20-04-2023
«Колхида» до 1913 — «Тамара» с 1919 — «Пернач» |
||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Яхта Минный заградитель |
|
Государство флага | Россия РСФСР Белое движение |
|
Порт приписки | Севастополь | |
Принадлежность | ВМФ Российской Империи РККФ Белый флот |
|
Верфь | Або (Финляндия), «Крейтон и Ко» | |
Спущен на воду | 1898 год | |
Введён в эксплуатацию | 1898 год | |
Выведен из состава флота | май 1920 года | |
Современный статус | Погиб у мыса Кара-Бурну | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 992 т. | |
Длина | 67,1 м | |
Ширина | 8,7 м | |
Осадка | 4,3 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 1 паровая машина, 2 котла | |
Мощность | 1250 л.с. | |
Винты | 1 | |
Скорость | 14 узлов | |
Дальность плавания | 2000 миль | |
Экипаж | 6/74 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 x 75/50-мм 2 x 7,62-мм пулемёта |
«Колхи́да» (до 1913 года — «Тамара», с 1919-го — «Пернач») — парусно-моторная яхта, известная своим участием в Октябрьской революции.
Содержание |
Построена в Або на заводе «Крейтон и Ко» в 1898 году для членов императорской фамилии, первоначально называлась «Тамара» и принадлежала великому князю Михаилу Александровичу. В июне 1913 года куплена Морским ведомством, перебазирована в Севастополь и превращена в судно связи при штабе командующего Черноморским флотом. Оборудованная мощной радиостанцией, «Колхида» могла поддерживать связь с Санкт-Петербургом[1].
В 1916 году судно находилось в Ростове-на-Дону на продолжительном ремонте; здесь 25 октября 1917 года радиостанция «Колхиды» приняла радиограмму крейсера «Аврора» с обращением В. И. Ленина «к гражданам России», в которой сообщалось о свержении Временного правительства и первых декретах советской власти. За это корабль стали называть «Донской Авророй»[2].
С началом Гражданской войны «Колхида» принимает участие в борьбе с Белой армией на Дону, а в мае 1918 года попадает в качестве минного заградителя в Белый флот и переименовывается в «Пернач».
В мае 1920 года «Пернач» недалеко от входа в Варненский залив налетел на затонувшее судно и вскоре затонул у мыса Кара-Бурну. Спустя три года была предпринята попытка поднять корабль со дна моря, но она не увенчалась успехом.
В 1960-е годы яхта вновь была обнаружена дайверами и с неё был поднят ряд предметов, которые сейчас экспонируются в Военно-морском музее Варны.
Колхида (яхта, 1898).