21-10-2023
КАМАЗ-5262 | |
Завод-изготовитель | |
---|---|
Проект, г | |
Выпускался, гг | |
Экземпляры: |
1 |
Макс. скорость, км/ч |
70 км/ч |
Класс автобуса |
высокопольный, большой вместимости |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения |
28 |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) |
114 |
Габариты | |
Низкопольность, % |
0 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров |
3 |
Формула дверей |
2+2+2 |
Двигатель | |
Модель двигателя |
KAMAZ |
Тип топлива |
дизельное |
Мощность, л.с. |
240 л.с. |
КАМАЗ-5262 — опытный высокопольный автобус большого класса производства Камского автомобильного завода. Был выпущен в 1993 году в единственном экземпляре. Данный проект стал первой попыткой автозавода создать автобус на собственном шасси.
В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КАМАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром» - его учредителями стали — АО «КАМАЗ» (51%) и АО «Татавтотранс» (49%), представляющее интересы правительства Татарстана[1][2].
Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Новый автобус разрабатывали опытные конструкторы из Украинского автобусного промышленно-проектного института (город Львов)[3]. По некоторым оценкам, новый автобус должен быть вдвое дешевле иностранных автобусов Mercedes, которые Татарстан в начале 1990-х гг. закупил в Турции по $100 тыс. за штуку. Наблюдатели в 1990-х гг. отмечали, что запуск в серию модели 5262 позволил бы КАМАЗу потеснить на рынке единственного в европейской части России производителя автобусов — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). По оценкам специалистов, новый автобус КАМАЗа обладал лучшими ходовыми качествами по сравнению с моделью ЛиАЗа с Камазовским двигателем (195 л.с.).
Новая модель городского автобуса КАМАЗ-5262 на момент создания соответствовала всем действующим на тот момент российским нормативам — автобус имел 3 широких двери, 28 сидячих мест, номинальная вместимость — 114 человек, при загрузке в «час-пик» до 200 человек. На новом автобусе использовался КамАЗовский силовой агрегат с принципиально новым двигателем. До этого КамАЗовские моторы имели мощность не выше 205 л. с., новый же двигатель, созданный под руководством главного конструктора двигателей КАМАЗа Даниса Валеева, использовал принцип турбонаддува и обладал мощностью 240 л. с.
Внешние изображения | |
---|---|
Презентация автобуса КАМАЗ-5262 |
Презентация первого собранного экземпляра состоялась в первый день весны 1993 года в Казани. Позднее КамАЗовский автобус полностью прошёл сертификационные испытания.
Проект производства автобусов КАМАЗ-5262 разработчикам данной машины удалось включить в Федеральную программу развития российского транспорта. На момент выпуска первого прототипа «КамАЗавтобуспром» уже имело заказ на 750 автобусов от Министерства транспорта РФ и почти на столько же от правительства Татарстана. Кроме этого на базе КАМАЗ-5262 был разработан ряд модификаций автобусов (сочлененный, междугородный, сельский). В дальнейшем в Набережных Челнах планировалось начать выпуск троллейбусов. К 1997 году «КамАЗавтобуспром» планировал достичь проектной мощности — 2000 автобусов в год[1].
Начало серийного выпуска нового автобуса было запланировано на 1994 год, но тут случилось непредвиденное - 14 апреля 1993 года полностью сгорел завод двигателей КАМАЗа. В этой ситуации разработку собственного автобуса пришлось отложить до лучших времен. И хотя завод двигателей был восстановлен в кратчайшие сроки и уже в декабре 1993 года дал первую продукцию, проект автобуса КАМАЗ-5262 так и не был осуществлен, несмотря на предпринимавшиеся в 1996 - 1997 гг. попытки дать новую жизнь этому проекту. Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа по проектированию этого автобуса, а также проекта ЧелАЗ-5281 стали основой для реализации нового проекта – автобуса НефАЗ-5299, выпуск которых был налажен в 2000 году на дочернем предприятии КамАЗа – Нефтекамском автозаводе.
КАМАЗ-5262.