25-06-2023
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.
Внешне для покупателя НДС напоминает налог с оборота или налог с продаж: продавец добавляет его к стоимости продаваемых товаров, работ или услуг. Однако в отличие от оборотных налогов или налогов с продаж, если покупатель также является плательщиком НДС (то есть покупает облагаемые налогом товары или услуги для использования в производстве других товаров или услуг), он при расчете общей суммы своих обязательств перед бюджетом имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, который он уплатил своему поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги. Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Такая система налогообложения (по сути, являющаяся модификацией налога с продаж) создана для решения нескольких задач. Во-первых, распределение бремени уплаты налога в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла позволяет избежать т. н. каскадный эффект, то есть многократного взимания налога с одной и той же стоимости. В современной экономике при производстве товаров или услуг используется множество иных товаров или услуг, поэтому наличие каскадного эффекта может привести к существенному увеличению налогового бремени. Во-вторых, распределение обязанности по уплате налога в бюджет между различными налогоплательщиками, а не розничном продавце (как это работает в случае налога с продаж), позволяет минимизировать риски уклонения от налогообложения — в системе налога с продаж уклонение от налога розничным продавцом означает потерю всей суммы налога, в условиях НДС неуплата налога одним участником производственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи). Это, естественно, не исключает наличия собственных, более сложных технологий уклонения от НДС. В-третьих, НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и взимать косвенный налог по т. н. принципу «страны назначения». Не только освобождение от взимания НДС с экспортера, но и возможность возмещения НДС, уплаченного экспортером товара своим поставщикам, позволяет добиться того, что товары, импортируемые из страны, применяющей НДС, будут полностью освобождены от национальных косвенных налогов и таким образом, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства. С точки зрения конечного потребителя НДС полностью эквивалентен налогу с продаж — поскольку такой потребитель не может вычесть уплаченный продавцу налог, то для него сумма уплаченного налога — это и есть номинальное налоговое бремя. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.
Впервые НДС был введён в 1958 году во Франции[1]. Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
В России НДС действует с 1 января 1992 года[2]. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила определённой величины (в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ — 2 млн руб.).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (статья 143 НК РФ):
Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):
Не признаются объектом налогообложения:
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов.[3] Операции, не подлежащие налогообложению (статья 149 НК РФ):
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, например:
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учёт таких операций. Если в налоговом периоде не осуществляется отгрузка товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то раздельный учёт налога не ведется (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 03-07-11/225). Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
В последнее время (О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2008 года (недоступная ссылка с 23-05-2013 (684 дня) — )).
Налоговый период (статья 163 НК РФ) устанавливается как квартал.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Моментом определения налоговой базы (статья 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (статья 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.
Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Одновременно с этим решением принимается:
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
С самого начала вопросам гармонизации косвенного налогообложения в ЕС уделялось пристальное внимание, так как именно расхождение в регулировании косвенного налогообложения, по мнению основоположников европейской интеграции, представляли собой существенную преграду на пути свободного передвижения товаров, работ и услуг ([1]). В результате чего гармонизация косвенного налогообложения была обозначена в качестве отдельной задачи европейской интеграции в Договоре о Европейском сообществе (ст. 90-93). См. также Налоговое право ЕС.
Выделяют следующие основные акты вторичного права ЕС в этой области:
В Германии НДС (нем. Mehrwertsteuer, сокращённо — MwSt) введён в Саксонии ещё в XVIII столетии . В современной Германии общая ставка по НДС составляет 19 %, но для некоторых товаров существует сниженные ставки (для книг и продуктов питания ставка налога составляет лишь 7 %).
В Латвии базовая ставка НДС (латыш. Pievienotās vērtības nodoklis, сокращённо — PVN) на протяжении многих лет составляла 18 %. Для некоторых товаров и услуг была установлена сниженная ставка НДС в размере 5 %, некоторые от НДС освобождены (применяется ставка 0 %).
С 1 января 2009 года базовая ставка увеличена с 18 % до 21 %, сниженная ставка НДС увеличена с 5 % до 10 %, значительно сокращён список товаров, к которым применяется сниженная ставка НДС.
С 1 января 2011 года решением правительства и под давлением международных кредиторов, базовая ставка НДС в стране была увеличена с 21 % до 22 %, а сниженная — с 10 % до 12 %.
С 1 июля 2012 года базовая ставка НДС была снижена с 22 % до 21 %. Снижение было проведено с целью приближения ставки НДС к ставкам в других странах Прибалтики, для содействия конкурентоспособности Латвии, а также для уменьшения давления инфляции.[4]
Закон об НДС вступил в силу в 1995 году; одновременно был отменён налог с оборота.
В Израиле НДС (ивр. מס ערך מוסף, сокращённо — מע"מ) введён с 1 июля 1976 в соответствии с рекомендациями правительственной комиссии, известной как «комиссия Ашера» (ивр. "ועדת אשר) инспекцией Израиля (ивр. רשות המסים בישראל), находящейся в подчинении Министерства финансов.
За историю Израиля ставка НДС изменялась несколько раз:
В Эйлате НДС не взимается.
В Тайланде НДС (7 %) включается в цену всех товаров и услуг, а также в ресторанные счета. Для возврата НДС необходимо совершить покупку в одном магазине (обозначены надписью «VAT Refund for Tourists»), в один день, и на сумму не менее 2000 бат. На покупку оформляется специальная квитанция для возврата НДС.
В Малайзии просто нет НДС . Налог, который платят предприятия Малайзии, — корпоративный. Его ставка составляет 28 %. Общая ставка налога на продажу — 10 %, на винно-водочные изделия — 20 %, на сигареты — 25 %. Налоги на услуги платят со всех видов оказываемых услуг по ставке 5 %.
В Канаде цены всегда указываются без НДС, который потом на кассе насчитывают, в Онтарио это — 13 %, в Британской Колумбии — 12 %, в Альберте — 7 %.
В Мексике НДС включается в стоимость товаров и составляет в среднем 15 % от цены.
В Панаме НДС (VAT, 5 %) взимается только на определенные виды услуг, некоторые внешнеторговые операции. С оплаты бытовых услуг, транспорта, товаров потребительского сектора НДС не взимается.
Страна | Ставка | Аббревиатура | Название | |
---|---|---|---|---|
Стандартная | Сниженная | |||
Россия | 18 % | 10 % или 0 % | НДС | Налог на добавленную стоимость |
Страна | Ставка | Аббревиатура | Название | |
---|---|---|---|---|
Стандартная | Сниженная | |||
Австрия | 20 % | 12 % или 10 % | USt. | Umsatzsteuer |
Бельгия | 21 % | 12 % или 6 % | BTW TVA MWSt |
Belasting over de toegevoegde waarde Taxe sur la Valeur Ajoutée Mehrwertsteuer |
Болгария | 20 % | 7 % | DDS = ДДС | Данък Добавена Стойност |
Великобритания | 20 % | 5 % или 0 % | VAT | Value Added Tax |
Венгрия | 27 % | 5 % | ÁFA | általános forgalmi adó |
Дания | 25 % | moms | Merværdiafgift | |
Германия | 19 % | 7 % | MwSt./USt. | Mehrwertsteuer/Umsatzsteuer |
Греция | 23 % | 13 % или 6,5 %[5] (Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30 %: 13 %, 6 % и 3 %) |
ΦΠΑ | Φόρος Προστιθέμενης Αξίας |
Ирландия | 21 % | 13,5 %, 4,8 % или 0 % | CBL VAT |
Cáin Bhreisluacha Value Added Tax |
Испания | 21 %[6] | 8 % или 4 % | IVA | Impuesto sobre el valor añadido |
Италия | 21 % | 10 %, 6 %, или 4 % | IVA | Imposta sul Valore Aggiunto |
Кипр | 18 % | 8 % или 5 %[5] | ΦΠΑ | Φόρος Προστιθεμένης Αξίας |
Латвия | 21 % | 10 % с 2011 года 12 % | PVN | Pievienotās vērtības nodoklis |
Литва | 21 % | 9 % или 5 % | PVM | Pridėtinės vertės mokestis |
Люксембург | 15 % | 12 %, 9 %, 6 %, или 3 % | TVA | Taxe sur la Valeur Ajoutée |
Мальта | 18 % | 5 % | TVM | Taxxa tal-Valur Miżjud |
Нидерланды | 21 % | 6 % | BTW | Belasting over de toegevoegde waarde |
Польша | 23 % | 8 %, 5 % или 0 % | PTU/VAT | Podatek od towarów i usług |
Португалия | 23 %[5] | 13 % или 6 % | IVA | Imposto sobre o Valor Acrescentado |
Румыния | 24 % | 9 % или 5 % | TVA | Taxa pe valoarea adăugată |
Словакия | 20 % | 10 % | DPH | Daň z pridanej hodnoty |
Словения | 22 % (до 1 июля 2013 — 20 %)[7] | 9,5 % (до 1 июля 2013 — 8,5 %)[7] | DDV | Davek na dodano vrednost |
Финляндия | 24 % | 14 % или 10 % | ALV Moms |
Arvonlisävero Mervärdesskatt |
Франция | 19,6 % | 7 % или 5,5 % или 2,1 % | TVA | Taxe sur la Valeur Ajoutée |
Швеция | 25 % | 12 % или 6 % или 0 % | Moms | Mervärdesskatt |
Чехия | 21 % | 14 % | DPH | Daň z přidané hodnoty |
Эстония | 20 % (до 1 июля 2009 — 18 %), | 9 % | km | käibemaks (дословно «налог с оборота») |
Страна | Ставка | Местное название | |
---|---|---|---|
Стандартная | Сниженная | ||
Албания | 20 % | ||
Азербайджан | 18 % | ƏDV (Əlavə Dəyər Vergisi) | |
Австралия | 10 % | 0 % | GST (Goods and Services Tax) |
Аргентина | 21 % | 10,5 % или 0 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Белоруссия | 20 % | 10 % | ПДВ (падатак на дададзеную вартасць) |
Босния и Герцеговина | 17 % | PDV (porez na dodatu vrijednost) | |
Венесуэла | 11 % | 8 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Вьетнам | 10 % | 5 % или 0 % | GTGT (Gia Tri Gia Tang) |
Гайана | 16 % | 14 % | |
Грузия | 18 % | 0 % | დღგ (ДХГ) (დამატებითი ღირებულების გადასახადი) |
Остров Джерси9 | 3 % | 0 % | GST (Goods and Sales Tax) |
Доминиканская Республика | 6 % | 12 % или 0 % | |
Исландия | 24,5 % | 14 %3 | VSK (Virðisaukaskattur) |
Индия4 | 12,5 % | 4 %, 1 % или 0 % | |
Израиль | 18 %5 | Ma’am (מס ערך מוסף) | |
Казахстан10 | 12 % | ҚҚС (қосылған құн салығы) | |
Киргизия | 12 % | 0 % | НДС (налог на добавленную стоимость) |
Канада | от 5 % до 13 %1 | 0 % | GST (Goods and Services Tax) / TPS (Taxe sur les produits et services) |
КНР2 | 17 % | 2,3,4,6,13 % | 增值税 |
Ливан | 10 % | ||
Македония | 18 % | 5 % | ДДВ (Данок на Додадена Вредност) |
Малайзия6 | 5 % | ||
Мексика | 15 % | 0 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Молдавия | 20 % | 8 % или 6 % или 0 % | TVA (Taxa pe Valoarea Adăugată) |
Новая Зеландия | 15 % | GST (Goods and Services Tax) | |
Норвегия | 25 % | 14 % или 8 % | MVA (Merverdiavgift) (неофиц. moms) |
Парагвай | 10 % | 5 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Перу | 18 % | IGV (Impuesto General a las Ventas) | |
Сальвадор | 13 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Сербия | 20 % | 8 % или 0 % | PDV (Porez na dodatu vrednost) |
Сингапур | 5 %8 | GST (Goods and Services Tax) | |
Таиланд | 7 % | ||
Тринидад и Тобаго | 15 % | ||
Турция | 18 % | 8 % или 1 % | KDV (Katma değer vergisi) |
Узбекистан | 20 % | 0 % | QQS (Qo’shimcha qiymat solig’i) |
Украина | 20 % | 0 % | ПДВ (податок на додану вартість) |
Уругвай | 23 % | 14 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) |
Филиппины | 12 %7 | RVAT (Reformed Value Added Tax) / karagdagang buwis | |
Хорватия | 22 % | 0 % | PDV (Porez na dodanu vrijednost) |
Чили | 19 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Эквадор | 12 % | IVA (Impuesto al Valor Agregado) | |
Швейцария[5] | 8 % | 3,8 % или 2,5 % | MWST (Mehrwertsteuer) / TVA (Taxe sur la valeur ajoutée) / IVA (Imposta sul valore aggiunto) / VAT (Value Added Tax) |
Шри-Ланка | 15 % | ||
ЮАР | 14 % | 0 % | VAT (Valued Added Tax) |
Республика Корея | 10 % | 부가세 = 부가가치세 | |
Япония | 5 % | Налог на потребление (яп. 消費税 сё:хидзэй ) |
Примечание 1: Некоторые канадские провинции взимают в размере 13 % так называемый harmonized sales tax (буквально «гармонизированный налог на продажи») — комбинацию федерального и провинциального НДС. В остальных, федеральный налог на продажи взимается в размере 5 %, а провинция может взимать свой, отдельный, налог на продажи. Как правило, для нового жилья возвращается часть налога, что фактически уменьшает налог до 4,5 %.
Примечание 2: Данные налоги не взимаются в Гонконге и Макао, представляющих собой финансово независимые специальные административные регионы. Ставка 13 % применяется для льготных категорий товаров, 3 % — для малых налогоплательщиков, 2 %, 4 % и 6 % — по упрощённой системе сбора НДС.
Примечание 3: В октябре 2006 года правительство сообщило, что, начиная с марта 2007, сниженная ставка будет составлять 7 %. Сниженной ставкой будут облагаться большая часть продуктов питания, обогрев, номера в отелях, печатные издания, и (с 1 марта 2007) питание в ресторанах.
Примечание 4: В 2 из 28 индийских штатов НДС не взимается.
Примечание 5: НДС в Израиле постепенно снижается. В марте 2004 года он был снижен с 18 % до 17 %, в сентябре 2005 — до 16,5 %, 1 июля 2006 — до 15,5 %. Планируется дальнейшее снижение НДС в ближайшем будущем, но оно будет зависеть от состава Кнессета.
Примечание 6: Принимая бюджет на 2005 год, правительство сообщило, что НДС будет введён в январе 2007. Сообщается, что товары первой необходимости и мелкие бизнесы будут освобождены от уплаты НДС или облагаться по льготной схеме. Уровень НДС ещё не объявлен.
Примечание 7: 1 января 2006 президент Филиппин получил право повысить НДС до 12 %. НДС был повышен до 12 % 1 февраля.
[2] (недоступная ссылка с 23-05-2013 (684 дня))
Примечание 9: На протяжении нескольких лет остров Джерси готовится к введению налога на продажи для покрытия крупного бюджетного дефицита. Размер НДС будет составлять 3 %. НДС, возможно, не будет взиматься на местные продукты питания (то есть продукты питания, освобождённые от пятипроцентного «островного налога») и детскую одежду.
Примечание 10: Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» снижены ставки НДС: с 1 января 2007 года с 15 до 14 %, с 1 января 2008 года с 14 до 13 %, а с 1 января 2009 года с 13 до 12 %.
|
|
---|---|
Прямые налоги | Налог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капитала |
Косвенные налоги | Налог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налог |
Исторические налоги | Единый социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалеты |
Дань | Двоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | Продразвёрстка |
Сбор | Государственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Эвекта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сбор |
Контрибуция | Датские деньги | Репарации | Реституция |
Прочее | Налогообложение | Налог | Пеня |
Не являются налогами | Страховая премия | Оброк | Чинш | Откуп |
НДС.