Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (1881—1950) — русский советский композитор, музыкальный критик.
Доктор искусствоведения (1940). Профессор Московской консерватории (1921). Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).
Биография
Родился 8 (20) апреля 1881 года в Новогеоргиевске (ныне Модлин в Польше) в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (Петраковой), которая также происходила из семьи военных. Второй ребенок в семье. После смерти матери, сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская, взяла на себя опеку над детьми.
C детства играл на фортепиано и скрипке, но поскольку карьера музыканта не поощрялась в семье, поступил в Военно-инженерное училище. Патетическая Симфония Чайковского, исполненная Артуром Никишем в 1896 году, произвела на Мясковского большое впечатление, и он принял окончательное решение стать композитором.
Параллельно с учебой в училище, частным образом обучался музыке — у Р. М. Глиэра в Москве, И. И. Крыжановского в Петербурге, а затем, уже будучи военным инженером, — в Петербургской консерватории у Лядова и Римского-Корсакова, где среди его однокурсников были С. С. Прокофьев и Б. В. Асафьев. Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский начинает сотрудничать в московском журнале «Музыка», пишет первые крупные сочинения.
Для ранних работ Мясковского характерны мрачные, даже зловещие тона, которые органично переплетающтся с лирическими, задушевными интонациями русской музыки. Идеи, идущие от позднего романтизма П. И. Чайковского, импрессионизма А. Н. Скрябина, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, а также собственные музыкальные идеи Мясковского. В его раннем творчестве все эти стили нашли свое продолжение, органично дополняя друг друга. Его первые 10 симфоний (1908 −1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и очень мощным звучанием.
С началом Первой мировой войны Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера сапёрных войск. В 1917 году он получает назначение в Военно-Морской штаб в Петрограде, а в 1918 году переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921, Мясковский — профессор класса композиции Московской консерватории.
В 1923 году Мясковский пишет свою 6-ю симфонию, монументально-трагическое произведение, навеянное воспоминаниями о Якове Константиновиче, убитом матросом только за то, что на нём была генеральская шинель. При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что Мясковский принял Октябрьскую революцию, он сохранил очень тёплые воспоминания о своём отце. А тот факт, что убили его фактически его единомышленники, очень угнетал Николая Яковлевича.[1].
6-я симфония Н.Мясковского — это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским. Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.
В начале 30-х годов (начиная с 11-й симфонии) Мясковский меняет стиль музыки на более светлый, что стало отражением того давления, которое оказывали на него власти. Показательно то, что единственное мрачное произведение того периода, 13-ю симфонию, он вынужден был представить на закрытой премьере. Что аналогично ситуации, сложившейся вокруг 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича.
Среди других его работ 30-х годов также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года.
В 1940 году композитор сочиняет свою 21-ю симфонию — произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов, философская глубина сочинения принесли этому произведению всеобщее признание в мире. Эта великолепная симфония открыла последний, завершающий период творчества Советского мастера. В начале Второй мировой войны Мясковский был эвакуирован сначала на Кавказ, в Грузию и в Кабардино-Балкарию, а затем в г. Фрунзе. В эвакуации Мясковский написал три патриотические симфонии (22—24), включая 23-ю симфонию на кабардино-балкарские темы, струнные квартеты, несколько маршей, которые композитор рассматривал, как свой посильный вклад в борьбу с врагом.
После войны Мясковский получает звание Народного артиста СССР, но тем не менее в 1948 году попадает в список формалистов. Его музыка была охарактеризована как мрачная, недостаточно оптимистическая и за исключением двух-трёх произведений перестала исполняться в СССР. В частности, его лирико-ностальгическая 25-я симфония была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу». А кантата «Кремль Ночью» вызвала шквал критики за подачу образа И. В. Сталина с атрибутами восточного деспота и двусмысленность текста. Надо сказать, что здесь Мясковский проявил большое мужество. В конце 30—х годов он достаточно лояльно относился к режиму, изредка протестуя, как было, например, в случае с арестом музыковеда и композитора Жиляева. Но в 1948 году Николай Яковлевич открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна. На заседании союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым .[2].
Последние два года своей жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над своей последней, 27-й, симфонией.
8 августа 1950 года композитор умер от рака. Его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 3), рядом с могилами Скрябина и Танеева.
Педагогическая деятельность
Помимо 27 симфоний, Мясковский написал скрипичный и виолончельный концерт, много лирических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин и А. И. Хачатурян. Но при этом хочется отметить, что большим композитором из всей плёяды учеников советского мастера стал лишь последний.
По воспоминаниям учеников Николай Яковлевич был добрым ,отзывчивым человеком ,никогда не позволявшим себе хамства ,даже если ему что - то и не нравилось в музыке студентов консерватории.
Музыкальный стиль композитора
Стиль музыки Мясковского суров, но, в то же время, удивительно лиричен и красив. В нем органично переплетаются элементы русского позднего романтизма, модернизма и французского импрессионизма, получившего в России наименование Символизм. Помимо П. И. Чайковского, в его творчестве заметно влияние Н. А. Римского—Корсакова и А Н.Cкрябина.
Среди его симфоний особенно выделяются лирико-трагические: 2-я (1912), 3-я (1914), 4-я (1917) и 5-я (1921), трагико-монументальная 6-я (1923), героико-драматическая 16-я (1936), задумчиво-ностальгические 21-я (1940) и 25-я (1946), патриотическая 22-я (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя 27-я (1950).
Выдающийся русский дирижёр Е. Ф. Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех его симфонических произведений, называл Мясковского прямым наследником русских классиков 19 века. Также он с горечью отмечал, что творчество этого композитора на сегодняшний день почти забыто.
Причиной такого положения стало:
1) Отсутствие пропаганды его творчества в течение последних 30 лет.
2) Тот факт, что композитор, работая на стыке нескольких течений, так и не был до конца признан ни среди радикальных модернистов, ни среди песенников. А для любителей классического романтизма XIX века его творчество чересчур тяжеловато. При том, что лирическая составляющая там осталась в достаточно архаичной форме. То есть получилось, что для одних он слишком тяжёл и современен, а для других слишком консервативен. Именно на это обстоятельство указывают современный исследователь жизни и творчества Н. Я. Мясковского — Д. Горбатов, а также крупнейший русский дирижёр современности Г. Рождественский.[1].
3) Тот факт, что Мясковский до конца жизни оставался убежденным марксистом-ленинистом современными слушателями трактуется как конформизм. Хотя его отношение к Сталинскому режиму резко ухудшилось в конце 40-х годов. В результате получилось, что Мясковский и не оппозиция, но и не сталинист. Это тоже стало причиной забвения его творчества.
При этом надо отметить, что большая часть произведений композитора аполитична и являет собой музыкальное воплощение красот русской природы: бескрайних лесов, цветочных лугов и ночного неба.
Великий виолончелист М.Л.Росторопович называл Виолончельный концерт Мясковского среди 10 своих самых любимых произведений, вообще когда-либо написанных для этого инструмента. [1].
Сергей Прокофьев писал о Мясковском: В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты.
Дмитрий Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Г. Малера cимфонисте, среди произведений которого целый ряд является шедеврами симфонического искусства. В связи с этим, среди немногочисленных поклонников Мясковского сохраняется надежда на возрождение имени композитора и исполнение его произведений.
Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет. В 2006 году в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории[3].
Награды и премии
Произведения
Список произведений
Опус | Название | Жанр | Год
- «Размышления» 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано. Вокал 1907
- «Из юношеских лет» 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта. Вокал 1903—1906
- Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
- «На грани», 18 романсов на слова З. Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но. Вокал 1904—1908
- «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но. Вокал 1905—1908
- Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907—1909
- «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта. Вокал 1908—1909
- Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но. Вокал 1908
- «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909—1910
- Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
- Симфония № 2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910—1911
- Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
- Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
- «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
- Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
- «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но. Вокал 1913—1914
- Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917—1918
- Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
- Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
- 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но. Вокал 1921
- «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но. Вокал 1922
- «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А. Дельвига — тетради I и II для голоса и ф-но. Вокал 1925
- Симфония № 6, ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921—1923
- Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
- «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922—1927
- Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924—1925
- Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924—1925
- Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926—1927
- «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
- Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926—1927
- «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
- Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928—1929
- Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
- Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
- Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
- Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
- Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
- Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909—1937
- Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931—1932
- Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931—1932
- Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
- Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
- Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
- Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935—1936
- 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935—1936
- Симфония № 17 Соль диез минор в четырёх частях Симфонии 1936—1937
- Симфония № 18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
- 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
- Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
- Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
- Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
- Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
- Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
- Две пьесы (из симфонии № 19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
- Струнный квартет № 5, ми минор в четырёх частях Камерная музыка 1938—1939
- Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
- Струнный квартет № 6, соль минор Камерная музыка 1939—1940
- Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
- Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
- «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
- Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
- Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
- Струнный квартет № 7, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
- Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
- Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
- Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
- Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
- Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
- «Киров с нами», поэма-кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
- Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
- Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
- Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
- Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
- «Звенья», 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
- Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
- Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
- Струнный квартет № 11 «Воспоминания», ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
- Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945—1946
- Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945—1946
- Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
- Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
- Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
- «Стилизации», 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
- «Из прошлого», 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
- «Кремль ночью», кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
- Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
- Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
- Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
- Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
- Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
- Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948—1949
- Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
- Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
- Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
- Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
- Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
- «За многие годы», сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
- Ф. Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
- Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма — переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
- М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма — переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
- С. Прокофьев Третья симфония — переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
- М. Штейнберг Третья симфония — переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
- М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» — переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
- С. Прокофьев «Осеннее» — эскиз для м. симфонического оркестра — переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
- С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю — переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
- С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита — переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
- А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» — переложение аккомпанементов для струнного квартета
- Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1896—1898
- Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
- Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
- Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
- Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
- «Тишина», романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
- Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
- Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
- Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
- Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
- Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
- Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
- «Flofion», тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899—1901
- «Flofion», тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
- «Flofion», тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906—1907
- «Flofion», тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
- «Flofion», тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907—1908
- «Flofion», тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907—1908
- «Flofion», тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908—1912
- «Flofion», тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917—1919
- Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
- Соната для фортепиано соль мажор одночастная Фортепиано 1907
- 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907—1908
- 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
- «Ковыль» для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
- Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
- «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано Вокал 1930
- Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
- Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
- «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А. Суркова Вокал 1932
- «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С. Кирсанова Вокал 1932
- Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
- «Слава советским пилотам» четырёхголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
- Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра
- «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В. Лебедева-Кумача Вокал 1936
- Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
- Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
- «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского Вокал 1941
- Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946
Литература
- Барсова И. А. Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель. — М., 2008.
- Власова Е. С. 1948 год в советской музыке . — М.: 2010.
- Горбатов Д. Последний вздох русской классики.Статья - 2001 .
- Горбатов Д. Проблема Мясковского. Статья . - 2006 .
- Гулинская З. К. Н. Я. Мясковский. — М., 1985.
- Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М., 1980.
- Долинская Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность. М., 1985.
- Ершова Т. Н. Я. Мясковский: начало творческого пути // Из истории русской и советской музыки / Ред.-сост. А. Кандинский. — М., 1971. С. 29-63.
- Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — М., 1982.
- Кунин Ф. Н. Я. Мясковский. — М., 1981.
- Кудряшов Ю. Н. Я. Мясковский. — Л., 1987.
- Ламм О. Страницы творческой биографии Н. Я. Мясковского. — М., 1989.
- Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творческий путь. — М., 1953.
- Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах. — М., 1964.
- Сегельман М.Николай Мясковский - Шестая симфония . Буклет к СD - изданию. Мелодия - 2005.
- Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / Сост. В. Виноградов. — М., 1954.
- Цыпин Г. 15 Бесед с Евгением Светлановым. — М., 1998.
Примечания
- ↑ Научно-документальный фильм «Невольник чести»
- Науч-поп. фильм «НЯМА» о Н.Мясковском
- Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
Ссылки
- Официальный сайт, посвящённый Мясковскому
- Научно - документальный фильм "Невольник чести"
- Науч-поп. фильм «НЯМА» о Н.Мясковском