. — С. 45.
  2. М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки. — М.: Бронеколлекция выпуск № 3, 1996.
  3. Тяжелый танк Т-10

Литература

  • М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996.
  • Карпенко А. В, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995 гг.), СПб, Невский Бастион, 1996 г.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
  • Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — 540 с.

Ссылки

Т-10 на сайте «Русская сила»

Серийные тяжёлые послевоенные танки
Конкэрор | ИС-3 | ИС-4 | Т-10 M103 AMX 50

Т-10.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16