15-10-2023
Титаник | |
Titanic | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Джеймс Кэмерон |
Автор сценария |
Джеймс Кэмерон |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
20th Century Fox |
Длительность |
Театральная версия: |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0120338 |
Официальный сайт | |
«Тита́ник» (англ. Titanic) — фильм-катастрофа 1997 года, снятый Джеймсом Кэмероном, в котором показана гибель легендарного лайнера «Титаник». Главные роли в фильме исполнили Кейт Уинслет (Роза Дьюитт Бьюкейтер) и Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон). Герои фильма, будучи членами различных социальных слоёв, влюбились друг в друга на борту злополучного корабля, совершавшего свой рейс через Атлантический океан в 1912 году.
Премьера фильма в США состоялась 19 декабря 1997 года (в России — 20 февраля 1998 года). Дистрибьютором фильма в Северной Америке выступила компания Paramount Pictures, а во всём остальном мире — 20th Century Fox. Бюджет составил 200 миллионов долларов США[4] — рекордный для своего времени. «Титаник» установил рекорд, став самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа, собрав в прокате во всём мире свыше 1,8 миллиардов долларов, и удерживал это достижение на протяжении 12 лет, пока оно не было побито фильмом того же режиссёра «Аватар»[5]. Помимо этого он возглавлял американский бокс-офис 15 недель, что сделало его вторым фильмом после «Инопланетянина» (1982), находившегося на этой позиции дольше всех — 16 недель.
В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание премии «Оскар» в 14 номинациях, в результате получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Фильм стал рекордсменом по числу полученных наград «Оскар» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), в связи с чем часто признается лучшим фильмом в жанре мелодрама.
5 апреля 2012 года, в связи со столетием легендарного крушения состоялась премьера этого фильма в формате 3D и IMAX 3D[6].
Впервые Джеймс Кэмерон задумался о возможной кинопостановке в 1987 году, когда на телеканале «National Geographic» посмотрел документальный фильм о «Титанике». Но всерьёз заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Джеймс Кэмерон начал тогда, когда его лучший друг Льюис Эбернети в день рождения режиссёра подарил ему свой труд о «Титанике». К 1994 году Кэмерон написал сценарий, а в начале 1995 года предложил кинокомпании 20th Century Fox, которая выделила на стартовые расходы 3 миллиона долларов. Ещё до начала съёмок на студии Digital Domain, принадлежащей Джеймсу Кэмерону, была создана компьютерная анимация процесса крушения корабля, которая впоследствии была использована в фильме.
Чтобы поближе познакомиться с главным объектом своего будущего фильма, Кэмерон в сентябре 1995 года лично совершил 12 погружений к «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находившихся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованного в фильме. Брат режиссёра Майкл, будучи инженером по профессии, разработал систему подводных камер для съёмок экстерьера и интерьера затонувшего лайнера. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать только 15 минут из-за ограниченного количества плёнки, которую могла хранить камера.
Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение корабля, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала Digital Domain, где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.
Съёмки фильма начались 16 сентября 1996 года, причём начальный бюджет тогда составлял всего 110 миллионов долларов.
«После того как я увидел обломки настоящего „Титаника“, мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: „Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»“. Наш фильм — кинематографический венок этим людям». |
— Джеймс Кэмерон о съёмках фильма. |
Для съёмок фильма была построена совершенно новая студия на побережье Розарито в Мексике, всего в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружён макет корабля почти в натуральную величину. Финальная модель созданного корабля достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как окна) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90 %. Также в ходе съёмочного процесса вместо вертолётов было решено задействовать 50-метровый кран, помещённый на рельсы. Всё это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.
Во время съёмок массовых сцен актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для «захвата движения». При этом создатели воспользовались услугами всего сорока человек. При съёмке падающих при крушении корабля людей была использована смоделированная на компьютере вода. Это позволило сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Для съёмки сцены, где дельфины плывут перед килем корабля, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные модели, которые были созданы и наложены на основной видеоряд студией Hammerhead Productions. Айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском.
Съёмки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Тем не менее, к намеченному на июль того же года сроку выхода на экраны фильм подготовить не удалось[7]. В Голливуде начали распространяться слухи о том, что с «Титаником» может повториться та же ситуация, что и с фильмом «Врата рая», продолжительность которого в своё время пришлось сократить. Окончательный бюджет «Титаника» возрос до 200 миллионов долларов[8], что сделало его самым дорогостоящим фильмом всех времён (к середине 1997 года). Выпускающая кинокомпания 20th Century Fox для уменьшения огромных расходов была вынуждена пригласить к сотрудничеству другую кинокомпанию — своего конкурента Paramount Pictures. Таким образом кинопрокат «Титаника» был разделён на две части: в Северной Америке дистрибьютором выступила кинокомпания Paramount Pictures, а во всём остальном мире — 20th Century Fox.
В 1996 году охотник за сокровищами Брок Лаветт (Билл Пакстон) и его команда, спустившись на дно Атлантического океана на специальных глубоководных батискафах, исследуют затонувший лайнер «Титаник» (точнее, его носовую часть). В одной из кают они находят сейф, в котором, как предполагали авантюристы, находилось легендарное сокровище — ожерелье с драгоценным камнем, известным как «Сердце океана». В начале 20-го века один питтсбургский Ротшильд, Натан Хокли, приобрёл его для своего сына-промышленника Каледона, который подарил ожерелье в качестве свадебного подарка своей невесте — англичанке Розе Дьюитт Бьюкейтер, вместе с которой он плыл на «Титанике» в США, где они должны были пожениться. Каледон спасся во время катастрофы, Роза погибла, а ожерелье было утеряно и, предположительно, ушло на дно вместе с кораблём. Но, к разочарованию исследователей, в сейфе оказываются только бумаги, среди которых они находят хорошо сохранившийся портрет, написанный углём и датированный 14 апреля 1912 года. На картине, подписанной инициалами «J.D.», изображена красивая обнажённая девушка, раскинувшаяся на кушетке, а на её шее висит то самое «Сердце океана». Тем временем бывшая актриса Роза Доусон-Калверт (Глория Стюарт), женщина в возрасте неполного 101 года, смотрит по телевизору репортаж телеканала CNN о той самой экспедиции и видит портрет обнажённой женщины. Она звонит Броку Лаветту и сообщает ему, что знает о бриллианте «Сердце океана» и о том, что девушка на портрете — это она сама. Роза, сопровождаемая своей внучкой Лиззи (Сьюзи Эмис), вылетает на вертолёте на научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», используемое Лаветтом и его командой на месте погружений. Хотя Лаветту говорят, что женщина вполне может оказаться авантюристкой, он соглашается её выслушать, надеясь, что она расскажет ему о том, что куда делось «Сердце океана». Представ перед Лаветтом и его командой Роза показывает им всем, что она действительно Роза Дьюитт Бьюкейтер и начинает рассказывать свою историю о «Титанике».
10 апреля 1912 года 17-летняя Роза (Кейт Уинслет), её мать, Руфь (Фрэнсис Фишер), и Каледон (Билли Зейн) заходят в Саутгемптоне на борт «Титаника» в качестве пассажиров 1-го класса. Будущее замужество Розы на Каледоне целиком стоит на расчётном положении — Руфь хочет выдать дочь за нувориша, чтобы поправить своё пошатнувшееся после смерти мужа финансовое положение среди филадельфийской элиты. Тем временем, молодой бродяга и художник Джек Доусон (Леонардо Ди Каприо) и его друг, Фабрицио Де Росси (Дэнни Нуччи), выигрывают в покер билеты 3-го класса на судно и в последний момент успевают запрыгнуть на борт. Поздним вечером, когда лайнер уже в пути, Роза, страдая от навязанного брака, хочет совершить самоубийство, спрыгнув с кормы судна. Джек замечает её и не позволяет совершить столь опрометчивый поступок. Вскоре их обнаруживают члены команды «Титаника», которые сначала подумали, что совершается насилие, но Роза объясняет им, что это была случайность. Каледон весьма туманно благодарит Джека, неохотно приглашая его пообедать с ними следующим вечером в обеденном зале первого класса. С этого момента между Джеком и Розой завязывается дружба. Он показывает ей свой альбом с художественными работами. Их отношения становятся более глубокими, когда они оставляют пассажиров 1-го класса во время обеда и сбегают в каюты 3-го класса, где в самом разгаре проходит праздник. Джек влюбляется в Розу, но с тех пор как Каледон и Руфь узнали, где была Роза, они поручают охране кают 1-го класса не впускать Джека к ним. 14 апреля при помощи Фабрицио и их друга Томми Райана (Джейсон Бэрри) Джеку удаётся прокрасться на верхнюю палубу и украсть пальто и шляпу, что позволит ему находиться на палубе, не внушая подозрений. Он втаскивает Розу, которую знакомил с «Титаником» Томас Эндрюс (Виктор Гарбер), в гимнастический зал и пытается убедить её, что она должна бросить светскую жизнь для её же счастья. Разговор ни к чему не приводит, но позже Роза, задумавшись над словами Джека, находит его на носу корабля. Они, обнявшись, смотрят на закат солнца, последний для многих на корабле. Немного позже Роза просит, чтобы он нарисовал её портрет — она хочет позировать обнажённой и только с кулоном «Сердце океана» на шее. Роза понимает, что теперь и она влюблена в Джека и никуда без него не уйдет. Роза прячет рисунок вместе с бриллиантом в сейф. Между тем, камердинер и ищейка Каледона Лавджой (Дэвид Уорнер) обнаруживает Джека и Розу вместе и начинает преследовать их по всему кораблю, но теряет их след у входа в котельную. В грузовом отсеке, в одном из Рено, молодые люди занимаются сексом. Тем временем, капитан Смит (Бернард Хилл) игнорирует предупреждения о многочисленных айсбергах, находящихся на пути судна, и «Титаник» продолжает идти ночью с большой скоростью по настоянию исполняющего директора «White Star Line» Джозефа Брюса Исмея (Джонатан Хайд). После того как вахтенный офицер первый помощник капитана Уильям Макмастер Мэрдок (Ивэн Стюарт), а также вперёдсмотрящие Фредерик Флит (Скотт Дж. Андерсон) и Реджинальд Ли (Мартин Ист) отвлеклись на Розу и Джека, целующихся на носовой палубе, они же вдруг видят айсберг прямо перед «Титаником». Несмотря на усилия команды и инженеров, в 23:40 судно сталкивается с айсбергом, и вода начинает проникать в отсеки корабля.
Каледон находит рисунок и бриллиант в своём сейфе и догадывается об отношениях Джека и Розы. Как только они прибегают к Каледону, чтобы сообщить о столкновении, он обвиняет Джека в краже бриллианта, поскольку по его приказу Лавджой подбросил бриллиант в карман пальто Джека, и приказывает одному из полицейских надеть на него наручники и запереть в каюте. Между тем капитану Смиту докладывают, что судно обречено и затонет в ближайшие 2 часа, а ближайшее судно «Карпатия» сможет прийти на помощь только через 4-5 часов. Он приказывает начать эвакуацию сначала женщин и детей в шлюпки. В разговоре с Каледоном Роза чувствует, что Джек невиновен и понимает, что весь спектакль о краже разыграл сам Каледон. Несмотря на шанс спастись с тонущего корабля вместе с матерью в спасательной шлюпке, Роза убегает на поиски Джека. Управляющий директор компании «Harland and Wolff» и конструктор «Титаника» Томас Эндрюс объясняет ей, как добраться до комнаты, где находится Джек и которая медленно заполняется водой. Когда Роза находит его, он просит позвать кого-нибудь на помощь. Роза встречает двух мужчин, но они отказываются помочь — один не понимает её, а второй (стюард) вместо помощи пытается вывести её наверх, в результате получает удар в нос и убегает, оставив Розу одну. Тогда девушка железным наконечником брандспойта разбивает стекло шкафа с пожарным топором, возвращается к Джеку и разрубает цепь наручников. Им с трудом удаётся выбраться из затопленной области до верхней палубы, где Каледон ищет Розу. На палубе офицеры «Титаника» не позволяют мужчинам садиться в спасательные шлюпки, и Каледон, улучив момент, пытается подкупить первого помощника Уильяма Мэрдока, дабы тот пропустил его в шлюпку при посадке. Роза отказывается уплывать без Джека, и тогда ему и Каледону приходится временно объединиться, чтобы убедить Розу сесть в шлюпку (при посадке Каледон отдаёт ей своё пальто, забыв при этом, что он положил бриллиант в карман). Как только спасательная шлюпка начинает спускаться на воду, Роза понимает, что она не может оставить Джека и выскакивает из шлюпки на одну из нижних палуб. Роза и Джек встречаются на большой лестнице, а приведённый в бешенство Каледон выхватывает пистолет у Лавджоя и преследует Джека и Розу вниз по лестнице, стреляя в них. У Каледона заканчиваются патроны, когда Джек и Роза оказываются в столовой, вода в которую стремительно прибывает. Он перестаёт преследовать их, когда видит, что помещение почти затоплено[К 1]. Джек и Роза снова проделывают путь на верхнюю палубу, во время которого пытаются спасти маленького мальчика, но сделать это им не удаётся. На их пути оказываются другие запертые ворота. Пробегавший мимо стюард пробует отпереть решётку, но роняет ключи в воду и в панике убегает. Джек достаёт ключи и открывает ворота, находясь уже под водой, полностью затопившей площадку. Тем временем остаются только две спасательные шлюпки у левого борта. Первая шлюпка готова для спуска, в то время как вторая перевёрнута вверх дном. Томми и Фабрицио пытаются пробраться в лодку самостоятельно. Уильям Мэрдок, отвечающий за спуск шлюпки, в панике угрожает стрелять в любого мужчину, который попробует сойти в лодку, а в ответ на попытку Каледона напомнить об «уговоре» бросает полученные ранее деньги ему в лицо. Между тем кто-то из пассажиров пытается пробраться к шлюпке по надстройкам палубы, и Мэрдок стреляет в него, а затем — в Томми, которого толпа случайно подталкивает к лодке. Осознав, что он сделал, Мэрдок отдаёт честь обречённому судну и выстреливает себе в голову[К 2]. Каледон всё-таки садится в спасательную шлюпку, изобразив из себя отца оставленного ребёнка.
В это время вода уже достигает палубы, и оркестр «Титаника» начинает играть заключительную песню «Nearer, My God, to Thee». Многие теряют надежду на спасение и ждут своей смерти: капитан Смит запирается на капитанском мостике, Томас Эндрюс останавливает каминные часы в курительной комнате, а некоторые семьи остаются в каютах, чтобы там вместе встретить свою смерть. Офицеры пытаются спустить на воду последнюю шлюпку, когда вода достигает большой лестницы. Капитана показывают в последний раз в тот момент, когда вода, разбив остекление, затопляет мостик. Каледон, видя, что лодка уже полна и больше никого не выдержит, начинает отбиваться от людей веслом. При попытке пробраться на лодку Фабрицио погибает, когда на него и других оказавшихся в воде пассажиров обрушивается первая дымовая труба, так как корабль начал сильно крениться на нос. Джек и Роза тем временем пробиваются к верхней палубе, но обнаруживают, что спасательных шлюпок больше не осталось. Не имея других вариантов спасения, они направляются к самому концу кормовой части корабля. Из-за большого наклона судна, многие люди не удерживаются на ногах и начинают скатываются вниз. Скоро корабль лишается электричества и сразу же после этого под собственным весом разламывается пополам, задняя половина на несколько секунд становится на воду горизонтально, но две половины корабля всё ещё соединены друг с другом килем, поэтому корма начинает резко крениться и уходить под воду вертикально, почти под прямым углом. Под водой Джеку и Розе удаётся выбраться из тянущей их на дно воронки, сформировавшейся от тонущего судна. Они еле-еле находят друг друга среди множества кричащих людей и Джеку удаётся затащить Розу на плавающий кусок деревянной обшивки, но поскольку он очень узкий, то второму человеку на него не залезть. Джек просит Розу поклясться, что она сделает всё, чтобы выжить. Спустя ещё некоторое время наступает полная тишина, и Роза ложится на спину, начиная хриплым голосом напевать песню, которую Джек пел ей: «Летит Джозефина в крылатой машине, всё выше и выше, и выше летит...». Одна из спасательных шлюпок решает вернуться, чтобы попытаться найти кого-нибудь из выживших. Роза слышит отдалённые крики и поворачивается к Джеку, пробуя разбудить его, но понимает, что тот замёрз и умер. Она пытается кричать, чтобы привлечь внимание лодки, но её голос от переохлаждения уже осип. Пообещав Джеку, что она сдержит своё обещание, Роза освобождает руку из его замёрзших пальцев и его тело погружается в океан. Тогда девушка слезает с деревянной обшивки и, воспользовавшись свистком уже мёртвого Генри Уайлда[К 3] (Марк Линдсей Чапман), привлекает внимание шлюпки. На палубе «Карпатии» Роза видит Каледона, который ищет её, но Роза отворачивается от него, и тот уходит ни с чем. Позже, во время переписи спасшихся, Роза называет себя Розой Доусон, связывая тем самым свою жизнь с Джеком навсегда и порывая со своей прошлой жизнью.
Уже постаревшая Роза в 1996 году, закончив свой рассказ, никем не замеченная, ночью идёт на палубу «Академика Мстислава Келдыша», и выясняется, что она всё это время хранила при себе «Сердце Океана» (по прибытии в Нью-Йорк Роза, глядя на Статую Свободы, обнаруживает его в кармане пальто). Поднявшись на поручень, Роза бросает ожерелье в воду, где покоится её последняя память о Джеке, решив, что место бриллианта — рядом с «Титаником». Затем зритель переносится в каюту Розы, где на расставленных на тумбочке фотографиях на одном из снимков девушка запечатлена сидящей на лошади на пристани в Санта-Монике (они с Джеком мечтали побывать там вместе). Затем зрителю показывают спящую Розу, чьё сознание[К 4] вдруг переносится в глубины Атлантики на «Титаник», где её, снова юную на парадной лестнице приветствуют все, кто утонул в ту ночь, а у часов её встречает Джек, с которым она целуется под аплодисменты присутствующих. Заключительные титры идут в сопровождении песни Селин Дион «My Heart Will Go On»[К 5].
Предпремьерный показ фильма «Титаник» состоялся 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в японском городе Токио. Также закрытые показы прошли в Лондоне (18 ноября) и в Лос-Анджелесе (14 декабря). В широкий прокат фильм вышел в основном 18, 19 и 20 декабря 1997 года (в США — 19 декабря). В России премьера состоялась на два месяца позже — 20 февраля 1998 года. А страной, где прошла последняя премьера «Титаника» (даже повторный релиз), является Южная Корея (13 марта 1999 года). Также повторные релизы фильма в формате 3D прошли в Чехии, России, Японии, Молдове, Румынии и Швеции. 4 апреля 2012 года в Лос-Анджелесе, в связи со столетием легендарного крушения состоялась повторная премьера этого фильма, но уже в формате IMAX 3D.
Ниже перечислены даты выхода фильма по информации с IMDb.com.
Дистрибьютором фильма в Северной Америке (в США и Канаде) выступила компания Paramount Pictures. Но так как бюджет «Титаника» составил 200 миллионов долларов (рекордный для своего времени), во всём остальном мире дистрибьютором стала компания 20th Century Fox. «Титаник» вышел на экраны Северной Америки 19 декабря 1997 года.
В свой первый уикенд фильм собрал около 28 миллионов долларов и только к Новому Году его сборы достигли 100 миллионов долларов за уик-энд. «Титаник» занимал первую строчку американского бокс-офиса в течение четырёх месяцев и впоследствии стал самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа , собрав свыше 1,8 миллиарда долларов (удвоив предыдущий мировой рекорд). Только 12 лет спустя, в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» того же режиссёра. Ниже приведены основные кассовые сборы фильма[9].
Планы конвертировать фильм в 3D возникли у Кэмерона ещё в 2004 году, однако их пришлось отложить до того времени, когда технологии достигли уровня, благодаря которому подобная операция могла бы быть осуществлена с наилучшим качеством. На конвертацию ушло 60 недель — больше времени, чем на съемки — и дополнительных 18 миллионов долларов. Изменения коснулись только технической части — фильм был также конвертирован в 4К разрешение, но не было изменено ни одного кадра, даже с сюжетными несоответствиями,[10] за одним исключением — рисунок созвездий на ночном небе.[11]
Премьера «Титаника в 3D» состоялась 5 апреля 2012 года[12], добавив к общим кассовым сборам ещё 342 млн. $.
Суммарные кассовые сборы фильма вместе с 3D-версией на 28 мая 2012 года составили 2 185 372 302 долларов.
Фильм собрал по большей части положительные отзывы критиков и простых зрителей. На сайте Rotten Tomatoes «Титаник» получил рейтинг в 82 % от критиков (85 обзоров) и в 82 % его оценили простые посетители сайта[13]. На сайте Metacritic фильм также получил не совсем плохой балл от критиков (74 из 100 и 34 обзора) и чуть больше от посетителей (7,5 из 10 и 76 голосов)[14]. В крупнейшей базе данных фильмов IMDb «Титаник» имеет средний рейтинг посетителей в 7,6 из 10 (391 477 голосов)[15]. Один из самых известных кинокритиков Роджер Эберт оценил фильм в 4 балла из 4-х возможных и поставил «Титаник» в первую десятку лучших фильмов 1997 года[16].
Американский институт киноискусства (AFI) каждый год обновляет списки с общим началом в названии «100 лет — 100…». Фильм «Титаник» занял в них различные места:
Среди крупных русскоязычных сайтов можно выделить КиноПоиск.Ru, где средняя оценка посетителей составляет 8,461 из 10 (238 567 голосов). Фильм также находится на 48 месте в Тор-250 этого сайта.(за 2014 год)
Некоторые отзывы о фильме:
Вполне возможно, что Джеймс Кэмерон, автор «Терминаторов», «Бездны» и «Чужих» поставил точку, закрывающую тему. Идёт фильм более трёх часов, но, уверяю вас, мне кажется, что посмотрит его любой, чьему сердцу дорог кинематограф. Сам же макет «Титаника», увенчанный лаврами «Оскаров», наверняка займёт достойное место у входа на ВДНХ США.
— М. Иванов (film.ru)
И всё свидетельствует о том, что новых открытий, которые помогли бы нам восстановить истинную причину катастрофы, более не предвидится. Картина Кэмерона всё же сделала такое открытие. Воссоздав реальный масштаб случившегося, сердце океана вновь забилось, спустя чуть меньше века обратив исконно божеские замашки человека внутрь самих себя.
— Павел Кортунов (kinomania.ru)
К настоящему времени фильм «Титаник» имеет 87 наград, и ещё 48 номинаций[17], оставшихся без побед. Самыми значимыми из них являются 11 премий Американской академии киноискусства. «Титаник» является вторым по хронологии фильмом, получившим столько «Оскаров», после «Бен-Гур». Этот же успех пока смог повторить только фильм «Властелин колец: Возвращение короля». Наряду с фильмом «Всё о Еве» «Титаник» является рекордсменом по числу номинаций на премию «Оскар» — 14.
Titanic: Music from the Motion Picture | |
Саундтрек Джеймса Хорнера | |
---|---|
Дата выпуска | |
Жанр |
Саундтрек, поп |
Длительность |
72:29 |
Лейбл | |
Профессиональные рецензии | |
ссылка
|
|
Музыкальное сопровождение к кинофильму «Титаник» было полностью создано американским композитором Джеймсом Хорнером. Для исполнения вокализа была выбрана норвежское сопрано Сиссель Ширшебо, хотя изначально в данной партитуре планировалось использовать исключительно струнные[18]. Режиссёр картины Джеймс Кэмерон настаивал на отсутствии в ней какой-либо песни, однако изменил своё мнение после прослушивания демонстрационной версии «My Heart Will Go On» с голосом канадской певицы Селин Дион.
Диск с саундтреком к «Титанику», выпущенный компанией «Sony Classical» 18 ноября 1997 года, разошёлся по всему миру тиражом в 30 миллионов копий. В 1998 за работу над фильмом Джеймс Хорнер получил премию «Оскар» в двух номинациях: «Лучшая музыка к драматическому фильму» и «Лучшая песня к фильму» совместно с Уиллом Дженнингсом, написавшим текст композиции «My Heart Will Go On».
№ | Название композиции | Авторы / исполнители | Время |
---|---|---|---|
1 | «Never an Absolution» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 3:03 |
2 | «Distant Memories» | Джеймс Хорнер | 2:23 |
3 | «Southampton» | Джеймс Хорнер | 4:02 |
4 | «Rose» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 2:52 |
5 | «Leaving Port» | Джеймс Хорнер | 3:25 |
6 | «Take Her to Sea, Mr. Murdoch» | Джеймс Хорнер | 4:30 |
7 | «Hard to Starboard» | Джеймс Хорнер | 6:51 |
8 | «Unable to Stay, Unwilling to Leave» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 3:55 |
9 | «The Sinking» | Джеймс Хорнер | 5:06 |
10 | «Death of Titanic» | Джеймс Хорнер | 8:24 |
11 | «A Promise Kept» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 6:02 |
12 | «A Life So Changed» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 2:12 |
13 | «An Ocean of Memories» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 7:56 |
14 | «My Heart Will Go On» | Джеймс Хорнер, Уилл Дженнингс / Селин Дион | 5:08 |
15 | «Hymn to the Sea» | Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо | 6:22 |
Специальное подарочное издание (4 DVD) | Специальное издание (2 DVD) |
---|---|
|
|
Текст статьи в «The Week»: http://theweek.com/article/index/233243/bob-dylans-seemingly-endless-titanic-song-4-talking-points
Текст песни: http://www.azlyrics.com/lyrics/bobdylan/tempest.html
Оригинальный негатив фильма снят на 35-мм киноплёнке в формате «Супер-35». В подводных съёмках использован кашетированный формат «Технископ»[26]. Для съёмки всех сцен использовалась сферическая оптика Panavision и киносъёмочные аппараты Panaflex. Прокатные фильмокопии оригинальной версии печатались оптическим способом в двух вариантах: анаморфированные на 35-мм киноплёнке и широкоформатные на 70-мм[26]. Соотношение сторон кадра 35-мм копий составляло 2,35:1, широкоформатных — 2,2:1. 3D-версия фильма для кинотеатров IMAX отпечатана с соотношением сторон 1,78:1. Также выпущена цифровая версия фильма в стандарте DCI для «плоского» и 3D показа. Оригинальная фонограмма на 70-мм фильмокопиях записана по системе DTS, а 35-мм фильмокопии содержали две цифровых оптических фонограммы в стандартах SDDS, Dolby Digital и аналоговую оптическую Dolby SR[26].
Фильмы Джеймса Кэмерона | |
---|---|
Художественные |
Ксеногенезис (1978) • Пиранья 2: Нерест (1981) • Терминатор (1984) • Чужие (1986) • Бездна (1989) • Терминатор 2: Судный день (1991) • Правдивая ложь (1994) • Титаник (1997) • Аватар (2009) • Аватар 2 (2017) |
Документальные |
Экспедиция «Бисмарк» (2002) • Призраки бездны: Титаник (2003) • Чужие из бездны (2005) |
Сценарист/продюсер |
Рэмбо: Первая кровь 2 (1985) • На гребне волны (1991) • Странные дни (1995) • Тёмный ангел (2000) • Солярис (2002) • Расшифрованный исход (2006) • Санктум (2011) |
Премия «Оскар» за лучший фильм | |
---|---|
1927— 1940 |
Крылья (1927/28) • Бродвейская мелодия (1929) • На западном фронте без перемен (1930) • Симаррон (1931) • Гранд-отель (1932) • Кавалькада (1933) • Это случилось однажды ночью (1934) • Мятеж на «Баунти» (1935) • Великий Зигфелд (1936) • Жизнь Эмиля Золя (1937) • С собой не унесёшь (1938) • Унесённые ветром (1939) • Ребекка (1940) |
1941— 1960 |
Как зелена была моя долина (1941) • Миссис Минивер (1942) • Касабланка (1943) • Идти своим путём (1944) • Потерянный уикэнд (1945) • Лучшие годы нашей жизни (1946) • Джентльменское соглашение (1947) • Гамлет (1948) • Вся королевская рать (1949) • Всё о Еве (1950) • Американец в Париже (1951) • Величайшее шоу мира (1952) • Отныне и во веки веков (1953) • В порту (1954) • Марти (1955) • Вокруг света за 80 дней (1956) • Мост через реку Квай (1957) • Жижи (1958) • Бен-Гур (1959) • Квартира (1960) |
1961— 1980 |
Вестсайдская история (1961) • Лоуренс Аравийский (1962) • Том Джонс (1963) • Моя прекрасная леди (1964) • Звуки музыки (1965) • Человек на все времена (1966) • Душной южной ночью (1967) • Оливер! (1968) • Полуночный ковбой (1969) • Паттон (1970) • Французский связной (1971) • Крёстный отец (1972) • Афера (1973) • Крёстный отец 2 (1974) • Пролетая над гнездом кукушки (1975) • Рокки (1976) • Энни Холл (1977) • Охотник на оленей (1978) • Крамер против Крамера (1979) • Обыкновенные люди (1980) |
1981— 2000 |
Огненные колесницы (1981) • Ганди (1982) • Язык нежности (1983) • Амадей (1984) • Из Африки (1985) • Взвод (1986) • Последний император (1987) • Человек дождя (1988) • Шофёр мисс Дэйзи (1989) • Танцующий с волками (1990) • Молчание ягнят (1991) • Непрощённый (1992) • Список Шиндлера (1993) • Форрест Гамп (1994) • Храброе сердце (1995) • Английский пациент (1996) • Титаник (1997) • Влюблённый Шекспир (1998) • Красота по-американски (1999) • Гладиатор (2000) |
2001— 2020 |
Игры разума (2001) • Чикаго (2002) • Властелин колец: Возвращение короля (2003) • Малышка на миллион (2004) • Столкновение (2005) • Отступники (2006) • Старикам тут не место (2007) • Миллионер из трущоб (2008) • Повелитель бури (2009) • Король говорит! (2010) • Артист (2011) • Операция «Арго» (2012) • 12 лет рабства (2013) • Бёрдмэн (2014) |
Премия «Золотой глобус» за лучший фильм — драма | |
---|---|
1943— 1960 |
Песня Бернадетт (1943) • Идти своим путём (1944) • Потерянный уикэнд (1945) • Лучшие годы нашей жизни (1946) • Джентльменское соглашение (1947) • Джонни Белинда / Сокровища Сьерра-Мадре (1948) • Вся королевская рать (1949) • Бульвар Сансет (1950) • Место под солнцем (1951) • Величайшее шоу мира (1952) • Плащаница (1953) • В порту (1954) • К востоку от рая (1955) • Вокруг света за 80 дней (1956) • Мост через реку Квай (1957) • Не склонившие головы (1958) • Бен-Гур (1959) • Спартак (1960) |
1961— 1980 |
Пушки острова Наварон (1961) • Лоуренс Аравийский (1962) • Кардинал (1963) • Бекет (1964) • Доктор Живаго (1965) • Человек на все времена (1966) • Душной южной ночью (1967) • Лев зимой (1968) • Анна на тысячу дней (1969) • История любви (1970) • Французский связной (1971) • Крёстный отец (1972) • Изгоняющий дьявола (1973) • Китайский квартал (1974) • Пролетая над гнездом кукушки (1975) • Рокки (1976) • Поворотный пункт (1977) • Полуночный экспресс (1978) • Крамер против Крамера (1979) • Обыкновенные люди (1980) |
1981— 2000 |
На золотом озере (1981) • Инопланетянин (1982) • Язык нежности (1983) • Амадей (1984) • Из Африки (1985) • Взвод (1986) • Последний император (1987) • Человек дождя (1988) • Рождённый четвёртого июля (1989) • Танцующий с волками (1990) • Багси (1991) • Запах женщины (1992) • Список Шиндлера (1993) • Форрест Гамп (1994) • Разум и чувства (1995) • Английский пациент (1996) • Титаник (1997) • Спасти рядового Райана (1998) • Красота по-американски (1999) • Гладиатор (2000) |
2001— |
Игры разума (2001) • Часы (2002) • Властелин колец: Возвращение короля (2003) • Авиатор (2004) • Горбатая гора (2005) • Вавилон (2006) • Искупление (2007) • Миллионер из трущоб (2008) • Аватар (2009) • Социальная сеть (2010) • Потомки (2011) • Операция «Арго» (2012) • 12 лет рабства (2013) • Отрочество (2014) |
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты | |
---|---|
1971— 1979 |
Набалдашник и метла (1971) • Приключение «Посейдона» (1972) • Землетрясение (1974) • Гинденбург (1975) • Кинг-Конг + Бегство Логана (1976) • Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977) • Супермен (1978) • Чужой (1979) |
1980— 1989 |
Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар (1980) • Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981) • Инопланетянин (1982) • Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая (1983) • Индиана Джонс и храм судьбы (1984) • Кокон (1985) • Чужие (1986) • Внутреннее пространство (1987) • Кто подставил кролика Роджера (1988) • Бездна (1989) |
1990— 1999 |
Вспомнить всё (1990) • Терминатор 2: Судный день (1991) • Смерть ей к лицу (1992) • Парк юрского периода (1993) • Форрест Гамп (1994) • Бэйб: Четвероногий малыш (1995) • День независимости (1996) • Титаник (1997) • Куда приводят мечты (1998) • Матрица (1999) |
2000— 2009 |
Гладиатор (2000) • Властелин колец: Братство Кольца (2001) • Властелин колец: Две крепости (2002) • Властелин колец: Возвращение короля (2003) • Человек-паук 2 (2004) • Кинг-Конг (2005) • Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца (2006) • Золотой компас (2007) • Загадочная история Бенджамина Баттона (2008) • Аватар (2009) |
2010— 2019 |
Начало (2010) • Хранитель времени (2011) • Жизнь Пи (2012) • Гравитация (2013) • Интерстеллар (2014) |
|
Шаблон:Link FA Шаблон:Link FA Шаблон:Link FA Шаблон:Link GA Шаблон:Link GA Шаблон:Link GA Шаблон:Link GA
Титаник (фильм, 1997).