28-05-2023
Вокзал — здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.
Как правило, вокзалы встречаются на крупных железнодорожных станциях; в здании вокзала обычно размещают кассы, зал ожидания, рестораны и т. д.
,По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на:
По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.
По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные, торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.
Первым в истории российским вокзалом был вокзал в Санкт-Петербурге. Он был построен в 1837 году. После прокладки ветки Москва — Санкт-Петербург и бума прокладки железнодорожных путей, вокзалы начали массово строить в городах, где проходила железная дорога. На станции Слюдянка в Иркутской области вокзал построен целиком из мрамора[1]. В 1876 году сдан в эксплуатацию Самарский вокзал.
В истории имели место случаи, когда вокзалы перестраивались из одного типа в другой. Например, вокзал станции Астрахань Рязано-Уральской железной дороги был построен в 1909 году как тупиковый, поскольку продолжение линии на юг не планировалось. Однако впоследствии, при строительстве в годы Великой Отечественной войны линии Астрахань — Кизляр, пути обогнули вокзал и из торцевого он стал продольным[2].
Естественное направление пассажиров на вокзале — от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.
Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.
Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.
Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимуществ для пассажиров какой-либо категории.
Иногда на вокзалах присутствуют паровозы-памятники, посвящённые каким-то событиям, например, в Тынде паровоз-памятник Еа-3246 в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451 в Благовещенске ко дню железнодорожника, паровоз СО17-1600 в Красноярске, выпущенный в городе на паровозостроительном заводе в годы Великой Отечественной войны.
Для ориентирования пассажиров при посадке в поезда, на вокзалах применяется нумерация путей (платформ) и вагонов (с головы или с хвоста состава)
Железнодорожный вокзал.