15-05-2023
Славянское фэнтези — фантастический жанр, окончательно сформировавшийся на рубеже XX и XXI века[1]. Славянское фэнтези представляет собой использование славянского фольклора (преданий, былин, мифов) в общих для фэнтези канонах построения произведений[2]. Термин славянское фэнтези шире термина русское фэнтези, хотя эти термины иногда используются в качестве синонимов[1]. Славянское фэнтези появилось в противовес западному фэнтези, основанному на кельтской и скандинавской мифологии[1][3]. По мнению Сергея Чупринина и Бориса Невского, дальним предшественником славянского фэнтези являлся забытый писатель Александр Вельтман с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834), но основателем современного славянского фэнтези (точнее его героического направления) стал Юрий Никитин с серией романов «Трое из леса»[3][4]. Лидером славянского фэнтези является Мария Семенова с циклом романов «Волкодав»[2]. Стоит отметить, что некоторые русскоязычные писатели используют скандинавскую мифологию (отнесенную к.ф.н Е. А. Сафрон к западной фэнтези[1]) — например Елизавета Дворецкая с циклом романов «Корабль во фьорде»[2], а некоторые англоязычные писатели — древнерусский языческий фольклор (например Кэролайн Джианис Черри с романами «Русалка» (Rusalka, 1989) и «Черневог» (Chernevog, 1990))[5].
Содержание |
Е. А. Сафрон при классификации славянского фэнтези использует общую систему классификации фэнтези, основанную на книге М. С. Кагана «Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств»[1]. Евгений Гарцевич в рамках славянского фэнтези выделяет две подгруппы: историческое и героическое фэнтези[2]. С. Журавлёв и Ж. Журавлёва классифицируют славянское фэнтези на три направления: историческое, героическое и юмористическое[6].
Примеры — цикл Ю. А. Никитина «Трое» (имеющий однако признаки и других разновидностей славянского фэнтези), цикл С. Фомичёва «Мещёрские волхвы» (романы «Серая Орда», «Пророчество Предславы» и «Сон Ястреба»)[1].
В цикле романов «Князья леса» Е. А. Дворецкой главной темой является божественная и земная любовь[1].
Разновидность славянского фэнтези, характеризующаяся наличием элементов исторического романа. Берёт своё начало от романа Марии Семёновой «Волкодав», где велика доля исторического элемента (описание быта, нравов и антуража). Роман положил начало целому циклу из пяти книг: «Волкодав», «Право на поединок», «Истовик-камень», «Знамение пути» и «Самоцветные горы». Успех Семёновой привел к появлению последователей, создавших цикл «Мир Волкодава»: Павел Молитвин со сборником «Спутники Волкодава» и романами «Ветер удачи», «Путь Эвриха» и «Тень императора»; Андрей Мартьянов «Время беды», «Последняя война» и «Эпоха бедствий»; Алексей Семёнов «Травень-Остров» и «Листья полыни»; Елена Хаецкая «Степная дорога». Исторический роман и славянское фэнтези соединяет в своих произведениях Елизавета Дворецкая — например, цикл «Князья леса», состоящий из трёх романов «Огненный волк» (1997), «Утренний всадник» (2002) и «Весна незнаемая» (2002). К исторической разновидности славянского фэнтези относятся романы Ольги Григорьевой «Колдун», «Берсерк» и «Ладога» и роман Сергея Шведова «Шатун»[2].
Данная разновидность славянского фэнтези характеризуется большим процентом боевых сцен в содержании произведений и ускоренной динамикой сюжета, что означает принадлежность к героическому фэнтези. Берёт своё начало от Юрия Никитина с циклами романов «Гиперборея», «Трое из леса» и «Княжеский пир». Цикл «Гиперборея» состоит из трёх романов: «Ингвар и Ольха», «Князь Владимир» и «Князь Рус». Цикл «Трое из леса» включает в себя полтора десятка книг, в которых три общих главных героя Мрак, Олег и Таргитай. Серия «Княжеский пир» (с былинными героями в главной роли) обращается к патриотическим темам: возвращение к славянским корням, величие и слава Древнерусского государства и борьба с иноземными захватчиками. К славянско-героическому фэнтези также относится цикл романов «Летописи Владигора»[2].
К данной разновидности славянской фэнтези относятся: М. Г. Успенский (цикл о Жихаре, «Устав соколиной охоты»), цикл А. О. Белянина «Тайный сыск царя Гороха», повесть О. Н. Громыко «О бедном Кощее замолвите слово»[1].
Произведения, одновременно сочетающие в себе признаки нескольких разновидностей славянского фэнтези. Пример — роман Ю. С. Буркина и С. В. Лукьяненко «Остров Русь» (1993), соединивший славянское фэнтези и научное фэнтези[1].
Славянское фэнтези.