30-08-2023
Номер |
ТЧ-3 |
---|---|
Подразделение |
Октябрьская железная дорога |
Год основания | |
Местонахождение | |
Станция |
Тверь (Октябрьской железной дороги) |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 6900000091 |
Ремонтное локомотивное депо Тверь (ТЧР-3 Октябрьской железной дороги; в 1939—1999 ТЧ-3 Калинин Окт. Ж. Д.) — структурное подразделение Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава — структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиала ОАО Российские железные дороги — ремонтное локомотивное депо прямоугольного и круглого с поворотным кругом типов. Производит ремонт тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин локомотивов в объёмах СР, КР,[1], а также все виды ремонта маневровых тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ3, ТЭМ18. Единственное полностью сохранившееся круговое депо Николаевской железной дороги (тем не менее, западная часть депо значительно перестроена). Начальник депо — Алексеев, Геннадий Андреевич.
Содержание |
Круговое депо построено в 1851 году как основное депо Петербурго-Московской железной дороги, в комплексе которого так же были построены здания служебного корпуса, кирпичного склада, нефтеналивная станция, водонапорная башня.
Во второй половине 19 века, в ходе реконструкции хозяйства Николаевской железной дороги, в депо были построены «большая сарайная» (стойло на 6 паровозов) и две «малые сарайные» (стойла на один паровоз).
В 1929 году депо Тверь закрыто как основное и использовалось как оборотное[2].
В ходе боев Великой Отечественной войны зимой 1941 года года депо сильно пострадало, но уже в феврале 1942 года возобновило свою работу, а также ремонтировало танки и машины для нужд армии. В годы войны отличились машинисты К. С. Луковкин, М. Г. Непряев, Н. А. Громов. Две калининские поездные бригады, возглавляемых машинистами Громовым и Алексеевым, на паровозе Эм 725-39 доставляли провизию, военную технику в блокадный Ленинград, вывозили раненых. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, 24 ноября 1946 года коллективу паровозного депо станции Калинин было вручено на постоянное хранение Красное Знамя от наркома путей сообщения Л. М. Кагановича.[3]
До середины 1980-х годов к депо были приписаны электропоезда СМ3, курсировавшие по маршруту Калинин — Клин. После списания в 1982-83 гг. всего парка СМ3 данный маршрут отменён, а депо Калинин лишилось всего моторвагонного подвижного состава.
В 1988 году в депо был пущен электромашинный цех, в котором производится ремонт тяговых двигателей тепловозов, электровозов и вспомогательных машин, а также асинхронных двигателей[4]
В 2005 году депо было признано лучшим из предприятий Московского отделения Октябрьской железной дороги[5]
В 2009 году депо было реорганизовано в ремонтное, цеха эксплуатации переданы в ТЧЭ-1 и ТЧ-6, весь приписной парк (около 90 тепловозов ТЭМ) в связи с разделением передан в ТЧ-4 Бологое.
При закладке фундамента круглого депо использовалась белокаменная плита, которую добывали в Старицких каменоломнях Тверской губернии. При закладке здания круглого паровозного депо использовался труд московских каменотесов, плотников и каменщиков, работавших под руководством подрядчика Терлецкого, заключившего договор с Департаментом железных дорог в 1846 году. Над поворотным кругом был установлен железный купол, освещавшийся сверху фонарем (демонтирован в 1948 году)[6].
Круглое депо рассчитано на 22 стойла. К настоящему времени пути сохранились только в семи — 1-м, 12-м, 16-м, 19-м, 20-м, 21-м и 22-м (историческая нумерация сохранена), в остальных располагаются вспомогательные цеха и отделения. Длина поворотного круга составляет 25 метров. В сентябре — ноябре 2006 года поворотный круг системы Скворенко, изготовлен на Брянском механическом заводе «Красный Профинтерн» в 1930 году, установленный в 1952 году, был заменен на новый производства машиностроительного завода «1-е Мая» (Киров)[7].
Длина электромашинного цеха депо — 150 метров. В депо также имеется поворотный треугольник.
На производственной площадке ремонтного депо работают цеха эксплуатации локомотивного депо Москва-Октябрьская ТЧЭ-1 и моторвагонного депо Крюково ТЧ-6 Октябрьской железной дороги.
В разные периоды времени, приписной парк депо включал[8][9]:
В 2006 году (до передачи подвижного состава) приписной парк депо состоял из тепловозов: ТГМ23В (2 шт.), ТЭМ2 (71 шт.), ТЭМ2УМ (1 шт.), ЧМЭ3 (1 шт.)[10]
Начальник депо — Алексеев, Геннадий Андреевич (до 2010 года — Саперов, Алексей Васильевич).
25 декабря 2009 года в депо произошел пожар, общая площадь возгорания составила 300 квадратных метров. В тушении приняли участие 8 пожарных расчетов и пожарный поезд, жертв и разрушений нет[11].
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ремонтное локомотивное депо Тверь.