16-04-2023
Рифейские горы (Рипейские горы, Рипы, Рифы, Рипеи, Рифеи) — обозначение возвышенностей, дающих начало основным рекам Скифии; в греч. мифологии это и горы, на которых находилось жилище северного ветра Борея.
Содержание |
В целом северную локализацию Рип указал Гекатей Милетский[1] Далее античная наука пошла по пути уточнения местонахождения этого важного географического ориентира.
О гипербореях, живших за Рипейскими горами, писал Гелланик[2]. Однако Геродот это название не упоминает.
Согласно Гиппократу, Скифия лежит под созвездием Медведицы, «у подножия Рипейских гор, откуда дует северный ветер»[3].
Аристотель также указывал, что Рипейские горы лежат за крайней Скифией, под самой Медведицей, и что оттуда стекает больше всего рек, самых крупных после Истра, но считал баснословными рассказы об их небывалой величине[4]. В другом месте Аристотель, не упоминая названия Рип, подчёркивает, что самое сильное течение рек на земле – от возвышенностей на севере[5].
Рипейские горы упоминают Аполлоний Родосский, который помещает там истоки Истра[6], и Каллимах. Страбон считал их мифическими, равно как и гипербореев[7].
Согласно географической поэме Дионисия Периэгета, из Рипейских гор вытекали реки Алдеск и Пантикап[8].
Клавдий Птолемей во II веке н. э. суммировал известные на его время историко-географические факты, по его данным, Рипейские горы имели координаты по середине: 63°— 57°30′[9]; причем с Рипейскими горами граничила область расселения саваров и борусков[10]. На основе данных Птолемея было создано множество средневековых карт[11]
В «Орфической аргонавтике» Рипейские ущелья названы в перечне географических объектов, которые преодолели аргонавты, прежде чем вошли в северное море[12]; также сказано, что Рипейские горы закрывают солнце киммерийцам[13]
Согласно периплу Маркиана, с Рипейских гор, которые лежат «между Меотийским озером и Сарматским океаном», текут реки Хесин и Турунт[14] (эти реки названы также Птолемеем, но вне связи с горами).
По Филосторгию, с Рипейских гор стекает Танаис, а у их подножия жили невры, которых он отождествлял с гуннами[15].
Маловероятно, что Рипы (по уточнениям Птолемея и Маркиана) могут соответствовать современным Уральским горам, так как в округе Урала не указывались истоки великих рек Скифии (Борисфена; Танаиса — Северского Донца[16] -Дона; западных истоков Ра — Волги, Хесина - Западной Двины). Уральские горы не являются водоразделом бассейнов Сарматского океана (Балтики), Понта Эвксинского (Черного моря), Меотиды (Азовского моря) и Гиркании (Каспийского моря).[17]. Тем не менее, такой водораздел действительно существует, берет начало в Белорусской гряде и далее, переходит в Валдайскую и Смоленско-Московскую возвышенности.
Рифейские горы отождествляются с Кавказом (Л. А. Ельницкий), с горными массивами Центральной Азии, Тянь-Шаня (И. В. Куклина). И. В. Пьянков, А. И. Доватур, Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский и др. отождествляют Рифеи с Уральским хребтом.
Сторонники «приаральских Рип» вынуждены признать, что далее античная письменная традиция в лице Аристотеля, Страбона, Диодора, Плиния Старшего, Птолемея закрепляет название «Рипейские горы» за горным массивом (возвышенностями водораздела между Балтикой и южными морями), располагающимся в направлении торгового пути между Северным Причерноморьем, степью и северо-западом.
Существенной особенностью ряда концепций (И. В. Куклина, П. А. Ельницкий, И. В. Пьянков, А. И. Доватур, Г. М. Бонгард-Левин) является жесткая идентификации Рифеев с каким-либо конкретным горным массивом, на основании вычленения какого-либо характерного признака (или комплекса признаков), относящегося к данному горному объекту в письменной традиции.
Такой подход не совсем правомерен, поскольку в сюжетах, касающихся Рифейских гор, прослеживается постоянное переплетение мифологических сведений о северных горах и сообщений о реальных горных массивах Кавказа, Центральной Азии и Урала и водораздельных возвышенностях (с истоками рек).
Торговые и иные косвенные данные не дают прочной конкретной основы для отождествления Рифейских гор с Уралом, хотя эта версия и сохраняется в историко-географической традиции.
Наиболее авторитетным в освещении проблемы гор Рип признается труд Г.М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского[18]
Они указали на античную традицию упоминаний об обилии золота и текущих в золотых руслах потоках у Рипейских гор (и это обязательно Урал). Но золото встречается и в дальних от Урала местах, в небольших количествах, как и алмазы, может выявляться и в округе Валдайской возвышенности[19]. Приводимые авторами данные Помпея Трога (конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.) и Помпония Мелы подтверждают Аристотеля и Гекатея Милетского, а в итоге Птолемея.
Они подробно обосновали, что Рипы, вероятнее всего, в индоевропействе связаны с эпическими горами Меру и Хара Березайти («Высокая Хара»).
Хребты Хары и Меру, по представлениям древних иранцев и индийцев, протянулись по всей земле с запада на восток (то же рассказывали и о великих горах к северу от Скифии). Сведения древнеиранской традиции о горах Хары имеют прямые соответствия в индийском космологическом цикле о Меру, широко представленном в различных сочинениях древней Индии[20].
На Харе, как и на Меру, помещали благую страну небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои. Лишь с помощью божественной силы достигали Меру земные герои индийского эпоса.
По оценке лингвистов, «Липа-» в имени Липоксай должно соответствовать форме «Рипа» в других, более архаичных скифских диалектах. Это слово можно связать с названием Рипейских гор греко-скифской традиции (Рипа у более ранних, Рипеи у более поздних авторов). Это хорошо согласуется со скифской концепцией о трех сферах космоса: верхней — небесно-солнечной, нижней — водной или подземной и средней — надземной (символическое название — «Гора»). По мнению ученых, имя Липоксай должно означать «Владыка горы». Тем самым подтверждается скифское происхождение не только представлений о Рипейских горах, но и самого их названия.
Само название «Рипы», «Рипейские горы» ученые обычно считали греческим. В частности, происходящим и от греческого слова «рипе» — «полет», «напор», «порыв» ветра. «Рипе» в значении «порыв» (ветра Борея) увязывалось с Бореем, якобы обитавшим у Рипейских гор. Но это, вероятно, вторичное осмысление, не имевшее отношения к происхождению самого названия гор — «Рипейские».
В «Ригведе» Агни («огонь»), бог огня, приносящий богам жертвы и возлияния, «защитник сомы», прославляется как освещающий мрак, благой певец, покровитель дома, он уравнивается с Митрой и Варуной, называется «Митрой речных потоков и гор». «Он (Агни) охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре (буквально „на пупе“) Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведа» III. 5. 5, пер. Г. М. Бонгард-Левина).
Смысл отрывка может быть раскрыт в связи с индоиранскими представлениями о священных горах. Слово «рипа» (или «рип») исследователи «Ригведы» обычно переводят как «земля»[21]. По предположению Бонгард-Левина и Грантовского, речь идёт о горе, горной вершине («вершине земли»)[20].
Заметно почитание подобных гор и у финно-угров, в чьих языках есть ряд индоиранских заимствований.
Священные, мифологические и культовые горы и холмы | |
---|---|
Ветхозаветные | Арарат · Елеонская гора · Мория · Нево · Синай · Сион · Мегиддо |
Античные | Везувий · Геликон · Киферон · Олимп · Парнас · Рифейские горы · Этна |
Буддийские | Алханай · Богд-Хан · Большое Богдо · Гридхакута · Кайлас · Курама · Отгон-Тэнгэр · Путо · Утай · Хиэй · Цзюхуа · Шрипада · Эмэй |
Культовые |
Горные системы: Гималаи · Кармель · Куньлунь · Тибет Горы Центральной и Юго-Восточной Азии: Аруначала · Бурин-Хан · Бурхан-Халдун · Джомолунгма · Лу · Мунку-Сардык · Попа · Священные горы Китая · Сулайман-Тоо · Фудзи · Юй |
Исламские | Хира · Савр · Ахульго · |
Христианские | Афон · Голгофа · Гора Искушения · Гора Крестов · Мон-Сен-Мишель |
Несуществующие | Лысая гора · Медноцветная гора · Меру · Хара Березайти |
Другие | Демавенд · Килиманджаро · Немрут · Пидан · Рашмор · Рейнир · Тара · Эльбрус · Этжо |
Рифейские горы.