19-10-2023
Государство Само — раннесредневековое славянское государственное образование (союз племён, конфедерация), упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Точных данных о границах государства не сохранилось, предположительно являлось предшественником Карантании или Великоморавской державы. Основным источником по истории государства Само является Хроника Фредегара[1]. Все остальные источники созданы позже.
Согласно Хронике Фредегара, государство было создано франкским торговцем из Сенонской области[2] по имени Само на славянских землях. Финский филолог Й. Миккола полагает, что торговец Само был галлоримлянином. Он возглавил восстание славян (вендов) против Аварского каганата, в итоге был избран королём (военным вождем) и выиграл войну. Хроника Фредегара относит это событие к 623 году[3]. Однако существуют сомнения в франкском происхождении Само. Так поздняя традиция, записанная в созданной около 870 года в Баварии «Conversio Bagoariorum et Carantanorum» («Обращение баваров и хорутан»), считает Само славянином: «Во времена славного короля франков Дагоберта славянин некий, именем Само, проживавший у хорутан, был вождём этого племени»[4].
В 631 году на территории государства Само было убито несколько франкских купцов. В ответ франкский король Дагоберт I выслал карательную экспедицию. Однако в битве под Вогастисбургом, продолжавшейся 3 дня, Само разбил франкскую армию. После этого славяне вторглись в Тюрингию и некоторые другие земли, контролируемые франками. Кроме того, к Само присоединился сорбский князь Дерван[5]. Только в 636 году герцог Тюрингии Радульф смог разбить славян, заставив их бежать[6]. Однако после смерти Дагоберта I Радульф сам восстал против франков, разбив в 641 году сына Дагоберта, короля Австразии Сигиберта III. Он стал считать себя королем Тюрингии и заключил договор о союзе с Само[7].
После смерти Само в 658 году государство, созданное им, распалось под напором авар.
В 1990-2000-х гг. проблема «государства Само» рассматривалась с разных точек зрения: источниковедческой (В. К. Ронин), историко-правовой (И. В. Петров), археологической (А. Авенариус).[8]
Государство Само.