24-08-2023
Лыжный переход Улан-Удэ — Москва — пеше-лыжный переход в СССР, совершенный советскими лыжницами в 1936—1937 годах. Первые 1000 км были пройдены пешком, остальные — на лыжах.
К переходу девушки готовились целый год. Команда начинала тренироваться под руководством С. Метелицы. Подготовку к нему начали с небольших переходов в 20—25 км. В дни октябрьских торжеств 1935 года лыжницы совершили пеший переход в Кабанский аймак протяженностью 100 км. В январе 1936 года они прошли на лыжах по маршруту Улан-Удэ — Кяхта — Улан-Удэ (560 км). В феврале этого же года они совершили более трудный и длинный лыжный переход по маршруту Улан-Удэ — Иркутск — Усть-Орда — Бохан — Кутулик (850 км). Всего за период подготовки команда сделала пешелыжные переходы протяженностью почти 3000 км.
Решающую роль в осуществлении и финансовом обеспечении пеше-лыжного перехода сыграл М. Н. Ербанов, первый секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б).
Участницы перехода
Полный состав команды
Девушки в форме перехода
21 октября 1936 года с площади Революции города Улан-Удэ (столицы тогдашней Бурят-Монгольской АССР) пять лыжниц — Вера Любимская, Софья Тыхеева, Елизавета Константинова, Анастасия Сункуева и Мария Хахалова — в сопровождении командира Леонида Бобыкина, политрука Александра Сазонова и старшины Алексея Бутунаева — отправились в Москву (пешком и затем на лыжах).
Самой молодой была М. Хахалова — 17 лет. В. Любимской было 24 года. Н. Сункеева — 19 лет, студентка музыкально-театрального училища. Л. Константинова — 20 лет, заведущая культбазой Аларской МТС. С. Тыхеева — слесарь инструментального цеха ПВЗ[1].
С 20 по 29 января 1937 года команда провела в Тюмени. С. Тыхеева и В. Любимская болели гриппом[2].
6 марта 1937 года девушки финишировали на стадионе «Динамо» В Москве. За 95 ходовых дней лыжницы прошли 6045 километров. Этот рекорд дальности женского перехода не побит до сих пор[3]. В среднем в сутки пешком проходили 43 километра, а на лыжах 70,3 километра[4].
«Своим знаменитым переходом Улан-Удэ — Москва отважные дочери бурят-монгольского народа… показали образцы отваги, смелости, мужества, геройства и культурного роста народов БМАССР» — писал в те дни Совет Национальностей Центрального исполнительного комитета Союза ССР.
Внешние изображения | |
---|---|
Статья в газете «Правда» 1937 года |
Постановлением ЦИК СССР от 9 марта 1937 года все участники перехода были награждены орденами «Знак Почёта»[5]. Ордена вручал в Кремле Калинин 17 марта.
18 марта команда выезжала в Орехово-Зуево, где встречалась с комсомольцами, совершившими в 1936 году переход Москва — Комсомольск. 21 марта по приглашению ленинградской фабрики «Скороход» приехали в Ленинград.
24 марта команда лыжниц выехала из Москвы и в ночь с 29 на 30 марта они вернулись в Улан-Удэ.
Одна из лыжниц — М. У. Хахалова — стала депутатом Верховного Совета СССР в 1937 году.
До преклонных лет дожила только Софья Тыхеева, ее последние интервью о том походе печатались в 1980-х годах[6].
На сегодня никого из участников перехода в живых не осталось.
1936 год:
1937 год:
Лыжные пробеги (переходы) России и СССР | |
---|---|
Архангельск — Москва (1923) | Архангельск — Москва (1935) | Ачинск — Москва | Байкал — Баренцево море | Бочкарево — Москва | Иркутск — Москва | Ленинград — Архангельск | Ленинград — Москва | Минск — Москва | Москва — Комсомольск-на-Амуре | Москва — Петербург | Москва — Тюмень — Тобольск | Нерчинск — Москва | Омск — Москва | Петербург — Москва | Полтава — Смоленск — Ленинград | Тюмень — Москва | Тобольск — Москва | Улан-Удэ — Москва |
Лыжный переход Улан-Удэ — Москва.