Lizinovka36.ru

Лизиновка

Евангеликализм

12-09-2023

(перенаправлено с «Евангеликализм»)
Перейти к: навигация, поиск
Протестантизм
Реформация
Доктрины протестантизма

Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды


Церкви Реформации

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство


Постреформационные движения

Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннонитство · Методизм · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение


«Великое пробуждение»

Евангельские христиане · Ривайвелизм


Протестантизм по странам


Протестантский фундаментализм
Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Ева́нгельские христиа́не (еванге́лические христиане) — группа родственных протестантских деноминаций, таких как меннониты, баптисты (в России — евангельские христиане-баптисты), пятидесятники и евангельские христиане (прохановцы). Иногда в группу евангеликов относят [кто?] методистов, пресвитериан и «умеренных» харизматов.

Основные характерные черты евангельских протестантских церквей: акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция.

Принципиальным отличием евангельских христиан является их особое отношение к Библии (и, в первую очередь, Новому Завету) как к единственному абсолютно авторитетному источнику для веры и жизни, они считают, что Церковное Предание только отдаляет христиан от законченного Божьего откровения, данного в Священном Писании.

Особенности вероучения

О том, что авторитетом в данном направлении христианства является только Библия баптистский пастор и миссионер начала XX века Яков Винс в популярной среди евангеликов катехизационной брошюре «Наши баптистские принципы» написал:

"…кладём в основание всех вопросов веры и жизни исключительно авторитетное Слово Божие, и отвергаем всякую ПРИМЕСЬ человеческого учения, постановления и предания, исходят ли таковые от Римских пап, православных епископов или Вселенских соборов. Принципы, за которые мы стоим, не человеческого происхождения, но БОЖЕСТВЕННОГО, почему мы и отвергаем в самой категорической форме все то, чего нельзя доказать словами: «Так говорит Господь».[1].

В изложении вероучения Российского Союза Евангельских христиан-баптистов 1985 года говорится о вере в спасение через веру во Христа следующим образом:

«Мы верим, что по вере в жертвенную смерть и воскресение Иисуса Христа каждый человек получает прощение грехов и вечную жизнь, рождается заново (свыше), становится дитём Божьим и получает дар Святого Духа».[2]

Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчёркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в ее Таинствах не спасают в отсутствии личной веры человека.

Считается также, что никакие добрые дела, без веры во Христа, не обеспечивают спасение души. В некоторых конгрегациях подчёркивается, что вера без добрых дел не спасает, поскольку является «мёртвой».

Вероучение Российского Союза Евангельских христиан-баптистов утверждает необходимость покаяния и рождения свыше так:

«Покаяние, обращение включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем… Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царство Божие… Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией»[2]

Евангельские христиане верят, что рождение свыше является обязательным условием для обретения спасения. Под «рождением свыше» подразумевается не принятие водного крещения (как в православии), а особое духовное переживание при обращении к Богу, возрождение мертвого духа человека. При рождении свыше человек переживает покаяние (раскаяние в прежнем греховном образе жизни) и радость от осознания, что его грехи прощены благодаря жертве Иисуса Христа. Рождение свыше должно сопровождаться отказом от греховного образа в жизни в дальнейшем.

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Ин. 3:5-8)

Богослужения

Крещение евангельских христиан-баптистов, август 2008 года, Владивосток. Рядом стоят четыре девушки, которым тоже через несколько минут предстоит быть крещенными

Основное богослужение (иначе их еще называют "собраниями") в евангельских церквях проходит, как правило, по воскресеньям. Также проводятся собрания в будние дни. Распространены так называемые «домашние группы» — общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.

Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и молитв между песнопениями (так называемое Служение Прославления); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.

Основными обрядами (или Таинствами — у евангельских христиан используются и то и другое понятия) являются Крещение и Вечеря Господня (иначе называемая Причастие или Хлебопреломление).

История

Современное евангельское христианство получило стимул для своего развития в период Реформации. Влияние на богословие евангелистов оказали идеи кальвинизма и анабаптизма. Наиболее ранним проявление постреформационного евангельского христианства стало меннонитство, в дальнейшем возникает ряд течений: баптисты, методисты, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

Евангельские христиане считают, что христианство первых веков было евангельским, поскольку основывалось на учении Христа. Однако, под влиянием человеческого Предания, Церковь отклонилась от евангельского пути, что повлекло за собой чудовищные ошибки прошлого (сращивание с государством, религиозные войны, инквизицию и т. п.). Тем не менее, по их мнению, во все времена встречались люди, исповедовавшие схожее с ними учение, как строящееся непосредственно на Евангелии.

Ещё до европейской Реформации, внутри ограды официальной церковной организации или вне её, возникали течения, которые евангельские христиане считают близкими себе по духу. В Европе — это вальденсы, последователи Уиклифа, лолларды, гуситы… На Руси — стригольники, нестяжатели.

На развитие евангельского движения повлияли работы основателя пиетизма Филиппа Якоба Шпенера и Августа Германа Франке.

Впервые евангельские христиане появились в XVIII веке в Англии и Новой Англии. Считается, что первыми проповедниками этого движения стали уэльский методист Хауэлл Харрис и уэльский кальвинист Даниэль Роулэнд[3]. В этом же веке в Масачусетсе проповедовал Джонатан Эдвардс, повлиявший на развитие американского пиетизма в Северной Америке. В 1735 году в евангельское движение перешёл методист Джордж Уайтфилд, под влиянием которого в 1739 году в евангелики перешёл младший брат основателя методизма Джона Уэсли Чарльз Уэсли. Под их влиянием в английских колониях в Северной Америке произошло Великое пробуждение в сороковых годах XVIII века. Во время Великого пробуждения подчёркивалась чувство глубокого личного обращения и необходимость в спасении через Иисуса Христа. Великое пробуждение было направлено на среднего человека, которому предлагались новый стандарт нравственности и духовный самоанализ с отрицанием значимости обрядов. Подчёркивалось так называемое божественное излияние Святого Духа, необходимое для интенсивной любви к Богу.

В 1790 году в Северной Америке возникло так называемое Второе Великое пробуждение, которое привело к увеличению численности методистских и евангелистических общин. В конце XIX века стало развиваться Движение святости, основанное на идеях Арминия и отошедшее от идей методизма. Джон Нельсон Дарби разработал идеи современного диспенсационализма, который стал инновационной протестантской библейской интерпретацией, ставшей основой последующего богословского учения евангельских христиан. Диспенсационализм получил дальнейшее развитие в библейских толкованиях «Scofield Reference Bible» Сайруса Ингерсона Скоуфилда. Как считает Марк Свитнэм, диспенсационализм своим учением о буквальном толковании Библии, утверждением о поэтапном историческом отношении Бога с человечеством, ожиданием ближайшего пришествия Иисуса Христа, апокалиптистическими и премилленаристическими идеями стал импульсом для возникновения движения евангельских христиан[4]. Во второй половине XIX века известным проповедником диспенсационализма стал Чарльз Гаддон Сперджен, С 50-х годов XIX века до 20-х годов XX века значимое значение на развитие движения евангельских христиан повлияла так называемая Принстонская богословская школа, представителями которой были Арчибальд Александер и Бенджамин Варфелд.

В начале XX века в движении евангельских христиан начала XX века доминировали идеи фундаментализма, которые отвергали либеральное толкование Библии и подчёркивали непогрешимость Библии. После Второй мировой войны возник раскол среди евангельских христиан на основе отношения к неверующей окружающей среде. Возник термин нео-евангелизм, который предложил Харольд Джон Оккенга в 1947 году, который стал основой идентификации некоторых групп евангельских христиан, которые отказались от фундаментализма и стали придерживаться идей диалога с миром и применения евангелия в социальных, политических и экономических областях. Фундаменталисты отвергли идеи нео-евангелизма, став называть последователей Харольда Оккенги «нео-евангеликами». Представителем нео-евангелизма стал Билли Грэм, который впервые стал вести диалог с неевангельскими христианами, в частности с Римско-Католической церковью, которая считала евангелистов еретиками. Послевоенный период характеризуется экуменическими усилиями со стороны евангельских христиан и основанием Всемирного Совета церквей, в котором первоначально евангельские христиане приняли самое активное участие.

С 60-х годов XX столетия года в среде евангельских христиан стало развиваться пятидесятническое богословие, которое привело к тому, что от евангельских христиан отделились пятидесятнические общины.

В конце XX века в учение евангельских христиан стали проникать идея постмодернизма.

История движения евангельских христиан в России

Казнь стригольников в Новгороде в 1375 году. Миниатюра Никоновской лицевой летописи, XVI век

Духовная традиция, схожая с евангельским христианством, появилась на Руси в XIVXV веках. Ряд исследователей считают это следствием изменений внутри государства и внутри русской православной церкви. Киевская Русь сменилась Русью Московской, с которой связаны понятия как «Святая Русь» и «московское благочестие».

«Если для выдающихся христианских подвижников Киевской Руси были характерны любовь к Евангелию и христианской литературе, глубокое богословское размышление и стремление к жизни по Писанию, то для Московской Руси и ее подвижников характерны культ дел, имеющих значение для спасения, всепроникающего обряда, имеющего магическое значение, и внутреннее самоуглубление, открывающего путь к истине», — отмечает почетный доктор исторического богословия СПбХУ Марина Каретникова в своей книге[5].

В результате на Руси возникло движение стригольников, которое возглавили представители низшего православного духовенства дьяконы Никита и Карп, протестовавшие против «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей). Стригольники выступали за пересмотр установлений православной церкви с точки зрения Евангелия и призывали вернуться к первохристианству. В конце концов со стригольниками расправились физически — большое количество их было утоплено.

Позднее идеи, схожие с идеями современного евангельского христианства, в большей или меньшей степени проявлялись в среде беспоповцев и различных течениях духовного христианства.

Общины евангельских христиан появились в России вместе с основанием немецких колоний, в числе жителей которых присутствовали меннониты и представители евангельских движений кальвинистского направления. Резкий рост движение пережило с середины 50-х годов XIX века, когда общины евангельских христиан начали формироваться среди коренного населения страны. На Юге России и Украине это выразилось в штундистском движении, на Кавказе в молоканской среде стали образовываться также и баптистские общины, а в г. Санкт-Петербурге и на Северо-Западе Российской империи основную роль сыграла проповедь миссионера из числа плимутских братьев лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока, которому удалось убедить в истинности учения евангельских христиан ряд представителей русской аристократии, в частности отставного гвардии полковника Василия Александровича Пашкова.

Учениками Редстока была организована миссионерская деятельность среди рабочих Санкт-Петербурга, которая впоследствии была перенесена в Московскую, Тверскую, Тульскую, Нижегородскую, Псковскую и другие центральные губернии России.

В 1909 году после провозглашения веротерпимости в России в г. Санкт-Петербурге был проведён съезд, учредивший Союз Евангельских Христиан во главе с Всероссийским советом евангельских христиан (ВСЕХ), председателем которого стал Иван Степанович Проханов.

Несмотря на усилия руководства, данному союзу не удалось объединить под своим началом все евангельское движение России, так как ранее созданный Союз русских баптистов Южной России и Кавказа продолжил функционировать самостоятельно, поддерживая общение со ВСЕХ, но отказываясь от административного объединения.

Во время Первой мировой войны под давлением православного духовенства, представлявшего евангелистов немецкими шпионами, многие общины подверглись разгрому.

Дом молитвы евангельских христиан (бывший костёл)

В марте 1917 года Проханов выступил с проектом социально-политических преобразований на основе религиозной реформации. Для осуществления этого он предложил создать христианско-демократическую партию «Воскресение», но не нашел поддержки у единоверцев.

Октябрьскую революцию 1917 года значительная часть евангелистов восприняла отрицательно, но в 20-х годах перешла на более лояльные позиции, чему способствовало относительно терпимая политика советской власти по отношению к движению вплоть до второй половины 20-х годов. В 30-х годах многие верующие подверглись репрессиям, тем не менее, деятельность ВСЕХ с краткими перерывами продолжалась до 1944 года, когда на его основе, путём включения в состав органа баптистских представителей, был образован Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов.

После распада СССР и принятия российским руководством более либеральной политики в религиозной сфере, отдельные общины евангельских христиан вновь стали действовать самостоятельно от объединений баптистов, также сформировались новые объединения, именующиеся евангельскими христианами и исповедующими богословие евангелизма.

В процессе подготовки и проведения Юбилейного Конгресса ВСЕХ (100 лет в России) в 2009 году, движение евангельских христиан в России переформировалось как Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ). Председателем Совета ВСЕХ был избран Валериан Павлович Тен. Секретарь Совета ВСЕХ — Александр Трофимович Семченко.

Перед подготовкой Второго Конгресса ВСЕХ, прошедшего в апреле 2011 году был переизбран Председатель Совета ВСЕХ — Колесников Павел Николаевич.

Евангельские течения

Помимо конфессионального деления, специалистами в структуре движения евангельского христианства усматриваются два основных направления: либеральное и консервативное. Крайним проявлением последнего является фундаментализм.

Большинство евангельских христиан, несмотря на явные разногласия в ряде вопросов (либерализм и консерватизм, благодать и кальвинизм) считают другие евангельские конфессии родственными.

См. также

Ссылки

  1. Винс Я. Я. «Наши баптистские принципы»
  2. ↑ Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года
  3. Bebbington, David W (1993). Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s to the 1980s. London
  4. Sweetnam, Mark S (2010), "Defining Dispensationalism: A Cultural Studies Perspective",Journal of Religious History 34 (2): 191–212.
  5. «Русское богоискательство»

Евангеликализм.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16