15-10-2023
Киберскво́ттинг (англ. cybersquatting) — регистрация доменных имён с целью их дальнейшей перепродажи. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами.
Название произошло от слова «сквоттинг», означающего самовольное поселение.
Содержание |
Можно выделить следующие виды занятий, обычно объединяемых термином «киберсквоттинг» или «захват доменов».
Бывают случаи, когда доменное имя захватывают с целью шантажа или вымогательства. Киберсквоттер угрожает разместить на захваченном домене сайт с негативной информацией или выдавать этот сайт за принадлежащее правомерному владельцу средство индивидуализации. Впрочем, этот вид киберсквоттинга отличается повышенным риском уголовного преследования и применяется редко. Для иллюстрации можно вспомнить историю с сайтами «lugkov.ru» и «lujkov.ru».архиве)
.Киберсквоттер не может позволить себе регистрировать в качестве доменного имени все сколь-нибудь осмысленные сочетания символов. Ему надо выбирать наиболее перспективные. Чтобы предсказать, какие слова станут популярными в будущем, есть несколько методов.
Сквоттеры стараются получить доступ к статистике поисковых запросов популярных поисковых систем. Когда в статистике появляются новые слова и сочетания, либо отмечается неожиданный рост частоты каких-то слов сверх обычного, это верный признак, что очень скоро слово может появиться в популярных доменных зонах, прежде всего, com. Практика подсказывает, что имя, появившееся в com, с большой вероятностью скоро потребуется и в других зонах.
Иногда сквоттеры пытаются предугадать названия будущих компаний, которые возникают после корпоративных слияний, чтобы заранее скупить будущее доменное имя объединённой компании. Например, если существует компания Exxon и компания Mobil, а в прессе появились сообщения о том, что между ними идут переговоры о возможном слиянии в одну компанию, то сквоттер может предположить, что новым названием объединённой компании будет Exxon and Mobil, Mobil and Exxon, ExxonMobil, Exxon-Mobil, MobilExxon или Mobil-Exxon. Опытный сквоттер пытается заранее скупить все эти доменные сочетания, надеясь на то, что новым названием корпоративного сайта будет одно из этих сочетаний в домене com. Контроль над этими доменными именами позволяет сквоттеру потребовать большой суммы денег от этой новой компании, если она будет нуждаться в новом доменном имени. Поэтому, корпоративные сквоттеры проводят много времени, изучая экономические тенденции, возможные стратегии тех или иных фирм и компаний, текущую конъюнктуру рынка и т. п.
В последнее время отмечаются случаи, когда киберсквоттеры продают домены не конечным потребителям, а друг другу. Это говорит о развитости рынка доменных имён. Домены постепенно превращаются из чисто потребительского товара в средство инвестирования.
Согласно российскому законодательству, товарный знак имеет приоритет перед доменным именем, то есть владелец товарного знака может запретить использование своего знака в доменном имени. Фактически это означает возможность отобрать домен у киберсквоттера (см. п. 1 ст. 1229, п.п. 2, 3 ст. 1484 ГК РФ). Отсюда возникает возможность так называемого «обратного захвата» домена, то есть, осуществление операции отбора домена через регистрацию соответствующего товарного знака. Тем не менее, зная о такой возможности, многие владельцы дорогих доменных имён регистрируют соответствующие им товарные знаки.
С проблемой киберсквоттинга столкнулась и кириллическая зона .РФ, с чем было связано немало скандалов[3] Крупнейший российский регистратор RU-Center и еще 5 регистраторов были обвинены в киберсквоттерстве. Как утверждают в Федеральной антимонопольной службе, шесть компаний, занимающихся регистрацией доменов в кириллической зоне .РФ, проводили среди пользователей аукционы на право регистрации доменного имени, а также массово регистрировали домены на себя. Все это является нарушением федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем против регистраторов были возбуждены дела.[4]
Более того, порой ситуация во взаимоотношениях регистраторов с киберсквоттерами доходит до абсурда, когда компании не то, что не препятствуют киберсквоттерам, а наоборот поощряют их. Так, 25 марта 2010 года киберсквоттер Илья Круковер[5] был награжден компанией RU-Center, как один из лучших партнеров по итогам 2009 года.[6]
Киберсквоттинг.