20-08-2023
Валерий Владимирович Савчук | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Направление: |
новая архаика, медиафилософия |
Период: |
Философия XXI века |
Основные интересы: |
актуальное искусство, |
Значительные идеи: |
топологическая рефлексия, постинформационное общество, поза Логоса, коммуниканты |
Валерий Владимирович Савчук (1 мая 1954, Краматорск, Донецкая область)[1] — петербургский философ, аналитик изобразительного искусства, куратор, художник.
Доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС),Член Союза художников товарищества «Свободная культура», «Пушкинская — 10». Участник и куратор акций и художественных выставок в том числе и зарубежных: Гамбург, Котка (Финляндия), Документа Х (Кассель), Варшава, Сан-Пауло, Тарту и др. Как художник работает в жанре перформанса, городской скульптуры и инсталяции.
Содержание |
Родился в семье Савчука Владимира Васильевича и Екатерины Александровны. Прадеды по отцовской линии находились в родстве с купцами Щербаковыми, которые до Революции владели кожевенным делом в Курской губернии[2]. Детство провел в Казахстане, где его отец осваивал целинные земли[3].
В 1979 году закончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. С 1981 по 1984 продолжил обучение в нем на аспирантских курсах, по результатам которых защитил кандидатскую диссертацию «Теоретический анализ формирования убеждений». В 1986 году стал ассистентом кафедры онтологии. Руководил работой совета молодых ученых философского факультета.
В 1989 году организовал общество "Новая архаика" (В.Драпкин, Е.Козлов, Т. Артемьева, А. Демичев, М. Уваров), идея которого заключалась в преодолении постмодернизма[4]. 11 декабря 1990 году это общество провело фестиваль в ленинградском кафе "Бродячая собака". В 1991 году стал доцентом. С 1994 по 1996 г. обучался в докторантуре на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. В 1995 году общество "Новая архаика" трансформировалось в Ассоциацию танатологов, президентом которой стал А.В. Демичев. К этому времени Савчук публикует свою первую книгу "Кровь и культура", которая выражает основные его идеи "новоархаического периода". В 1996 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Пространство архаического: границы рефлексии». В 1997 году стал профессором.
В 1997 году в Германии прочел цикл лекций «Искусство в постинформационную эпоху» в Грейфсвальдском университете, а затем на следующий год там же «Искусство в эпоху постмодернизма». В 2008 году Савчук продолжил сотрудничество с немецкими коллегами, получив стипендию DAAD на участие в конференции «Философия ориентирования».
В 2000 году сделал доклад на пленарном заседании международного конгресса «Образ и насилие» в Сан-Пауло (Бразилия). В 2001 году стажировался в Свободном университете Берлина (стипендия DAAD)
В 2003 году обращается в своем творчестве к анализу визуального образа и фотографии, что к 2005 году выражается в книге "Философия фотографии".
В 2007 году стал визит-профессором Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). Тогда же он впервые обозначил свой интерес к медиафилософии (авторство этого термина Савчук возводит к Рудольфу Фитцу[5]), организовав в Санкт-Петербурге конференцию «Медиа как предмет философии»[6]. С 22 июня 2010 года является основателем и директором Центра медиафилософии[7]
Философский интерес Савчука вырастает на почве эпистемологической проблематики - он выпускник кафедры логики. Марксистская теория познания, утверждавшая практику критерием истины (в Ленинграде это направление развивал Б.И. Липский), вкупе с увлечениями западноевропейским (пост)структурализмом привели его к понятию новой архаики и архаической рефлексии (ср. идеи "первобытного мышления" Клода Леви-Строса), где познание растворяется в синтетическом единстве прочих форм освоения действительности. Впоследствии эти понятия трансформируются в оригинальную концепцию топологической рефлексии, которая мыслится антиподом чистого разума (за что он подвергается критики со стороны феноменологов[8]). Это синтетическое понимание процесса познания опирается на бессознательное ("архаическое"), которое составляет достаточное основание, чтобы преодолеть беспочвенность постмодернизма. Сближаясь с танатологами и некрореалистами, он утверждает, что сердцевиной бессознательного является перворана, проявлением которой всегда является кровь. Савчук настаивает на взаимодействии философии и актуального искусства, развивая идеи философа как художника, где перформанс - это замещающий двойник практики. Он полагает, что вслед за информационным приходит постинформационное общество (в котором информация уже перестает информировать)[9], мышление обусловлено телесностью, а рациональное и иррациональное не противостоят друг другу (концепт позы логоса).
Впоследствии (в начале XXI века) в философском творчестве Савчука происходит переход от "новой архаики" и "мышления телом" к "медиафилософии", когда реальность предстает в виде медиареальности, фрагментами которой становятся культуралы[10] (постинтеллигенты или квазиинтеллигентный студийный планктон) и коммуниканты (обезличенные субъекты коммуникации)[11]. Он провозглашает и обосновывает тезисы: "все есть медиа", "медиа внутри нас" и "медиа воспринимают нами".
Автор 20 книг и более 300 публикаций — научные работы, эссе, критические и аналитические статьи о современном искусстве, кураторские и художественные проекты. Отдельные работы переведены на английский, болгарский, литовский, немецкий, польский, португальский, сербский и финский языки. Книга «Кровь и культура» была предметом анализа на семинарских занятиях университета г. Констанц под руководством проф. И. П. Смирнова. По книге «Кровь и культура» был поставлен спектакль в 2005 г. театра «ARKI» (Финляндия).
Савчук, Валерий Владимирович.