Lizinovka36.ru

Лизиновка

Русские в Башкортостане

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Русские в Башкортостанерусское население Башкортостана, численность которого по переписи населения 2010 года — 1 432 906 человек (35,19 % населения республики). [1][2].

История

Первыми русскими населенными пунктами на Урале явились:

Вокруг перечисленных пунктов стали появляться деревни и села русских крестьян.

В настоящее время около 83,0% русских проживают в городах Республики[3].

В целом уклад жизни русских в Башкортостане не отличается от уклада их жизни в других районах РФ с таким же климатом. В годы советской власти постепенно стирались различия между нациями РБ. В 70-х годах ХХ века здесь сложилась историческая общность людей - советский народ, имеющая общие характерные черты.

В 90-е годы ХХ века, при переходе к капиталистической системе хозяйствования, происходил расцвет национальных особенностей и взаимообогащение культур народов РБ.

Организации

Помимо конституций РФ И РБ, в республике действуют и организации, способствующие формированию и распространению идей духовного единства, дружбы народов Башкортостана, патриотизма, любви к родному краю и его народам. Наиболее значительная и большая – Собор русских Башкортостана, имеющая отделения в большинстве городов и районов республики [4].

В РБ работают русская секция Союза Писателей РБ, русские драматические театры, коллективы художественной самодеятельности, пропагандирующие русское искусство, действуют православные и др. храмы.

Русский национализм в Башкортостане

В Башкортостане в разных формах проявляется русский национализм.

Наиболее страшной трагедией в истории заселения русскими республики является Сеянтусская трагедия. Когда в 1736 году в Сеянтусе правительственными командами А. И. Тевкелева было расстреляно и заколото копьями и штыками около 1 тысячи жителей деревни, а 105 мужчин были сожжёны в амбаре.

Проявления:

  1. В республике не реализовано Право народов на самоопределение: нет обучения на башкирском языке в высшей школе, нет научного аппарата в башкирском языке. При том, что все народы Европы с численностью более миллиона человек это право реализовали.
  2. Отказ от изучения башкирского языка, как форма национализма
  3. Отказ оформления табличек, указателей на государственных языках (в т. ч. Представительством Президента России в Уфе)
  4. Проведение русских маршей [5] [6] .
  5. Представление русского народа как самого ущемленного в правах: «Сейчас мы видим, что у башкирского народа есть собственная национальная республика, а у русского народа нет ничего» [5].
  6. Отказ от государственных наград республики

Так руководитель Собора русских Башкортостана Тимофей Азаров в 2012 году публично отказался от главной государственной награды республики – Ордена Салавата Юлаева [7]:

Вот меня журналисты время от времени спрашивают, за какие заслуги я получил орден Салавата Юлаева.

Я отвечаю - генерал Азаров орден не получал! Я от него отказался.

И не потому, что не уважаю, допустим, президента, который издал указ о награждении, или не уважаю народ, который выбрал такого национального героя.

Нет, просто я прежде всего русский офицер и не считаю себя вправе носить орден с изображением человека, который когда-то вешал русских офицеров.

.

и т. д.

А. С. Пушкин так описывает человеколюбие тех лет:

Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. «Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди-ка поближе; говори, кто тебя подослал?»

Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия. «Что же ты молчишь? — продолжал Иван Кузмич, — али бельмес по-русски не разумеешь? Юлай, спроси-ка у него по-вашему, кто его подослал в нашу крепость?»

Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.

— Якши, — сказал комендант, — ты у меня заговоришь. Ребята! сымите-ка с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

А. С. Пушкин , Капитанская дочка, 1836 год

Литература

  • Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. — М., 1992.
  • Русские Башкортостана. История и культура. — Уфа, 2003.
  • Мурзабулатов М. В. Русские Башкортостана // Панорама Башкортостана. — Уфа, 2008.

Ссылки

http://www.vatandash.ru/index.php?article=2084

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  3. Ватандаш / Соотечественник / Compatriot
  4. Сайт Собора русских РБ
  5. ↑ Лидер ЭПО "Русские" призвал башкир не боятся русского национализма
  6. Русские марши 2013
  7. [Единая Россия. Башкортостан." №6(166) от 16 февраля 2012 года]

Русские в Башкортостане.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16