Lizinovka36.ru

Лизиновка

Железная дорога Абакан — Тайшет

21-10-2023

Железная дорога Абакан — Тайшет, «Трасса мужества» — железная дорога, строившаяся в 1959—1965 годах на территории Красноярского края, частично республики Хакасия и Иркутской области. Является продолжением железной дороги НовокузнецкАбакан, построенной в 1949—1950 годах. Строительство дороги АбаканТайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, на строительство дороги прибыли молодые люди со всего СССР.

Километраж начинается в Новокузнецке и заканчивается в Тайшете.

Содержание

Железнодорожная магистраль

Длина участка Абакан — Тайшет составляет 647 км, а всей дороги Новокузнецк — Тайшет — 1034 км. От Абакана дорога идёт преимущественно в восточном направлении. После станции Курагино дорога поворачивает на северо-восток и идёт преимущественно в этом направлении. После станции Саянская дорога вновь поворачивает на восток и на протяжении 250 километров идёт параллельно Транссибирской магистрали до Тайшета, где и заканчивается. Дорога пересекает реки Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса. Имеются ответвления: на Большую Ирбу (от станции Ирба, 14 км), на Канзыбу (п. Краснокаменск, от разъезда 557 км, 12 км); и, наконец, на станцию Уяр (от станции Саянская, 56 км).

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности. Высшая точка пути — станция Щетинкино (1000 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивая на 180 градусов и проходя через 3 тоннеля, а также по Козинскому виадуку, являющегося уникальнейшим инженерным сооружением высотой 65 метров. Всего на трассе дороги пробито 9 тоннелей. Общая длина их составляет более 10 километров, самый крупный из которых — Манский — протяжённостью 2487 метров.

Дорога была электрифицирована ещё во время строительства, напряжением 25 кВ переменного тока. Линия в основном однопутная, двухпутными перегонами являются следующие:

Строительство

Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.

Проектирование дороги возобновилось только в 1935 году. Было предложено 5 вариантов трассировки линии, из которых наиболее целесообразными были линии с выходом на Нижнеудинск и Тайшет. Удобство выхода трассы к Нижнеудинску признавал и сам Кошурников. Но выбран был второй вариант, благодаря которому станция Тайшет стала крупным железнодорожным узлом, где ныне заканчивается трасса Абакан — Тайшет и начинается Байкало-Амурская магистраль.

Работы по проектированию активизировались с началом Великой Отечественной войны. К тому времени в горах геологами были обнаружены два крупных месторождения железной руды, необходимой металлургическим предприятиям Кузбасса.

Изыскания вели специалисты институтов Сибгипротранс и Томгипротранс. Главным инженером проекта был назначен Александр Кошурников, имевший немалый опыт в проектировании железных дорог.

5 октября 1942 года экспедиция под руководством Кошурникова отправилась по маршруту Нижнеудинск — Абакан. В составе экспедиции были также инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. Экспедиция окончилась неудачно — её участники погибли. Их имена увековечены в названиях станций.

Годы спустя изыскания были продолжены учеником Кошурникова — Евгением Алексеевым. В этот раз обошлось без жертв. А уже в процессе строительства дороги, в 1962 году, экспедиция Кошурникова, Стофато и Журавлёва была символично завершена четырьмя сотрудниками института Сибгипротранс.

В 1959 году проект был утверждён. Вскоре началось и строительство. Каждый год сдавали по 100 километров пути. 24 января 1965 года строительство было завершено, был вбит последний, серебряный костыль.

29 января 1965 года по только что построенной магистрали, из Абакана в Тайшет, прошёл первый пробный поезд.

4 декабря из Тайшета и Абакана одновременно отправились друг навстречу другу поезда «Ангара» и «Енисей». 18 часов спустя они встретились на станции Саянская, где состоялся большой праздник по случаю завершения строительства Трассы мужества.

9 декабря железная дорога Абакан — Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. Это была первая дорога в СССР, электрифицированная сразу, во время строительства, а также оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением.

Сегодня эта магистраль играет в жизни Восточной и Западной Сибири важную роль. По ней перевозят лес, уголь, существует и пассажирское движение. Время нахождения в пути заметно сократилось. Если в 1965 году первый поезд за 18 часов прошел полпути, то сейчас это время уходит на преодоление всего участка дороги.

На станции Кошурниково с 1964 года работает музей трассы Абакан — Тайшет. На месте гибели Александра Кошурникова установлен обелиск.

Значение

Новая дорога сократила прежний путь от Тайшета до Абакана на 404 километра и приняла на себя в основной магистрали до 35 % грузоперевозок, идущих с Дальнего Востока в Кузбасс, Среднюю Азию и обратно. Она проходит по шести районам Красноярского края. Это позволило ускорить освоение природных богатств Восточных Саян, Саяно-Партизанского месторождения высококачественных углей, содействует освоению Ирбинского, Красноярского месторождений железных руд и больших запасов древесины в районах лесозаготовок.

Строительство двухпутных вставок

В процессе строительства дорога строилась однопутной. Впервые с проблемами пропускной способности железнодорожники столкнулись через пятнадцать лет после сдачи дороги в эксплуатацию — в конце 70-х — начале 80-х годов. Стало ясно, что одного пути уже недостаточно, и приступили к строительству вторых путей на отдельных перегонах — получились двухпутные вставки. К недавнему времени встал вопрос о строительстве параллельных тоннелей, рядом с уже существующими — в частности, ведётся подготовка к проходке второго тоннеля рядом с Манским.

Интересные факты

  • Строителями было построено 725 искусственных сооружений, выполнено 37 миллионов кубометров земельных и 11 миллионов кубометров скальных работ. Чтобы перевести это количество земли и камня, потребовался бы 1 миллион 314 тысяч железнодорожных вагонов.
  • При строительстве был произведён мощнейший в отечественной истории не ядерный взрыв. Для обрушения скального массива был произведён взрыв мощностью 1 килотонну в тротиловом эквиваленте.
  • Абаканское отделение Красноярской железной дороги всегда было своеобразным полигоном Министерства путей сообщения. Здесь проходили испытания электровозы ВЛ85, а также начали водить состыкованные поезда в 140 — 150 вагонов. Здесь же появилась и система диспетчерской централизации.

В искусстве

В 1962 году бард Юрий Визбор написал песню «Абакан — Тайшет», в которой воспел путеукладчиков:

От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.

Пассажирское движение

  • Поезда Красноярск — Абакан (№ 124 (скорый), 658 (пассажирский);
  • Поезд Абакан — Тайшет;
  • Прицепные вагоны Абакан — Иркутск;
  • Электропоезда Абакан — Кошурниково.

Источники

  • Дорога сквозь годы
  • ТРАССА АБАКАН — ТАЙШЕТ — газета «Копейка»
  • "Трасса мужества «Абакан — Тайшет» отмечает свой юбилей — Новости
  • Транссибирская магистраль Веб-энциклопедия

Железная дорога Абакан — Тайшет.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16