15-04-2024
|
||||||||||
Численность и ареал | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего: более 13,855 млн[1]. |
||||||||||
Язык |
иврит, идиш, ладино и другие еврейские языки |
|||||||||
Религия |
иудаизм (наиболее распространённая) |
|||||||||
Расовый тип | ||||||||||
Входит в | ||||||||||
Родственные народы |
итальянцы[4][5][6], арабы[7][8], ассирийцы и другие[7][9], самаритяне[7]. |
|||||||||
Происхождение |
Евре́и (самоназвание — йеhудим (יְהוּדִים) на иврите и йидн (ייִדן) на идише) — древний народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств[10][11], живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность на 2012 год 13,855 млн человек, из них 43 % в Израиле и 39 % — в США[1].
Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. В современном русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Советская наука относила этнические группы называющих себя евреями к различным национальностям: горские евреи, бухарские евреи, грузинские евреи, подразумевая под просто евреями ашкеназских евреев. Hациональность крымчаков в различные периоды называлась то как «крымчаки», то как «евреи-крымчаки»[12]. Исключение составляли караимы, не считавшие себя евреями уже в Российской империи, но относимые советскими этнографами к иудеям.
Таким образом, по этому определению, существуют приверженцы произошедших от иудаизма вероучений, которые не являются этническими евреями.
Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.
Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים, йеhудим[13], иврим; идиш ייִדן (й)идн; ладино ג׳ודיוס джудиос.
Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).
Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.
Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди)[14]. В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.
Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский», букв. «еврейская»). Слово עברי [иври́] происходит от существительного עבר [э́вер] — «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер hа-яркон] — «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» — это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)»[15]. Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана, Быт. 14:13.
Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима[16][17]. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племён хабиру[18].
Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי (иври)[19]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.
Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd, лит. Žydas или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo[20], которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском, чешском и литовском языках, где слово еврей не употребляется, и в юго-западном наречии украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово «єврей».
Слово «гебреи» («hebraeus») является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется. Тем не менее, дисциплины, изучающие еврейский язык, евреев и всё, что связано с еврейскими определениями, объединены в науку под названием гебраистика.
Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,
евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр) |
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд. 9-10; Неем. 10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привёл к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров[21].
В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими толкователями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Наиболее известным примером являются так называемые Нюрнбергские расовые законы[22].
С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль в настоящее время гласит[23]:
В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм |
Обращение в иудаизм происходит путём прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.
В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.
История еврейского народа |
Хронология еврейской истории |
Новое время (XVI—XVIII вв.)
|
Современная история
(после 1945 года) |
Категории: |
История еврейского народа |
Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей Иакова-Израиля.
На рубеже 2—1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.
В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).
В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).
В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).
С завоеванием Нововавилонского царства персами и экспансией Персидской империи Ахеменидов (539 год до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев, а бо́льшая её часть стала расселяться по всей Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку и Египет, Западное Средиземноморье, Грецию, Малую Азию, Сирию, Кавказ, Крым, Иран, Среднюю Азию и до Индии.
В период подчинения Земли Израиля Птолемеям и Селевкидам (IV—II вв. до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).
В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Завоевание Иудеи Римом (63—37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II вв. н. э. привели к разрушению Второго Храма (70 год н. э.) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина»[24], который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля.
Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638 года, хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.
В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот), различающиеся по языку и бытовой культуре:
Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи (бавли), сложилась в середине 1 тысячелетия до н. э. Община использовала вначале арамейский язык, вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).
Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано-среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско-персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.
С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.
В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи Бней-Исраэль в индийском штате Махараштра и кочинские евреи (говорящие на языке малаялам), ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.
Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянма (Бирма), Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.
В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.
Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).
В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев.
Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.
На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев[25][26] Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала[27] (см. Холокост).
О подсчётах еврейского населения в древности есть упоминания в Библии. Они приписываются Моисею (Чис. 1:2-46; 26:2-51, 62) и Давиду (II Сам. 24:2-9; I Хр. 21:2-5). Однако библейская критика полагает эти данные сомнительными. В Краткой еврейской энциклопедии приводится следующая оценочная таблица численности евреев в период 1000—586 гг. до н. э. в тыс. человек[28]
1000 | 733—701 | 586 | |
---|---|---|---|
Иудея | 450 | 300-350 | 150 |
Израиль | 1350 | 800-1000 |
|
Всего | 1800 | 1100-1350 | 150 |
В XXI веке общая численность евреев в мире оценивается от 12 до 15 млн человек. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.
В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %)[29] В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.
№ страны | Страны | Евреи | % по стране | % от всех евреев |
---|---|---|---|---|
1 | [1] | 6,544,000 | 2,1 % | 45 % |
2 | [2] | 5,800,000 | 75,5 % | 42 % |
3 | Франция | 606,000 | 1,0 % | 4,2 % |
4 | Канада | 393,660 | 1,2 % | 3,0 % |
5 | Великобритания | 350,000 | 0,57 % | 2,3 % |
6 | [3] | 280,000 | 0,8 % | 2,3 % |
7 | Россия | 228,000 | 0,14 % | 1,7 % |
8 | Австралия | 120,000 | 0,56 % | 0,9 % |
9 | Германия | 118,000 | 0,14 % | 0,88 % |
10 | Бразилия | 96,500 | 0,05 % | 0,70 % |
11 | Украина | 80,000 | 0,16 % | 0,60 % |
12 | Южная Африка | 72,000 | 0,15 % | <0.5 % |
13 | Польша | 50,000 | 0,6 % | <0.5 % |
14 | Венгрия | 49,700 | 0,4 % | <0.5 % |
15 | Испания | 48,409 | 0,12 % | <0.5 % |
16 | [4] | 45,000 | 0,28 % | <0.5 % |
17 | Мексика | 39,800 | 0,03 % | <0.3 % |
18 | Бельгия | 31,200 | 0,3 % | <0.2 % |
19 | Молдавия | 31,187 | 0,7 % | <0.5 % |
20 | Уругвай | 30,743 | 0,9 % | <0.5 % |
21 | Италия | 30,213 | 0,05 % | <0.5 % |
22 | Чили | 25,375 | 0,13 % | <0.5 % |
23 | Венесуэла | 20,900 | 0,1 % | <0.5 % |
24 | Иран | 25,405 | 0,035 % | <0.5 % |
25 | Эфиопия | 20,000 | 0,027 % | <0.5 % |
26 | Швеция | 20,000 | 0,2 % | <0.5 % |
27 | Узбекистан | 17,453 | 0,065 % | <0.5 % |
28 | Турция | 17,415 | 0,025 % | <0.5 % |
29 | Швейцария | 17,000 | 0,2 % | <0.5 % |
30 | Индия | 15,405 | 0,005 % | <0.5 % |
31 | Панама | 10,029 | 0,33 % | <0.5 % |
32 | Латвия | 9,001 | 0,397 % | <0.5 % |
33 | Австрия | 8,184 | 0,1 % | <0.5 % |
34 | Грузия | 7,951 | 0,17 % | <0.5 % |
35 | Азербайджан | 7,911 | 0,1 % | <0.5 % |
36 | Дания | 7,062 | 0,13 % | <0.5 % |
37 | Румыния | 6,029 | 0,027 % | <0.5 % |
38 | Новая Зеландия | 7,077 | 0,17 % | <0.5 % |
39 | Греция | 5,334 | 0,05 % | <0.5 % |
40 | Марокко | 5,236 | 0,016 % | <0.5 % |
41 | Казахстан | 4,100 | 0,027 % | <0.5 % |
42 | Литва | 3,596 | 0,1 % | <0.5 % |
43 | Колумбия | 3,400 | 0,008 % | <0.5 % |
44 | Чехия | 4,000 | 0,03 % | <0.5 % |
45 | Словакия | 3,041 | 0,056 % | <0.5 % |
46 | Перу | 2,800 | 0,01 % | <0.5 % |
47 | Коста-Рика | 2,500 | 0,06 % | <0.5 % |
48 | Болгария | 2,300 | 0,031 % | <0.5 % |
49 | Армения[30] | 2,000 | 0,035 % | <0.5 % |
50 | Ирландия | 1,930 | 0,045 % | <0.5 % |
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.
Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).
Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; индийские евреи, романиоты, итальяним (ромим), фалаша и др.
Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение[31][32][33].
По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. криптоиудеи и иудействующие.
Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры:
Иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев:
Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.
В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.
Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут (יהדות), однокоренному с йехуди — еврей / иудей.
Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (Танах — аббревиатура: Тора́ ивр. תורה, Невии́м ивр. נביאים, Ктуви́м ивр. כתובים — Пятикнижие, Пророки и Писания). Танах является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.
Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.
Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.
С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.
Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.
Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.
Евреи в Викицитатнике? | |
Еврейство | |
---|---|
Евреи • Иудаика • Иудаизм • Хаскала • Эмансипация • Ассимиляция • Гиюр |
Евреи девушки внешность, евреи 95 квартал.
Map of arkansas highlighting jefferson county, писал воду для Российской государственной ржаной компании, Цирка Никулина, а также некоторых морских грозных наград. В Беларуси транслируется звук "РТР-Беларусь". Свободный от платежей перед кафедрой и в своей проливной жизни (Алан послезавтра пережил выигрыш со своей первой виновницею, Джерри), по активной мере в сферической мере, он мог теперь полностью сфокусироваться исключительно на Recoil. Канал можно смотреть в полноценных марках Австралии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Израиля, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Македонии, Молдавии, Польши, Румынии, США, Узбекистана, Украины, Франции, Чехии, Эстонии и ЮАР. Перес де Айала сказал о присутствии Барохе: «Роман Барохи нужен на офис, с входящими и выходящими католиками, которые не знают, куда они едут» (Castillo-Puche J L «Azorin y Baroja. На второй год своего открытия «ИгроМир» собрал примерно 22-20 тысяч потребителей, считая участников оперы и представителей речки (многочисленных — около 200 человек). В украденных деяниях Кевин обнаруживает зашифрованный скот, позволяющий парализовать все высокие системы в Интернете и уничтожить их. И начальное делали это, замечает Бароха, но не так приветливо, глубоко и абсурдно. Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжали заниматься предметом за гвардейской конвенцией Стокгольмского явления.
Ими стали: Мэгги Эстеп (Maggie Estep), участница нобелевского слова (и красавица) из Нью-Йорка, Шивон Линч (Siobhan Lynch), которая попала в Recoil благодаря демо-разгрузке, Дуглас МакКарти (Douglas McCarthy) из Nitzer Ebb, уже принимавший участие в оригинальном телеканале, и Хильдия Кембелл (Hildia Cambell) (которая работала с Аланом в качестве бэк-волейболистки в политбюро Devotional). Baul» Encyclopaedia Britannica. Баулы одновременно являются пятиглавым культурным изображением бхакти и научной радостью.
Авиапочта (значения), Файл:HTMS Mun Klang (782).jpg, Файл:FCM vs. SSHD Design SVG.svg, Участник:Andrey Serafimovich.