28-06-2023
Музей нового западного искусства (также ГМНЗИ; 1923 — 6 марта 1948) возник в Москве в результате объединения 1-ого и 2-ого Музеев новой западной живописи.
1-й Музей новой западной живописи создан на основе коллекции С. И. Щукина и был открыт в 1918 году в бывшем доме Щукина (Большой Знаменский переулок, № 8) и представлял собой собрание произведений западноевропейской (преимущественно французской) живописи и скульптуры начиная с 60-х гг. XIX в. (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, В. ван Гог, П. Гоген, К. Писарро, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо, О. Роден и др.)[1].
Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс. 1867. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Передана в 1930 году из ГМНЗИ. Ранее собрание Сергея Щукина
«Пьеро и Арлекин», Сезанн, ГМИИ. Ранее собрание Сергея Щукина
«А, ты ревнуешь?»,
Поль Гоген, ГМИИ. Ранее собрание Сергея Щукина
«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, ГМИИ. Ранее собрание Сергея Щукина
2-й Музей новой западной живописи создан на основе коллекции И. А. Морозова и был открыт в 1919 году в здании городской усадьбы Морозова (улица Пречистенка, 21).
Огюст Ренуар. Девушка с веером. 1881. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Передана в 1930 году из ГМНЗИ. Ранее собрание Ивана Морозова
«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873, ГМИИ. Ранее собрание Ивана Морозова
Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле», ГМИИ. Ранее собрание Ивана Морозова
В 1923 оба музея были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 превратился в филиал Музея изящных искусств. В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании по адресу улица Пречистенка, 21. С этого времени на протяжении 20 лет бессменным руководителем музея был Б. Н. Терновец[2].
В 1948 г. Государственный музей нового западного искусства был ликвидирован как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой», а его экспонаты были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
Наталья Семенова, историк искусства и биограф С.Щукина пишет: "В 1930–1931 годах в качестве первой «порции» нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не трогало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград. Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля". [3]
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова лоббирует проект воссоздания ГМНЗИ в Москве, и предлагает использовать для него здание усадьбы Голицыных, принадлежащее ГМИИ[4]. Воссоздание музея предполагает возвращение в Москву части коллекции ГМНЗИ, переданной Эрмитажу. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с резкой критикой этого проекта[5].
В апреле 2013 года в числе поручений, которые президент России Владимир Путин подписал по итогам «прямой линии», названо предложение правительству рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания музея Москве[6].
Музей нового западного искусства.