15-04-2023
Безымянная звезда | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Игорь Костолевский |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
129 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0077230 |
«Безымянная звезда» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1978 году Михаилом Козаковым по одноимённой пьесе румынского писателя еврейского происхождения Михаила Себастьяна. Премьера фильма прошла 17 февраля 1979 года в Центральном Доме кино.
Содержание |
Румыния, 1930-е годы. В провинциальном городке, в котором среди прохожих принято здороваться с каждым встречным, а жильцы придают гипертрофированно большое значение тому, что подумают о них соседи, происходит экстраординарное событие: на железнодорожном вокзале поздним вечером останавливается дизель-электропоезд — экспресс «Синая — Бухарест», по обыкновению всегда проезжающий здесь без остановки. Остановка экспресса кондуктором поезда была сделана с целью высадки безбилетной пассажирки по имени Мона (Вертинская), едущей в Бухарест, одетой в роскошное платье и шляпку, и не имеющей в карманах ничего, кроме фишек для игры в казино. Волею судьбы в это же время на вокзале, помимо начальника станции господина Испаса (Светин), пребывает также и учитель космографии местной гимназии Марин Мирою (Костолевский).
Мона крайне возмущена и не скрывает этого. В разговоре с оппонентами она явно ощущает себя «выше» их, всячески язвит, насмехается над их родным городом. Господин Испас всё же не скрывает своей радости от того, что наконец-то в его скучной станционной жизни произошло хоть какое-то событие с элементом новизны. Кроме того, за достаточно долгое время его пребывания на этой должности ему не довелось толком составить ни одного протокола на пассажира, и вот теперь он крайне рад тому, что судьба наконец подарила ему шанс составить этот важный документ, поднимающий его значимость в своих собственных глазах. В истерике Мона заявляет начальнику станции, что проведёт ночь прямо у него в кабинете, на диване, так как идти «в этой степи» ей некуда — хоть в городе и есть гостиница, но без документов туда не поселяют, да и вряд ли скромное провинциальное убранство номеров этой гостиницы её устроит. Господин Испас, мягко говоря, не в восторге от этого — мало того, что Мона отказалась подписывать протокол, так ещё с минуты на минуту сюда должна заявиться его ревнивая жена (Будницкая). Вдруг Марин Мирою, слышавший всё происходящее, ведомый какими-то неопознанными мотивами, предлагает незнакомке ночлег у себя дома, в пристанище холостяка, а сам он при этом планирует переночевать у своего друга, так что ничего двусмысленного здесь произойти не может и Моне можно ни о чём не переживать. Она соглашается.
По их приходу к Марину, Мона, под надуманным предлогом, просит его не уходить ночевать к соседу, а остаться. Она в этот вечер неожиданно очарована обаятельным, тактичным, образованным преподавателем гимназии, проникается к нему, а также ко всему скромному убранству его жилища, большой симпатией. Марин посвящает её в свою тайну — открытие им новой звезды, которой нет ни в одном каталоге звёздного неба. Она внимает ему, позабыв обо всём на свете. Он тоже не может вполне поверить, что всё это, эта гостья «с другой планеты» в его доме — не сон. Они счастливы вместе в эту тихую погожую летнюю ночь… Утром Мона вторично сотрясает внутренний мир Марина Мирою, говоря ему о своём решении остаться здесь, с ним, навсегда. Он без ума от всех этих событий, от чувств, переполняющих в этот момент его душу. Он бросается в гимназию получить жалование (это был как раз день выплаты жалования), а потом зайти в универсальный магазин господина Паску (Рутберг) купить платье для Моны.
Но тут на дорогом автомобиле к дому Марина Мирою подъезжает друг-покровитель Моны по имени Григ (Козаков), ведомый начальником вокзала господином Испасом (ещё не оставившим надежду составить-таки протокол по всей положенной форме на безбилетную пассажирку). Григ приехал за ней из самого Бухареста. Он заходит в дом и находит Мону в крайне испуганном состоянии. Вскоре появляется и возвратившийся Марин Мирою с покупками — новым платьем (по заверению господина Паску, «лучшей вещью» в его магазине) и баклажанами для Моны. Григ обвиняет Марина Мирою в том, что он «напоил» Мону. Он просит объяснить ему, что же произошло здесь в эту ночь, какова причина того, что Мона, принимающая в Бухаресте ванны из лаванды температурой воды 36 и 6 десятых градуса, регулярно получающая от него в подарок букеты свежих цветов, привезённых самолётом издалека, пребывает сейчас «в совершенно невменяемом состоянии», испытывая восторг от «салата в горшке» (букета полевых цветов в горшке в комнате Марина Мирою), от лейки, подвешенной над проржавевшей облезлой ванной, от колодца во дворе? Мона заявляет Григу, что ему всё равно этого не понять… Она представляет Марину Грига как своего брата. Марин счастлив видеть в своём доме и брата Моны, и просит у него благословения на брак с его сестрой… Григ слегка ошарашен этим заявлением незнакомца, но тут же с большим воодушевлением принимает эту игру. Марин Мирою уведомляет «брата Моны» Грига, что он не «кто-нибудь там», а уважаемый во всём городе преподаватель гимназии, с пусть небольшим, но стабильным жалованием, с большим стажем, с положением в социальной иерархической лестнице. Грига всё больше и больше занимает эта увлекательная игра. В эту минуту он вдруг начинает узнавать о своей спутнице много нового и интересного. Его это просто захватывает. Он говорит Марину, что не может дать им своё благословение сразу, что ему всё же нужно, несмотря на все достоинства Марина, немного поразмыслить. Григ просит учителя вернуться в магазин и поменять платье для Моны на что-то «менее экстравагантное». Марин простит Мону не скучать без него и уходит. Григ удручён и поражён. Он понимает, что за эти пару минут он узнал о своей «престижной и красивой вещи» Моне больше, чем за многие годы их совместной жизни. Ему с трудом, применяя всё своё красноречие и темперамент, всё же удаётся убедить Мону «одуматься», выйти из сиюминутно охватившего её «дурмана», и уехать с ним, вернувшись в русло своей привычной жизни. Без поддержки извне, в отсутствие опоры на чей-либо авторитет, Мона не в силах ничего противопоставить доводам и напору своего покровителя, она «сдаётся» своей привычной, богатой и удобной жизни со своим надёжным спутником Григом, возвращаясь в её лоно. По приходу Марина она всё ему объясняет. В этот момент Марин и Мона вдруг понимают, что «сон», «наваждение» наконец начинает покидать каждого из них. Они молчат, глядя друг на друга, оглушённые так отчётливо и прозрачно открывшейся им истиной… Григ и Мона садятся в автомобиль и уезжают.
Тогда Козаков пригласил Игоря Костолевского, который, как оказалось, давно мечтал об этой роли. Он, снявшись уже в нескольких известных картинах, в своём театре Маяковского оставался актёром второго плана — велика была конкуренция. Анастасия Вертинская сразу дала согласие на роль. Козаков знал её и как кинозвезду, и как замечательную театральную актрису. Она была первой красавицей театра «Современник», а некоторые отдавали ей и всесоюзное первенство. Со Светланой Крючковой Козакова роднила пламенная страсть — любовь к поэзии. Они читали друг другу стихи ещё в общежитии БДТ.
Фильмы Михаила Козакова | |
---|---|
1970-е | Ночь ошибок (1974) • Безымянная звезда (1978) |
1980-е | Покровские ворота (1982) • Если верить Лопотухину (1983) • И свет во тьме светит (1988) • А это случилось в Виши (1989) • Визит дамы (1989) |
1990-е | Тень, или Может быть, всё обойдётся (1991) • Ужин в четыре руки (1999) • Чествование (1999) |
2000-е | Джокеръ (2002) • Медная бабушка (2004) • Играем Шекспира (2004) • Очарование зла (2006) |
Безымянная звезда (фильм).