Lizinovka36.ru

Лизиновка

Цареубийца (фильм)

23-10-2023

Цареубийца
Жанр

Историческая драма
мистика

Режиссёр

Карен Шахназаров

Продюсер

Бенджамен Брамс
Владимир Досталь

Автор
сценария

Александр Бородянский
Карен Шахназаров

В главных
ролях

Олег Янковский
Малкольм МакДауэлл

Оператор

Николай Немоляев

Композитор

Владислав Шуть

Кинокомпания

«Курьер» (Мосфильм), «Спектейтор интертейнмент»

Длительность

98 мин

Страна

СССР, Великобритания

Год

1991

IMDb

ID 0103135

Цареубийца — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 1991 году. Психологическая драма с элементами мистики. Главные роли исполняют Олег Янковский, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Ника», и британец Малкольм Макдауэлл.

Содержание

Сюжет

Врач-психиатр Смирнов (Олег Янковский) приехал из Москвы в провинциальный город, чтобы заменить уходящего на пенсию главврача местной психиатрической клиники Александра Егоровича (Армен Джигарханян). Одним из давних пациентов клиники является бывший уголовник («уже 18 лет по больницам») Тимофеев (МакДауэлл), который страдает шизофренией (раздвоением личности) и в периоды обострения этого заболевания считает себя убийцей российских императоров Александра II и Николая II. Новый главврач был поражен тем обстоятельством, что пациент приводил такие мелкие подробности из жизни цереубийц, которые ему просто не могли быть известны, поскольку тот родился на много десятилетий позднее, да и был малообразованным человеком. Мало того, в строго определенные дни у Тимофеева проявлялись те же телесные повреждения, которые были у двух убийц русских императоров — шрамы с кровоподтеками на шее, как у убийцы Александра II, которому отрезали голову, и признаки прободной язвы желудка, как у Юровского, убийцы Николая II.

Доктора Смирнова профессионально заинтересовывает этот уникальный случай и он начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед с Тимофеевым провести с ним что-то вроде шоковой терапии: сначала начать с ним общаться от имени Николая II, чтобы заставить того поверить, что перед ним — русский император, а потом показать ему, что на самом деле он не тот, за кого себя выдавал, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и тот сам не является тем, кем себя воображает, что, по мнению Смирнова, могло привести к излечению странного больного. Предшественник Смирнова пытается его от этого отговорить, заявляя, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться», но новый врач приступает к осуществлению своего замысла.

Сначала все идет именно так, как планировал Смирнов — Тимофеев безоговорочно верит, что общается с Николаем II, однако уже вскоре ситуация выходит из-под контроля врача — он невольно для самого себя начинает действительно идентифицировать себя с последним русским императором, и даже однажды обнаруживает у себя на голове кровоточащую рану, которая бесследно исчезает через сутки, не зная о том, что на том же самом месте у Николая II на голове под волосами был шрам, нанесенный ему сабельным ударом еще в юности. Александр Егорович, понимая, что с коллегой происходит что-то неладное, снова пытается отговорить Смирнова от дальнейшей работы с Тимофеевым, но тот неожиданно ему говорит: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил».

Но именно это пытается понять и Тимофеев-Юровский: «почему именно я?.. никто и ничто, сын старьевщика, рожденный на задворках российской империи?..» С одной стороны — русский император, предназначенный для этой исторической роли «самим фактом своего рождения, хотя он и ничего этого не хотел», с другой стороны — безвестный сын старьевщика. Почему это страшное дело исторического и мирового значения выпало именно ему, а не было доверено какому-то более «именитому» лицу?

В последующих беседах Смирнов и Тимофеев, они же — Николай II и Яков Юровский, рассказывают друг друг о тех обстоятельствах, которые происходили в те страшные дни и не были известны другому, делятся друг с другом своими личными мыслями и переживаниями. Смирнов-Николай II начинает понимать, что сын старьевщика Яков Юровский, по собственным словам того, «никто и ничто, рожденный на задворках российской империи», не был ни хладнокровным палачом, ни «избранным» историей, чтобы «уничтожить одну из самых великих династий в Европе» — он был лишь простым винтиком в той страшной машине русской революции, которая перемолола сотни тысяч жизней, от российского царя и его семьи, до маленькой никому не известной девочки, которая пропала без вести, уйдя утром в церковь, стоявшую напротив дома, в подвалах которого было суждено свершиться кровавой казни под руководством Юровского. Хотя имя Якова Юровского и вошло в историю, как имя палача семьи Николая II, но сам он так и остался «простым винтиком» — Ленин при встрече с ним, прекрасно зная о том, что совершил Юровский («мы с ним это сделали вдвоем, я и он»), к удивлению последнего ни словом не обмолвился об обстоятельствах исторической казни, убийства бывшего российского императора, членов его семьи и обслуги, совершенной по его прямому указанию («я все ждал… но ни слова, ни даже намека, ничего»).

Сначала Юровский считает, что ему не случайно выпала эта историческая миссия, что убийство царя и его семьи, пресечение одной из самых знаменитых царских династий и его самого поднимает по исторической значимости до уровня самого царя. Но постепенно он осознает, что на самом деле он — лишь крохотная бездушная часть огромного механизма, что-то вроде пружинки в нагане, которая сработала, когда он нажимал на курок, направляя ствол в сердце российского императора. И именно так его воспринимал Ленин — именно поэтому тот «ни словом, ни намеком», не поинтересовался у исполнителя об обстоятельствах «дела» — мнение и чувства «пружинки» не интересуют тех, кто нажимает на спусковой курок. И умирая через 20 лет в элитной палате клиники Грановского, Юровский понял, что несмотря на совершенное им историческое злодеяние, он как был «никем и ничем», так им и остался.

После очередной беседы с Тимофеевым, в которой тот, наконец, описывает подробности дня 16 июля 1918 года, когда была совершена жестокая казнь, доктор Смирнов едет в Екатеринбург, посещает там место, на котором стоял дом инженера Ипатьева — место последнего заточения и убийства царской семьи, — и ночью умирает у себя в гостиничном номере.

В ролях

Николай II с женой Александрой Фёдоровной (в исполнении Олега Янковского и Ольги Антоновой)

Съёмочная группа

Награды

  • Премия за лучшую работу художника по костюмам — Вера Романова; «Ника»-91
  • Премия за лучшую мужскую роль — Олег Янковский; «Ника»-91;
  • Главный приз МКФ в Белграде-91.

Факты

  • Художник картины Людмила Кусакова рассказывала, что для съемок пришлось восстанавливать дом инженера Ипатьева, который был полностью разрушен. Она пыталась найти хоть какие-то сведения о доме, в городском музее, разговаривала со старожилами. Случайно обнаружилось, что в местном ЖЭКе сохранились копии планов этажей дома, и по ним впоследствии были построены в павильонах интерьеры. Одну лестницу пришлось развернуть на 90 градусов, потому что она не умещалась в павильоне[1].
  • Малкольм Макдауэлл, работая над фильмом, несколько месяцев прожил в Москве, на скромной съемной квартире.[2]
  • Гонорар Макдауэлла за съёмки в фильме составил два миллиона долларов[3]. Актёр согласился сниматься в картине после того, как прочитал сценарий и встретился с Шахназаровым на Каннском кинофестивале[3].

См. также

Примечания

  1. Александр Добровольский. «Снимать кино — дело рисованное»//«Московский комсомолец», 15 июля 2009 года
  2. Советский экран журнал № 16., стр 14. — М., 1990.
  3. ↑ Мэлколм Макдауэлл — Цареубийца за два миллиона долларов  (рус.). Коммерсантъ (3 сентября 1990). Проверено 30 сентября 2012.

Ссылки

  • Полная версия фильма «Цареубийца» на YouTube (Проверено 16 июня 2011)
  • Места действия в фильме

Цареубийца (фильм).

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16