01-07-2023
Урарты (арм. Ուրարտացիներ) — древний народ проживавший в юго-западной Азии, располагавшийся на территории Армянского нагорья и Южного Кавказа. Населял государство Урарту, известное как союз племен с XIII, а как государство — с VIII века до н. э. и просуществовшее до VI веке до н. э.[1]
Содержание |
На сегодняшний день нет точных сведений о происхождении урартов. Известно, что урарты, наряду с аккадийцами и хурритами, принадлежали к арменоидной группе популяций[2]. Предполагается, что возможное распространение урартов по Армянскому нагорью произошло из района Ревандуз (на территории сегодняшнего остана Западный Азербайджан), где располагался древний город Мусасир[3][4][5][6]. Вероятно, что древний урартский город Мусасир находился на территории первоначального расселения этого племени[3][6]. Начиная с конца II тысячелетия до н. э. до IV—II века до н. э. урараты наряду с другими народами участвовали в процессе сложения армянской народности.[7]. Таким образом армяне, являются преемниками физического[8] и культурного[9] компонента всего древнего населения нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев, которые составили основной генетический компонент современных армян.
По поводу урартского языка существует консенсус учёных о непосредственной его связи с хурритским языком[10][11][12]. Хотя до нас дошли несколько нерасшифрованных надписей с использованием урартских идеограмм, в основном, урарты пользовались существенно упрощённой формой ассирийской клинописи. Например, при заимствовании многие многозначные ассирийские идеограммы использовались урартами лишь в одном значении, были утрачены различные смысловые оттенки ассирийских знаков[13]. Из известных на сегодня около 500 клинописных табличек, выделяются примерно 350—400 слов-корней, большинство которых являются урартскими, а часть — заимствованно из других языков. На сегодняшний день определено, что в армянском языке имеется большое количество, общих с уратским языком, слов-корней (боле 70 слов-корней)[14]. Около 170 слов-корней обнаружены в языках нахско-дагестанской группы, в которую входит около 60 различных языков[15]
Религия урартов тесно связана с религиями Месопотамии: урарты имели многочисленный пантеон божеств, многие из которых явно заимствованы из религий государств Месопотамии (Шумера, Аккада и Ассирии)[1]. В Урарту была распространена практика жертвоприношений, в которых, главным образом, участвовали быки и овцы. Есть также следы человеческих жертвоприношений из пленников других народов[16]. Различные обряды поклонения божествам, а также процедуры жертвоприношений обычно происходили в помещениях, выдолбленных в скалах, напоминающих верхушки построенных в Месопотамии зиккуратов, используемых аналогичным образом. В одном из таких выдолбленных помещений обнаружена табличка с перечнем 79 урартских божеств и количеством животных, которых необходимо было приносить в жертву каждому из них[16][17].
регионы обитания этих народов (в горах Загроса и далее к северу) лежат на границе области древнего распространения наиболее ярко выраженного арменоидного типа (аккадийцы, хурриты, урарты), частично с ней совпадая. Таким образом, территория курдов, луров и бахтиаров расположена как бы на стыке двух современных антропологических типов: долихокефального — хорасанского и брахикефального — арменоидного
В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-урартские, лувийские, арамейские (в городах) и некоторые окраинные протогрузинские; если армянский язык, вероятно, еще до начала новой эры был лингва франка, то уже к I в. н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона). И тем не менее еще важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности
Компоненты древнеармянского народа. Итак, с нашей точки зрения древнеармянский народ первоначально сложился в верхнеевфратской долине из трех компонентов — хурритов, лувийцев и протоармян (мушков и, возможно, урумейцев). При этом хурриты, как более многочисленные, составили основную массу народа и определили основную линию физической преемственности, а протоармяне, в силу ряда исторических причин, передали новому народу свой язык.
Что касается культурной преемственности, то армяне, несомненно, преемники всего древнего населения нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев; нет никаких данных об особо важном культурном воздействии на позднейшее население нагорья со стороны именно Хайасы более, чем Исувы, Алзи, Уруатру или Кумме. О культуре Хайасы мы, в сущности, знаем очень мало, кроме ее брачных обычаев и имен божеств, от которых не осталось никаких воспоминаний в армянской традиции
Урартийцы.