Lizinovka36.ru

Лизиновка

Эстонское национальное пробуждение

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
 История Эстонии

Древняя Эстония

Средневековая Эстония

Датская Эстляндия · Дерптское епископство · Ливонский орден ·

Раздел и объединение под шведским господством

Ливонская война · Ливонское королевство · Задвинское герцогство · Шведская Ливония · Шведская Эстляндия

В составе Российской империи

Северная война · Лифляндская губерния · Эстляндская губерния · Эстонское национальное пробуждение

Создание Эстонской Республики

Балтийское герцогство ·
Временное правительство Эстонии ·
Война за независимость ·
Эстонская республика

Вторая мировая война

Июньский переворот · Присоединение Эстонии к СССР · Генеральный округ Эстония

Послевоенный период

Эстонская Советская Социалистическая Республика · Лесные братья · Восстановление независимости


Портал «Эстония»

Эстонское национальное пробуждение (эст. Ärkamisaeg) — термин, которым обозначают процесс осознания эстонцами себя как нации, имеющей право на самоопределение. Процесс начался примерно в 1850-х, когда эстонцы получили большие права, и продолжался до провозглашения независимости Эстонии в 1918 году. Национальным пробуждением иногда называют также события 1987—1988 годов в Советской Эстонии[1].

Хотя национальное сознание эстонцев возникло в XIX веке[2], определенные признаки осознания своей этнической особенности наблюдались и ранее[3]. В конце XVIII века самоназвание eestlane распространилась в Эстонии вместе со старым названием maarahvas[4]. В то время Эстония принадлежала Российской империи. Эстонский перевод Библии появился на свет в 1739 году, а число брошюр на эстонском языке выросло с 18 в 1750-х до 54 в 1790-х. К концу века более половины взрослых эстонских крестьян умело читать. Среди первых людей с университетским образованием, идентифицировавших себя эстонцами были Фридрих Роберт Фельман (1798—1850), Кристьян Яак Петерсон (1801—1822) и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд (1803—1882). Властная элита оставалась частью немецкой за языком и культурой. Балтийский немецкий писатель Гарлиб Меркель (1769—1850) был одним из первых естофилов и относился к эстонцам, как к народу равному с другими народами. Он стал вдохновителем эстонского национального движения, к середине XIX в. ставил себе за образец культурный мир балтийских немцев. Однако, с середины века такие эстонские лидеры как Карл Роберт Якобсон (1841—1882), Якоб Группа и Иоганн Вольдемар Яннсен (1819—1890) стали амбициозными и потянулись в направлении финнов, национальное движение которых в то время было очень успешным, а также к определенной степени к соседям латышам и их движению младолатышей.

Значительными культурными достижениями стали публикация в 1862 году героического эпоса «Калевипоэг» и организация в 1869 году первого песенного фестиваля. К концу 1860-х эстонцы уже не желали мириться с немецкой культурной и политической гегемонией. До попытки русификации в 1880-х и 1890-х их отношение к Российской империи было положительным[3].

Примечания

  1. «Social change and stress in Estonia». International Journal of Social Welfare 4.2, 94-107.
  2. Gellner, Ernest (1996). «Do nations have navels?» Nations and Nationalism 2.2, 365—370.
  3. ↑ «Nineteenth- and early twentieth-century Estonian nationalism revisited». Nations and Nationalism 9.1, 129—147.
  4. Ariste, Paul (1956). «Maakeel ja eesti keel». Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117—124.

Эстонское национальное пробуждение.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16