Lizinovka36.ru

Лизиновка

Славянское фэнтези

15-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Славянское фэнтези — фантастический жанр, окончательно сформировавшийся на рубеже XX и XXI века[1]. Славянское фэнтези представляет собой использование славянского фольклора (преданий, былин, мифов) в общих для фэнтези канонах построения произведений[2]. Термин славянское фэнтези шире термина русское фэнтези, хотя эти термины иногда используются в качестве синонимов[1]. Славянское фэнтези появилось в противовес западному фэнтези, основанному на кельтской и скандинавской мифологии[1][3]. По мнению Сергея Чупринина и Бориса Невского, дальним предшественником славянского фэнтези являлся забытый писатель Александр Вельтман с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834), но основателем современного славянского фэнтези (точнее его героического направления) стал Юрий Никитин с серией романов «Трое из леса»[3][4]. Лидером славянского фэнтези является Мария Семенова с циклом романов «Волкодав»[2]. Стоит отметить, что некоторые русскоязычные писатели используют скандинавскую мифологию (отнесенную к.ф.н Е. А. Сафрон к западной фэнтези[1]) — например Елизавета Дворецкая с циклом романов «Корабль во фьорде»[2], а некоторые англоязычные писатели — древнерусский языческий фольклор (например Кэролайн Джианис Черри с романами «Русалка» (Rusalka, 1989) и «Черневог» (Chernevog, 1990))[5].

Содержание

Классификация славянского фэнтези

Е. А. Сафрон при классификации славянского фэнтези использует общую систему классификации фэнтези, основанную на книге М. С. Кагана «Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств»[1]. Евгений Гарцевич в рамках славянского фэнтези выделяет две подгруппы: историческое и героическое фэнтези[2]. С. Журавлёв и Ж. Журавлёва классифицируют славянское фэнтези на три направления: историческое, героическое и юмористическое[6].

По сюжетно-тематическому принципу

Эпическое фэнтези

Примеры — цикл Ю. А. Никитина «Трое» (имеющий однако признаки и других разновидностей славянского фэнтези), цикл С. Фомичёва «Мещёрские волхвы» (романы «Серая Орда», «Пророчество Предславы» и «Сон Ястреба»)[1].

Романтическое фэнтези

В цикле романов «Князья леса» Е. А. Дворецкой главной темой является божественная и земная любовь[1].

По художественному времени

Историческое фэнтези

Разновидность славянского фэнтези, характеризующаяся наличием элементов исторического романа. Берёт своё начало от романа Марии Семёновой «Волкодав», где велика доля исторического элемента (описание быта, нравов и антуража). Роман положил начало целому циклу из пяти книг: «Волкодав», «Право на поединок», «Истовик-камень», «Знамение пути» и «Самоцветные горы». Успех Семёновой привел к появлению последователей, создавших цикл «Мир Волкодава»: Павел Молитвин со сборником «Спутники Волкодава» и романами «Ветер удачи», «Путь Эвриха» и «Тень императора»; Андрей Мартьянов «Время беды», «Последняя война» и «Эпоха бедствий»; Алексей Семёнов «Травень-Остров» и «Листья полыни»; Елена Хаецкая «Степная дорога». Исторический роман и славянское фэнтези соединяет в своих произведениях Елизавета Дворецкая — например, цикл «Князья леса», состоящий из трёх романов «Огненный волк» (1997), «Утренний всадник» (2002) и «Весна незнаемая» (2002). К исторической разновидности славянского фэнтези относятся романы Ольги Григорьевой «Колдун», «Берсерк» и «Ладога» и роман Сергея Шведова «Шатун»[2].

По аксиологическому началу

Героическое фэнтези

Данная разновидность славянского фэнтези характеризуется большим процентом боевых сцен в содержании произведений и ускоренной динамикой сюжета, что означает принадлежность к героическому фэнтези. Берёт своё начало от Юрия Никитина с циклами романов «Гиперборея», «Трое из леса» и «Княжеский пир». Цикл «Гиперборея» состоит из трёх романов: «Ингвар и Ольха», «Князь Владимир» и «Князь Рус». Цикл «Трое из леса» включает в себя полтора десятка книг, в которых три общих главных героя Мрак, Олег и Таргитай. Серия «Княжеский пир» (с былинными героями в главной роли) обращается к патриотическим темам: возвращение к славянским корням, величие и слава Древнерусского государства и борьба с иноземными захватчиками. К славянско-героическому фэнтези также относится цикл романов «Летописи Владигора»[2].

Юмористическое фэнтези

К данной разновидности славянской фэнтези относятся: М. Г. Успенский (цикл о Жихаре, «Устав соколиной охоты»), цикл А. О. Белянина «Тайный сыск царя Гороха», повесть О. Н. Громыко «О бедном Кощее замолвите слово»[1].

По мировозренческому началу

Славянское фэнтези с элементами научной фантастики

Славянская техномагия

Славянское фэнтези смешанного типа

Произведения, одновременно сочетающие в себе признаки нескольких разновидностей славянского фэнтези. Пример — роман Ю. С. Буркина и С. В. Лукьяненко «Остров Русь» (1993), соединивший славянское фэнтези и научное фэнтези[1].

Примечания

  1. ↑ «славянская» фэнтези: фольклорно-мифологические аспекты семантики 10. 01. 01. Русская литература
  2. ↑ Славянское фэнтези. — Мир фантастики, 2005. — № 20.
  3. ↑ Еще раз к вопросу о картографии вымысла. — Знамя, 2006. — № 11.
  4. Русское фэнтези. — Мир фантастики, 2004. — № 11.
  5. Жанр фэнтези в современной англо-американской беллетристике
  6. Фантастические жанры, темы и направления. С. Журавлёв. Ж. Журавлёва. Витязь на распутье: основные направления славянского фэнтези. стр № 94

Литература

  • Фантастические жанры, темы и направления. С. Журавлев. Ж. Журавлева. Витязь на распутье: основные направления славянского фэнтези. стр № 94
  • Мир фантастики. Борис Невский. Славянское фэнтези
  • Мир фантастики. Борис Невский. Русское фэнтези
  • Научный журнал КубГАУ, № 73(09), 2011 года. Становление жанра «славянской» фэнтези в русской литературе 18 века
  • Новые образы богов как способ проявления авторской индивидуальности в славянском фэнтези
  • Вестник Томского государственного университета. М. П. Абашева, О. П. Криницына. Проблематика национальной идентичности в славянских фэнтези
  • Доклад на фестивале «Звездный мост». Славянское фэнтези: вчера, сегодня, завтра
  • «славянская» фэнтези: фольклорно-мифологические аспекты семантики 10. 01. 01. Русская литература
  • Т. Н. Бреева Стратегия репрезентации национального мифа в славянском фэнтези // журнал Филология и культура. — 2012. — В. 1. — С. 94-100.
  • Е. А. Сафрон Классификация жанра «славянской» фэнтези: постановка проблемы // журнал Вестник Московского государственного областного университета. — 2013. — В. 1. — С. 45.
  • А. В. Барашкова Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези // журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — В. 4. — С. 22-26.
  • М. П. Абашева, О. П. Криницына Проблематика национальной индентичности в славянских фэнтези // журнал Вестник Томского государственного университета. — 2010. — В. 332. — С. 7-10.
  • Е. А. Афанасьева Новые образы богов как способ проявления авторской индивидуальности в славянской фэнтези // журнал Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: общественные и гуманитарные науки. — 2008. — В. 2. — С. 71-74.
  • Е. А. Сафрон Становление жанра «славянской» фэнтези в русской литературе 18 века (на материале произведений В. А. Левшина, М. И. Попова и М. Д. Чулкова) // журнал Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — В. 73. — С. 548-557.
  • Е. А. Сафрон Литературная интерпретация образа бога Велеса в «славянской» фэнтези (на материале романов Е. А. Дворецкой) // журнал Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: общественные и гуманитарные науки. — 2011. — В. 7. — С. 83-85.

Славянское фэнтези.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16