Lizinovka36.ru

Лизиновка

Александр Ржешевский

19-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Александр Георгиевич Ржешевский (12 сентября 1903, Санкт-Петербург — 19 января 1967) — советский драматург, сценарист.

История

Учился в Петроградском немецком училище им. «Святой Анны» («Аннен-Шуле»), дважды исключался за плохое поведение.

С 1918 — служил в РККФ на Балтийскиом флоте. Был юнгой Кронштадтский военно-морской артиллерийского отряда, разведчик и пулемётчик в отряде морской пехоты. Участвавал в боях против Юденича и подавления восстания форта «Красная горка» (1919—1920).

В 1923—1924 годы — сотрудник 4-го спецотдела ГПУ Ленинграда и области (борьба с политическим бандитизмом-«савинковщиной», подключался к борьбе с городским бандитизмом).

В 1926 году окончил актёрское отделение Института экранного искусства в Ленинграде.

Снялся в нескольких фильмах в эпизодических ролях, но увлёкся сочинением сценариев. Первый сценарий принёс на Межрабпом-Русь, и по котрому сразу же поставлен фильм «В город входить нельзя» 1927 года, хотя коллегия Реперткома (председатель Павел Бляхин) не давала согласия на его постановку. Фильм хотел ставить Всеволод Пудовкин, но он был занят на фильме Живой труп, снимавшийся в Германии, и режиссёром картины стал Юрий Желябужский.

Для Пудовкина будущий автор эмоциональных сценариев написал по мотивам произведений Михаила Кольцова сценарий «Очень хорошо живётся», по которому был снят фильм «Простой случай» (1930). Этот фильм назвали первой и серьёзной неудачей режиссёра.

Член Союза Писателей СССР с 1935 года.

Ржешевский был автором сценария Бежин луг, к съёмкам которого приступил Сергей Эйзенштейн, но этот проект был остановлен и закрыт.

Ржешевский ушёл в драматургию, сочинил несколько пьес, которые так и не были поставлены. Счастливым исключением стала пьеса «Олеко Дундич», написанная в соавторстве с Михаилом Кацем, которая несколько десятков лет не сходила с театральных подмостков, а в 1958-м году была экранизирована Леонидом Луковым. Автор нереализованных сценариев «В горах говорят» (1930), «Океан» (1931), «Мир и человек» (1936).

Умер 19 января 1967 года.

Стиль

Сценарии Ржешевского не давали подробного описания кадров будущего фильма, но должны были эмоционально воздействовать на режиссёра; обращая его внимание на характер поступков и состояний героев («говорит страстно, исступлённо», «бесконечно счастлив»), они должны были создавать ощущение приподнятой взволнованности. Эпизоды фильма часто были связаны не последовательным движением событий, а ходом авторских размышлений.

Такая форма «эмоционального сценария» вызвала интерес Пудовкина и Эйзенштейна, но и подвергалась критики. Виктор Шкловский так написал о нём: «Он был талантлив и преждевременен».

Пьесы

  • 1931 — «Трибунал» («Товарищи и предатели»)
  • 1934 — «Товарищи и предатели»
  • 1940 — «Здравствуй-прощай!»
  • 1943 — «Мои чудесные корабли»
  • 1941 — «Олеко Дундич»
  • 1942 — «Всегда с Вами»
  • 1952 — «Валерий Чкалов» (дилогия)
  • 1955 — «Подвиг адмирала Невельского»
  • 1955 — «Олеко Дундич» (новая редакция)
  • 1960 — «Грешнику всегда страшно»
  • «Ночь под Москвой»
  • «Солнечное затмение»
  • «Воробьёвы горы»
  • «Современный роман»
  • «Маски долой»

Фильмография

актёр
сценарист

Литература

  • Пудовкин В., Творчество литератора в кино. О кинематографич. сценарии Ржешевского, «На лит. посту», 1930, № 5 — 6; Оттен Н., Снова об «эмоциональном сценарии», «ИК», 1937, № 5; А. Г. Ржешевский. Жизнь. Кино, М., 1982.
  • Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.

Ссылки

  • РЖЕШЕВСКИЙ Александр Георгиевич // [12.09.1903 — 19.01.1967
  • РЖЕШЕВСКИЙ Александр Георгиевич
  • РЖЕШЕВСКИЙ Александр Георгиевич на сайте «История кино»
  • Александр Ржешевский на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • http://art-sch2010.narod.ru/commVR5.html

Александр Ржешевский.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16