15-10-2023
Северо-Кавказская ордена Ленина железная дорога | |
Полное название: |
Филиал ОАО «РЖД» — Северо-Кавказская железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: | |
Награды: | |
Протяжённость: |
6311,4 км |
Официальный сайт: |
skzd.rzd.ru |
Северо-Кавказская железная дорога на Викискладе |
Внешние изображения | |
---|---|
Схема Северо-Кавказской железной дороги на сайте «РЖД» |
Се́веро-Кавка́зская желе́зная доро́га — филиал компании ОАО "РЖД", пролегает по территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ростовской области. Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.
Дорога граничит с Приволжской железной дорогой и Юго-Восточной железной дорогой, а также с Украинскими железными дорогами (Донецкая железная дорога и Приднепровская железная дорога), с Абхазской железной дорогой и Азербайджанской железной дорогой.
Содержание |
Образована 12 июля 1922 году по постановлению СТО после национализации частных железных дорог, из Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железной дороги как Северо-Кавказские железные дороги.
В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935 года и приказом НКПС СССР № 144Ц от 11 июня 1935 года, Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую железную дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 году Азово-Черноморскую железную дорогу переименовывают в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. Во исполнение Постановления СНК СССР от 13 марта 1937 года и приказа НКПС СССР № 54Ц от 17 марта 1937 года Северо-Кавказскую железную дорогу переименовывают в Орджоникидзевскую железную дорогу.
Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года и приказа НКПС СССР № 714 от 15 сентября 1943 года железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 года и приказом МПС СССР № 42 от 14 июля 1959 года Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу.
Строительство железных дорог на Северном Кавказе началось в 1861 году с прокладки линии Шахтная — Аксай. Затем были построены участки Зверево — Шахтная (1871 год), Аксай — Ростов (1875 год), Ростов — Владикавказ (1872—1875 гг), Тихорецкая — Екатеринодар — Новороссийск (1884—1888 гг).
С выходом дороги к порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале XX века введены в эксплуатацию участки: Кавказская — Краснодар (1901 год), Батайск — Азов, Сосыка-Ейская — Ейск, Армавир — Майкоп (1911 год), Белореченская — Туапсе (1912 год), Краснодар — Ахтари, Крымская — Тимашёвская — Кущёвка (1914 год), Батайск — Сальск, Прохладная — Гудермес (1915 год), Ставрополь — Винодельное (1916 год). К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла 5000 вёрст.
В 1920-е — 1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923 год), Сочи — Адлер с веткой на Старую Мацесту (1927 год), Петровское Село — Благодарное (1928 год), Винодельное — Дивное, Ростов — Хапры, Комсомольская — Нефтегорская, Майкоп — Хаджох, Ставрополь — Палагиада (1931 год), Лабинская — Шедок (1940 год).
Во время Великой Отечественной войны на дороге были построены линии: Гудермес — Астрахань и Адлер — Сухуми (1942 год), Крымская — Старотитаровка (1944 год).
В послевоенные годы строятся участки: Дивное — Элиста (1969 год), Зверево — Краснодонская (1971 год), Анапа — Юровский (1977 год), Краснодар — Туапсе (1978 год), западный обход Ростовского узла с электрификацией 25 кВ (1983 год), Благодарное — Будённовск (1987 год), Песчанокопская — Красная Гвардия (1989 год), Красная Гвардия — Передовая (1993 год), западный обход Батайска с электрификацией 25 кВ (1990 год), восточный обход станции Лихой с электрификацией 25 кВ (1991 год), Кизляр — Карланюрт (1997 год).
Электрификация дороги начинается с участков Минеральные Воды — Кисловодск и Бештау — Железноводск, электрифицированных в 1936 году постоянным током с напряжением 1,5 кВ, в 1964 и 1956 годах соответственно напряжение на этих участках повышается до 3 кВ.
Электрификация постоянным током (3 кВ) продолжается: в 1956 году участок Весёлое — Сочи, в 1957 году участок Белореченская — Туапсе, в 1958 году участок Сочи — Туапсе, в 1978 году участок Туапсе — Горячий Ключ.
Хронология электрификации переменным током (напряжением 25 кВ):
Дорога награждена орденом Ленина (1971).
В настоящее время разобраны следующие участки Северо-Кавказской железной дороги:
На следующих участках отсутствует пассажирское сообщение:
До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений[1]:
Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упразднённое и включённое в состав Ростовского.
Также в числе предприятий подчинения Северо-Кавказской железной дороги состоят Владикавказская детская железная дорога и Северо-Кавказская детская железная дорога (г. Ростов-на-Дону).
Эксплуатационная длина дороги составляет 6311,4 км, численность сотрудников — 60 567 человек, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции). Начальник дороги — Владимир Николаевич Голоскоков.
Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ.
Основные узловые станции дороги: Ростов-Главный, Хапры, Кизитеринка, Батайск, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Армавир-Ростовский, Невинномысская, Минеральные Воды, Прохладная, Георгиевск, Гудермес, Крымская, Тимашёвская, Краснодар I, Белореченская, Кривенковская, Сальск, Палагиада.
Названия железнодорожных станций Северо-Кавказской железной дороги, которые отличаются от названия населённых пунктов, в которых они находятся:
Грузооборот дороги в 2007 году составил более 80 млн т грузов, прирост по отношению к 2006 году составил более 10 %[2].
18 мая 2009 года открыто движение поездов по новому Большому Новороссийскому тоннелю, строительство которого велось с 2005 года и стоило 4,2 млрд рублей[3][4]. В настоящее время продолжаются работы по строительству параллельной нитки Малого Новороссийского тоннеля, началась реконструкция старого Большого тоннеля. Планируется, что все тоннели после окончания работ станут однопутными.
Перспективным проектом дороги в 2008 году назван тоннель в районе станции Навагинской (131 км от Сочи). Общие инвестиции в его прокладку составят 3,1 млрд руб[5].
Ведётся строительство новых и запланирована реконструкция грузовых дворов в Сочи[6]. В данный момент осуществляются работы по расширению железной дороги до 2 путей на участке Адлер — Туапсе, а также строительство железнодорожной линии Адлер — Красная Поляна.
В последнее время сообщалось о планах строительства новых веток:
По состоянию на 2011 год до практической реализации дело не дошло.
Электровоз ВЛ8-1692 с поездом около Туапсе
Электропоезд ЭР9П-276, участок Берданосовка — Большой Лог
Электровоз ВЛ80Т-1341 с поездом
Здание управления Северо-Кавказской железной дороги
Поезд вдоль черноморского побережья Кавказа
Северо-Кавказская железная дорога.