17-10-2023
Ракета | ||
---|---|---|
|
||
«Ракета-234» на Волге у затона Памяти Парижской Коммуны | ||
Основная информация | ||
Тип | Судно на подводных крыльях | |
Государство | СССР | |
Верфь | Красное Сормово; «Море» | |
Введено в эксплуатацию | 1957 год | |
Параметры | ||
Длина | 27 м | |
Ширина | 5 м | |
Высота | 4,5 м | |
Средняя осадка | 1,8 м (при стоянке) 1,1 м (при ходе на крыльях) |
|
Водоизмещение | 18 т (порожнее) 25,3 т (полное) |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | М401 | |
Винты | один гребной винт | |
Мощность | 1000—900 л.с. (в зависимости от модификации) | |
Скорость | 70 км/ч (максимальная) 60-65 км/ч (эксплуатационная) |
|
Автономность плавания | 600 км | |
Пассажировместимость | 64—66 человек (в зависимости от модификации) |
«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда[1].
«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.
В настоящее время эксплуатация «Ракет», в качестве общественного транспорта, сохранилась только на реках Обь и Лена.
Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году, после проведения ремонтных работ, судно установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.
Содержание |
«Ракета-246» на Москве-реке, 2007 год.
«Ракета-246» на Москве-реке, 2008 год
Речные скоростные суда («речные автобусы») | |
---|---|
Глиссирующие | А45-1 | А45-4 | А151-1 | «Заря» | «Лена» |
На воздушной подушке | «Баргузин» | «Зарница» | «Линда» | «Луч» | «Орион» |
На подводных крыльях | «Беларусь» | «Буревестник» | «Восход» | «Метеор» | «Полесье» | «Ракета» | «Спутник» |
Пассажирские речные суда СССР и России послевоенного периода |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Военные суда по странам
Судостроители по странам
|
Ракета (теплоход).