03-07-2023
Литий-ионный аккумулятор (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, широко распространённый в современной бытовой электронной технике. В настоящее время это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоны, ноутбуки, электромобили, цифровые фотоаппараты и видеокамеры. Первый литий-ионный аккумулятор разработала корпорация Sony в 1991 году.
Содержание |
Вначале в качестве отрицательных пластин применялся каменноугольный кокс , в дальнейшем стал применяться графит. В качестве положительных пластин применяют оксиды лития с кобальтом или марганцем.
При заряде литий-ионных аккумуляторов протекает следующая реакция:
При разряде протекает обратная реакция.
Аккумуляторы Li-ion подвержены взрывному разрушению при перезаряде и/или перегреве. Для борьбы с этим явлением все бытовые аккумуляторы снабжаются встроенной электронной схемой, которая предотвращает перезаряд и перегрев вследствие слишком интенсивного заряда.
При неаккуратном обращении могут иметь более короткий жизненный цикл в сравнении с другими типами аккумуляторов. Глубокий разряд полностью выводит из строя литий-ионный аккумулятор.
Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора при температуре около 5 градусов Цельсия. При этом низкая температура является более важным фактором для малых потерь ёмкости при долговременном хранении. Средний срок хранения (службы) литиевого АКБ составляет в среднем 36 месяцев, хотя может колебаться в интервале от 24 до 60 месяцев.
Строгие условия зарядки литий-ионных аккумуляторов затрудняют их использование в альтернативной энергетике. Это связано с тем, что ветрогенераторы и солнечные панели не в состоянии обеспечить постоянный ток на всём протяжении цикла заряда.
Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются.
Литий-полимерные и литий-ионные аккумуляторы снижают ёмкость, в отличие от никелевых и никель-металл-гидридных, под воздействием заряда. Чем больше заряд аккумулятора и температура при его хранении, тем меньше срок его службы. Хранить их лучше заряженными на 40-50 %, и температуре 0-10 градусов. Перезаряд, как и переразряд, «выжигает» ёмкость аккумулятора.
Литий-ионный аккумулятор.