13-10-2023
Михаил Сергеевич Жезлов | |
Род деятельности: |
руководитель предприятий авиационной промышленности, директор моторостроительного завода №24 (1941—1950) |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
станица Верхне-Чирская, Российская империя |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
11 сентября 1960 (61 год) |
Место смерти: | |
Награды и премии: |
Михаил Сергеевич Жезлов (24 сентября (6 октября) 1898, Верхне-Чирская — 11 сентября 1960, Москва) — советский хозяйственный деятель, организатор производства авиационных двигателей в СССР, генерал-майор инженерной службы (1944), Герой Социалистического Труда. Один из организаторов производства двигателей М–88Б для бомбардировщиков Ил-4, АМ–38Ф и АМ–42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
Содержание |
Внешние изображения | |
---|---|
Жезлов | |
Фотография |
Родился в 1898 году в станице Верхне-Чирская Царицынского уезда Саратовской губернии в семье рабочего-столяра речной пристани. После смерти отца переехал с семьей в Харьков, где окончил школу и ремесленное училище. Работал подручным слесаря на заводах «Гольферск саде» и «ВЭК». В декабре 1917 года вступил в Красную Гвардию, до 1923 года воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах Гражданской войны. В 1923—1924 работал в киевском окружном суде. С 1924 года работал на фабрике «Освобожденный труд». В 1926 стал секретарем парткома авиамоторного завода №24. В 1930—1935 учился в Промакадемии. С 1935 по 1937 работал главным механиком завода №24. С 1937 года директор агрегатного завода № 32. В январе 1941 года назначен директором моторного завода № 24 им. М.В. Фрунзе, начал структурную и техническую реорганизацию завода. В первые два месяца войны увеличил выпуск моторов АМ-38 в два раза. 16 октября получил приказ о эвакуации завода из Москвы в Куйбышев. 27 ноября был отправлен последний эшелон на новую площадку, с корпусами без крыш и часто без стен. 29 декабря 1941 года был испытан первый мотор собранный на новом месте. 19 августа 1944 года получил звание генерал-майор инженерно-авиационной службы. После войны развернул активное строительство жилья, зон отдыха, различных учреждений. Стоял у истоков создания футбольных «Крыльев Советов».
В 1950 году в период борьбы с космополитизмом был снят с должности директора завода № 24. Вернулся в Москву, где работал заместителем директора завода №134. С 1954 по 1958 — директор Государственного союзного опытного завода №51 МАП в КБ Сухого[1]. Преподавал в Московском авиационном институте, заведовал кафедрой производства авиадвигателей.
Умер 11 сентября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. 6 октября 1987 года на стене одного из цехов завода имени Фрунзе была установлена памятная табличка с надписью:
«В этом корпусе работал Герой Социалистического Труда Михаил Сергеевич Жезлов. Парторг завода 1926—1928 гг. Директор завода 1941—1950 гг. Под его руководством была проведена эвакуация завода из Москвы и через 2,5 месяца организован выпуск моторов для боевых самолетов-штурмовиков ИЛ-2».
Жезлов, Михаил Сергеевич.