26-09-2023
Район
Железнодорожный
|
Подъездные пути города Железнодорожного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Железнодоро́жный — бывший город областного подчинения в Московской области России, единственный населённый пункт и административный центр бывшего городского округа Железнодорожный[4], в 2015 году объединённый с городом Балашиха и включённый в границы городского округа Балашиха.
Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от Москвы (расстояние от МКАД до железнодорожной станции Железнодорожная, которая считается центром города).
Площадь территории города составляла 2 408 гектаров[1]. Население — 152 024[3] чел. (2015). В городе ведётся активное жилищное строительство. Город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать вошедший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.
Город состоит из микрорайонов: Керамика, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Саввино, Центральный, Центр-2.
Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику нынешнего города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка. Название Обираловка происходит от фамилии Обиралов[5].
Современные просторечные наименования города — Железка[6] или Желдор.
Современная территория города Железнодорожный включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка»[7].
Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 г. создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт[8][9], где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.
В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области[7]. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.
В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 г. в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).
7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения[10], а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 г.) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка[7].
В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).
25 декабря 2014 года Московская областная дума одобрила внесённый губернатором Московской области закон об объединении городов Балашиха и Железнодорожный с сохранением названия Балашиха[11]. Закон был опубликован 12 января 2015 и через 10 дней вступил в силу[12].
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1926[13] | 1939[13] | 1959[14] | 1967[15] | 1970[16] | 1973[15] | 1976[15] | 1979[17] | 1982[15] | 1986[15] |
1000 | ↗17 000 | ↗19 243 | ↗48 000 | ↗57 060 | ↗62 000 | ↗70 000 | ↗76 455 | ↗81 000 | ↗88 000 |
1989[18] | 1992[15] | 1996[15] | 1998[15] | 2000[15] | 2001[15] | 2002[13] | 2003[15] | 2004[19] | 2005[15] |
↗97 426 | ↗99 300 | →99 300 | ↗100 000 | ↗100 100 | ↗100 200 | ↗104 000 | ↘103 900 | ↗107 000 | ↗115 300 |
2006[15] | 2007[15] | 2008[15] | 2009[19] | 2010[20] | 2011[15] | 2012[21] | 2013[22] | 2014[23] | 2015[3] |
↗116 500 | ↗118 900 | ↗122 600 | ↗125 000 | ↗131 257 | ↗131 300 | ↗135 971 | ↗141 648 | ↗146 251 | ↗152 024 |
Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек[1] — второй по численности населения в Московской области.
В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.
Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирева», керамический завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретен польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.
Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых)[24].
В июле 2011 г. «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра»[25][26].
Несмотря на то, что ближайшая станция метро расположена примерно в 10 километрах от станции, время в пути до Новокосино по Носовихинскому шоссе в часы пик занимает до полутора часов, ширина дороги преимущественно около 7 метров, в основном двухполосная, опасны обгоны — часты лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Носовихинское шоссе отделяет город от железнодорожных платформ, но по состоянию на конец июня 2014 года в Железнодорожном нет ни одного подземного перехода. В районе платформы Кучино на расстоянии в 200 метров друг за другом расположены 3 светофора, пробки от которых растягиваются до нескольких километров. В середине «Носовихи» расположен печально известный светофор, который создает пробки как в область (от строительного рынка или от самой станции Новокосино), так и в Москву, от платформы Кучино. Нередки случаи, когда сервис Яндекс пробки оценивает ситуацию в целом по Москве в 1-2 балла, а Носовиха при этом на 70-80 % красная в обе стороны. Наиболее быстрый способ попасть в Москву — поездка на электропоезде. Поездка от платформы Кучино до платформы Реутово (м. Новокосино) занимает 7-9 минут. Поездка от платформы Кучино до платформы Серп и Молот (м. Площадь Ильича) занимает 23-25 минут.
В микрорайоне Кучино построен Храм новомучеников и исповедников Российских в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр. Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова[7].
Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.
Краеведческий народный музей.
Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.
В 2011 году на городском бульваре на Пролетарской улице открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому — учёному, известному трудами в области гидроаэродинамики, на территории имения которого был основан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт.
По состоянию на конец декабря 2014 года Железнодорожный был единственным городом Подмосковья, в котором не было кинотеатра, а также городом, в котором отсутствует роддом.
8 сентября 2011 года, в рамках государственного визита в Россию, город Железнодорожный посетила королева Дании Маргрете II[27]. Целью визита стал построенный на территории города в 1999 году завод по производству каменной ваты, принадлежащий датской компании Rockwool. Громким событием воспользовалась группа активистов, в день визита развернувших плакаты у здания завода, пытаясь тем самым обратить внимание королевы на проблему коррупции в городе[28].
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» главная героиня покончила с собой, бросившись под поезд на платформе Обираловка около водокачки (современная территория локомотивного депо Железнодорожная, которое теперь находится несколько далее современных платформ станции в сторону области).
Часть событий поэмы В. В. Ерофеева «Москва - Петушки» происходит в электропоезде, проезжающем через платформы и станции города Железнодорожный (Кучино, Железнодорожная, Черное, Заря, Купавна).
<ref>
; для сносок history
не указан текстЖелезнодорожный в Викигиде? |
Обираловка.