01-06-2023
Лившиц Матус Яковлевич | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Ма́тус Я́ковлевич Ли́вшиц (рум. Matus Livşiţ; 12 февраля 1920, Киев — 24 марта 2008, Висбаден, Германия) — молдавский советский искусствовед, специалист в области современного академического и декоративно-прикладного искусства Молдавии, ученый и критик, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института этнографии и искусствоведения Академии Наук Молдавии, заслуженный деятель искусств Молдавии.
Содержание |
Матус Яковлевич Лившиц родился в Киеве 12 февраля 1920 года. После окончания «Образцовой средней школы» в Воронеже поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса отчислился и поступил в Институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ).
С 1941 года - в действующей армии, - ушел на фронт добровольцем, т.к. имел «белый билет» по зрению. Прошел всю войну в качестве переводчика немецкого языка первого разряда разведотдела штаба, сначала 34-й армии, а затем 370-й стрелковой Бранденбургской дивизии. Участвовал в боях за взятие Варшавы и Берлина. Награждён орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны 1-ой степени и другими памятными военными медалями. 4-го мая 1945 года участвовал во «встрече на Эльбе» с американскими войсками. По окончании войны служил в Межсоюзнической комендатуре в Берлине, участвовал в работе Нюрнбергского процесса.
В 1946 году демобилизовался и продолжил учёбу в Московском Государственном университете имени М. В. Ломоносова на филологическом факультете по специальности искусствоведение. После окончания университета в 1950 году был направлен по распределению в Кишинёв научным сотрудником музея изобразительных искусств. Кандидатскую диссертацию по теме «Пути развития изобразительного искусства Молдавии послеоктябрьского периода» защитил в Москве в 1964 году.
С 1960 по 1996 годы работал научным, старшим научным и ведущим научным сотрудником Отдела этнографии и искусствоведения Академии наук Молдавской ССР. В течение ряда лет был заведующим сектором искусствоведения в отделе этнографии и искусствоведения АН МССР. Был избран членом Союза художников СССР. Избирался председателем и членом правления Союза художников Молдавии. Долгие годы преподавал также в Институте искусств им. Г. Музическу.
Размышляя о проблемах художественного воспитания, он всю жизнь совершенствовал свою популярную лекцию «Как смотреть и понимать изобразительное искусство».
За годы профессиональной деятельности Лившиц неоднократно подвергался гонениям по идеологическим мотивам. Так, в начале периода «оттепели» в 1956 –м году, он опубликовал в кишинёвском журнале «Октябрь» - органе Союза писателей Молдавской ССР - статью под названием «После съезда художников Молдавии» (см. Октябрь, 1956 г. № 12). В статье содержится мысль о необходимости расширения круга традиций на которые опиралось в те годы официальное искусство социалистического реализма. Официальная история искусства тех лет считала, что реализм кончается на импрессионистах. Лившиц доказывал, что привлечение наследия таких мастеров как Гоген, Сезанн, Ван Гог обогатит выразительные возможности живописи. Статья вызвала большой резонанс и одобрение в среде художников. Однако, в партийной печати появляется огромная статья с характерным названием: «Против проповеди формализма. Об одной ошибочной статье в журнале Октябрь». Преследование подхватили журналы «Коммунист Молдавии» и журнал «Днестр». Последствием для Лившица было увольнение с работы с фактическим запретом на критическую деятельность. Ему пришлось уйти в «чистую науку» и заняться менее идеологизированным народным декоративным искусством. Подобные истории повторялись ещё не раз (см. Л. Тома, «Мужество иметь своё мнение», газета «Независимая Молдова» 21 февраля 1995 года). Жизнь Матуса Яковлевича и его профессиональная деятельность – это типичный образец «истории шестидесятников» в их борьбе за правду в искусстве и в жизни.
Матус Лившиц – автор многочисленных работ, изданных на русском, молдавском, английском, немецком, французском, эстонском и украинском языках. Плодом его общения в мастерских с молдавскими художниками стали, также составленные им, многочисленные каталоги выставок с анализом творчества авторов.
Последние годы жизни жил в Германии (Висбаден). Выступал с лекциями на немецком языке по изобразительному искусству Молдовы. Умер 24 марта 2008 года и похоронен на кладбище Висбадена „Nordfriedhof“ в еврейской части (Judischer Friedhof).
Лившиц, Матус Яковлевич.