Lizinovka36.ru

Лизиновка

Лившиц, Матус Яковлевич

01-06-2023

Лившиц Матус Яковлевич
Дата рождения:

12 февраля 1920(1920-02-12)

Место рождения:

Киев

Гражданство:

 СССР

Дата смерти:

24 марта 2008(2008-03-24) (88 лет)

Место смерти:

Висбаден

Ма́тус Я́ковлевич Ли́вшиц (рум. Matus Livşiţ; 12 февраля 1920, Киев24 марта 2008, Висбаден, Германия) — молдавский советский искусствовед, специалист в области современного академического и декоративно-прикладного искусства Молдавии, ученый и критик, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института этнографии и искусствоведения Академии Наук Молдавии, заслуженный деятель искусств Молдавии.

Содержание

Биография

Матус Яковлевич Лившиц родился в Киеве 12 февраля 1920 года. После окончания «Образцовой средней школы» в Воронеже поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса отчислился и поступил в Институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ).
С 1941 года - в действующей армии, - ушел на фронт добровольцем, т.к. имел «белый билет» по зрению. Прошел всю войну в качестве переводчика немецкого языка первого разряда разведотдела штаба, сначала 34-й армии, а затем 370-й стрелковой Бранденбургской дивизии. Участвовал в боях за взятие Варшавы и Берлина. Награждён орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны 1-ой степени и другими памятными военными медалями. 4-го мая 1945 года участвовал во «встрече на Эльбе» с американскими войсками. По окончании войны служил в Межсоюзнической комендатуре в Берлине, участвовал в работе Нюрнбергского процесса.
В 1946 году демобилизовался и продолжил учёбу в Московском Государственном университете имени М. В. Ломоносова на филологическом факультете по специальности искусствоведение. После окончания университета в 1950 году был направлен по распределению в Кишинёв научным сотрудником музея изобразительных искусств. Кандидатскую диссертацию по теме «Пути развития изобразительного искусства Молдавии послеоктябрьского периода» защитил в Москве в 1964 году.
С 1960 по 1996 годы работал научным, старшим научным и ведущим научным сотрудником Отдела этнографии и искусствоведения Академии наук Молдавской ССР. В течение ряда лет был заведующим сектором искусствоведения в отделе этнографии и искусствоведения АН МССР. Был избран членом Союза художников СССР. Избирался председателем и членом правления Союза художников Молдавии. Долгие годы преподавал также в Институте искусств им. Г. Музическу.

Размышляя о проблемах художественного воспитания, он всю жизнь совершенствовал свою популярную лекцию «Как смотреть и понимать изобразительное искусство».
За годы профессиональной деятельности Лившиц неоднократно подвергался гонениям по идеологическим мотивам. Так, в начале периода «оттепели» в 1956 –м году, он опубликовал в кишинёвском журнале «Октябрь» - органе Союза писателей Молдавской ССР - статью под названием «После съезда художников Молдавии» (см. Октябрь, 1956 г. № 12). В статье содержится мысль о необходимости расширения круга традиций на которые опиралось в те годы официальное искусство социалистического реализма. Официальная история искусства тех лет считала, что реализм кончается на импрессионистах. Лившиц доказывал, что привлечение наследия таких мастеров как Гоген, Сезанн, Ван Гог обогатит выразительные возможности живописи. Статья вызвала большой резонанс и одобрение в среде художников. Однако, в партийной печати появляется огромная статья с характерным названием: «Против проповеди формализма. Об одной ошибочной статье в журнале Октябрь». Преследование подхватили журналы «Коммунист Молдавии» и журнал «Днестр». Последствием для Лившица было увольнение с работы с фактическим запретом на критическую деятельность. Ему пришлось уйти в «чистую науку» и заняться менее идеологизированным народным декоративным искусством. Подобные истории повторялись ещё не раз (см. Л. Тома, «Мужество иметь своё мнение», газета «Независимая Молдова» 21 февраля 1995 года). Жизнь Матуса Яковлевича и его профессиональная деятельность – это типичный образец «истории шестидесятников» в их борьбе за правду в искусстве и в жизни.
Матус Лившиц – автор многочисленных работ, изданных на русском, молдавском, английском, немецком, французском, эстонском и украинском языках. Плодом его общения в мастерских с молдавскими художниками стали, также составленные им, многочисленные каталоги выставок с анализом творчества авторов.

Последние годы жизни жил в Германии (Висбаден). Выступал с лекциями на немецком языке по изобразительному искусству Молдовы. Умер 24 марта 2008 года и похоронен на кладбище Висбадена „Nordfriedhof“ в еврейской части (Judischer Friedhof).

Файл:ЛившицМатус.jpg
Матус Лившиц и художница Фира Львовна Греку (Брик; 19191992), Кишинёв.

Семья

  • Отец - Яков Израилевич Лившиц (... 1894 — 18.02.1921). После 1918 года состоял в должности заведующего клубных курсов в 1-й Конной армии; последняя должность: инспектор Наркомпроса на Украине по школам.
  • Мать - Рахиль Евсеевна Туровская (18901971). Окончив Фребелевский женский педагогический институт в Киеве, работала всю жизнь в детских садах и методистом по дошкольному воспитанию.
  • Жена (с 1950 года) — Лидия Германовна Жабицкая (род. 1927), кандидат психологических наук [1], доцент Кишинёвского государственного университета и Педагогического института имени И. Крянгэ
  • Дочь — Светлана Матусовна Дмитренко (род. 1951 г.), кандидат философских наук (1980) и doctor habilitat социологии (2000[2]), главный научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Молдовы. Её муж — театральный режиссёр и актер Бэно Аксёнов, сын композитора Макса Шахновича Фишмана и хорового дирижера, заслуженного деятеля искусств Молдавии Лидии Валерьяновны Аксёновой (род. 1923).

Книги

  • Выставка произведений художников Молдавии. Кишинёв: Партиздат, 1951.
  • Искусство Советской Молдавии. Москва, 1953.
  • Республиканский художественный музей МССР. Путеводитель. Кишинёв: Госиздат Молдавии, 1953.
  • 9 республиканская художественная выставка. Каталог (с А. Мансуровой и И. Жуматием). Кишинёв: Партиздат, 1955.
  • Передвижная художественная выставка. Кишинёв: Партийное издательство ЦК КП(б) Молдавии, 1955.
  • Александр Фойницкий (с И. Д. Жуматием). Кишинёв: Партиздат, 1956.
  • Изобразительное искусство Молдавской ССРА. Мансуровой). Москва: Советский художник, 1957.
  • Изобразительное искусство Молдавии (с Л. А. Чеззой). Кишинёв: Шкоала советикэ, 1958.
  • Искусство Советской Молдавии. Очерки. Живопись, скульптура, графика. Москва: Искусство, 1958.
  • Выставка произведений М. Греку (живопись) и С. Чёколова (прикладное искусство). С Е. Бонтей и И. Жуматием. Кишинёв: Партиздат, 1959.
  • Лазарь Дубиновский. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Национальные костюмы Молдавии (с А. Зевиной, параллельный текст на русском и молдавском языках). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Леонид Павлович Григорашенко. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1960.
  • Изобразительное искусство Молдавии (с Е. Бонтей и И. Можаевой). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1960.
  • Лазарь Дубиновский. Москва: Советский художник, 1961.
  • Изобразительное искусство МССР (альбом, с А. Мансуровой). Москва: Советский художник, 1967.
  • Искусство Молдавии: Очерки истории изобразительного искусства Молдавии (с Д. Д. Гольцовым и А. М. Зевиной). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1967.
  • Народное декоративное искусство Молдавии. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1968.
  • В. Зазерская (живопись). Кишинёв: Тимпул, 1968.
  • Декор в народной архитектуре Молдавии. Отделение этнографии и искусствоведения АН МССР. Кишинёв: Штиинца, 1971.
  • Искусство Молдавской ССР (на русском и молдавском языках). Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1972.
  • Глеб Саинчук (с С. К. Кучуком). Кишинёв: Лумина, 1975.
  • Арта апликатэ а Молдовей. Кишинёв: Лумина, 1976.
  • Лауреат Премии ЛКСМ Молдавии имени Б. Главана Б. П. Эпельбаум-Марченко. Каталог выставки. Кишинёв: Штиинца, 1978.
  • Наум Эпельбаум: Каталог выставки. Кишинёв: Штиинца, 1978.
  • Декоративно-прикладное искусство Молдавской ССР (альбом). Москва: Советский художник, 1979.
  • Декоративно-прикладное искусство Молдавии. Отделение этнографии и искусствоведения АН МССР. Кишинёв: Штиинца, 1980.
  • Социалистический реализм и проблемы развития искусства Молдавии (редактор). Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Искусство Молдавии: [Пер. с рус.] 48 с. 36 л. ил. 22 см, Таллин: Кунст, 1983.
  • Молдавия: традиции — искусство — быт (с Н. Т. Дабижей). Составление, фотосъёмка и художественное оформление Е. А. Горбунова. (Перевод на русский А. Л. Бродского, на французский Л. С. Малай). Кишинёв: Тимпул, 1985.
  • Лазарь Дубиновский. Скульптура. Москва: Советский художник, 1987.
  • Актуальные вопросы изучения художественной культуры молдавского народа (редактор). Кишинёв: Штиинца, 1989.
  • Sculptura populară în lemn şi piatră din Republica Moldova (альбом).
  • «История искусства народов СССР». В 9 тт. (10 книг) Москва: "Изобразительное искусство". 1971 - 1984 гг. Редколлегия: Б.В.Веймарн (главный редактор), Л.С.Айни, Р.К.Бем, В.В.Беридзе, Б.М.Берштейн, К.А.Богданас, Л.С.Бретаницкий, Р.Г.Дрампян, Л.Н.Дробов, М.Я.Лившиц, П.В.Попов, О.П.Попова, Г.А.Пугаченкова, Г.А.Сарыкулова, Ю.Я.Турченко, Н.В.Черкасова.

Примечания

  1. Лидия Жабицкая — кандидат психологических наук
  2. см. здесь)

Лившиц, Матус Яковлевич.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16