23-10-2023
|
|
Зинаида Серебрякова | |
За туалетом. Автопортрет, 1909 | |
Холст, масло. 75×65 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«За туалетом. Автопортрет» — наиболее известная картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967). Автопортрет, написанный в 1909 году, выставлен в Третьяковской галерее. Размеры 75×65 см[1][2][3].
Композиционно картина представляет собой изображение художницы, отражённое в зеркале — видна рамка зеркала и, кроме того, свеча с подсвечником в левом нижнем углу изображена дважды, вместе со своим отражением. Молодая женщина, изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы.
Художник Евгений Лансере, брат Зинаиды Серебряковой, так описывал эту картину в письме к Константину Сомову (называя «Шурой» художника Александра Бенуа, дядю Серебряковой)[4]:
Но у нее будет на выставке вещь несравненно значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама déshabillé. Расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура находит, что в ней есть «стиль». Она всем чрезвычайно нравилась; Шура советует назначить за нее 500 р… |
Через много лет после создания картины в письме к искусствоведу Владимиру Лапшину Зинаида Серебрякова так писала об обстоятельствах, сопутствовавших написанию автопортрета[5]:
В этот год я решила остаться подольше в нашем имении и не уезжать в Петербург — как обычно, в сентябре. Муж мой Борис Анатольевич был „на изысканиях“ в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в „деревню“ и вместе вернуться с двумя детьми в Петербург. Зима наступила ранняя и снежная — весь наш сад, и поля, и дороги занесло снегом, „моделей“ из крестьян нельзя уж было получить. Тема „автопортрета“ у всех художников самая обычная… Думаю, что и „За туалетом“ я рисовала недолго — так как в молодости я рисовала очень быстро. |
По настоянию Евгения Лансере Зинаида Серебрякова послала автопортрет на VII выставку Союза русских художников, проходившую в 1910 году в Петербурге. Работа, представленная на выставке вместе с 13 другими картинами художницы, была хорошо встречена публикой и критиками. В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь»[5].
Прямо с выставки картина «За туалетом» была приобретена Третьяковской галереей вместе с двумя другими работами Серебряковой — «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)»[5]. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа писал[6]:
И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, а все еще искусство Серебряковой остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим. |
За туалетом. Автопортрет.