Lizinovka36.ru

Лизиновка

Проскуряков, Лавр Дмитриевич

20-10-2023

Проскуряков Лавр Дмитриевич
Дата рождения:

18(30) августа 1858

Место рождения:

с. Борисовка, Воронежская губернии, Российская империя

Дата смерти:

14 сентября 1926(1926-09-14)

Место смерти:

г. Москва

Страна:

 СССР →
 Россия

Научная сфера:

мостостроение

Альма-матер:

Петербургский институт путей сообщения

Награды и премии


Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1900)

Ла́вр Дми́триевич Проскуряко́в (18(30) августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губ. — 14 сентября 1926, Москва) — русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроение и строительной механики.

Содержание

Биография

Проскуряков Л.Д.[1] родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 — преподаватель кафедры мостов в том же институте.

1895 — автор моста через Енисей. По величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани. На Транссибе Проскуряков проектирует мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.

В том же году Проскуряков едет в Лондон на сессию Международного железнодорожного конгресса, посещает лаборатории Цюриха, Парижа, Мюнхена, Вены, Берлина, знакомится с лучшими механическими лабораториями Запада и, разумеется, привозит оттуда в Институт новейшие механизмы и приборы.

1896 — мост через реку Которосль у Ярославля.

1900 — Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.

1904 - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева, были построены два железнодорожных моста через реку МосквуАндреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. — перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост назвали Алексеевским.

Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Публикации

В 1902 году Проскуряков публикует полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч. 1), а в 1907 году — «Статика сооружений» (ч. 2) и работу «К расчету сквозных ферм». Эти труды вошли в золотой фонд науки. Курс «Строительной механики» выдержал шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало учебником для всех технических вузов страны.

Ссылки

http://www.old.kurskcity.ru/people/shg0803063.html

Примечания

  1. Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Проскуряков, Лавр Дмитриевич.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16