Lizinovka36.ru

Лизиновка

Тонарий

16-10-2023

Тона́рий (лат. tonale, tonarius, tonarium, intonarium) - обиходная книга в католическом богослужении, распространённая в Средневековье (преимущественно в X-XII веках, вплоть до XV века); содержала тексты и ноты григорианских хоралов, классифицированные по принадлежности к восьми псалмовым тонам. В основном, тонарий включал антифоны мессы и оффиция, но также респонсории (которые также исполнялись совокупно со стихами псалмов), реже и другие жанры/формы григорианского хорала.

При постоянном увеличении богослужебных песнопений более невозможно было удержать в памяти, какое песнопение к какому тону относится. При этом модальные атрибуции одних и тех песнопений (или только текстов этих песнопений, в случае, если мелодия в тонарии не указана) зачастую не совпадают. Утилитарная функция тонария состояла в том, чтобы зафиксировать ассоциацию того или иного антифона с соответствующим псалмовым тоном и показать певчему (в виде типовых формул, называемых «дифференциями») наиболее плавную и естественную связь распеваемого псалма с обрамляющим его антифоном.

Первые тонарии (самый древний тонарий - из Сен-Рикье, VIII в.) содержали только инципиты распеваемых текстов, без нот - традиция передачи мелодических формул была исключительно устной. Начиная с X в. (впервые в анонимном трактате «Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis»[1]) тонарии начинают нотировать. Невмами (также дасийными, позже квадратными нотами) записывались основные (формульные) распевы, а также мелодические инципиты собственно песнопений (антифонов, респонсориев и др.). Среди знаменитых сохранившихся тонариев: тонарий из Метца (не нотирован, около 830 г.), анонимный тонарий «Commemoratio brevis» и тонарий Регино Прюмского (X в.), Берно из Райхенау (XI в.) Иоанна Аффлигемского (Коттона), Фрутольфа из Михельсберга (Фрутольфа Бамбергского), цистерцианский «Тонарий св. Бернарда (Клервоского)» (все в XII в.), Солсберийский («Сарумский») тонарий (XIII в., самый значительный в английской традиции), Гуго Шпехтсхарта (1332, в стихотворной форме), неизвестного Картезианца (XV в.).

Примечания

  1. Краткая памятка о распеве тонов и псалмов.

Литература

  • Lipphardt W. Der karolingische Tonar von Metz. Münster, 1965.
  • Huglo M. Les tonaires: inventaire, analyse, comparaison. Paris, 1971;
  • Huglo M. Die Tonare. Grundlagen und Ansätze der mittelalterlichen Musiktheorie von der Spätantike bis zur ottonishen Zeit // Geschichte der Musiktheorie, Bd.4: Das Mittelalter. Darmstadt, 1999, SS. 76–102;
  • Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII-X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья - Москва: МГУ, 2004.

Тонарий.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16