Дзен формирует ленту публикаций, автоматически подстраиваясь под интересы пользователя[9]. Подбор публикаций осуществляется на основе анализа истории посещенных страниц, указанных пользователем предпочтений, местоположения, времени суток и других факторов[10][11].
Еженедельная аудитория Дзена составляет более 20 млн пользователей[12].
Для анализа интересов и предпочтений пользователя используются знания Яндекса о посещаемых сайтах, а также указанный пользователем круг интересов[15].
Система анализирует любимые ресурсы пользователя и другие особенности поведения с целью создания уникальной модели его предпочтений[16]. С увеличением объема данных о пользователе система предлагает ему всё более актуальные и релевантные публикации[17], в том числе и из незнакомых источников[18]. Дзен адаптируется под изменяющиеся интересы пользователя[19]. Например, если пользователь начнет читать об архитектуре, материалов на эту тему в его ленте станет больше[20][21].
Дзен, а также Лончер и Браузер относятся к технологической категории "Discovery" (сервисы и приложения, использующие искусственный интеллект для адаптации к пользователю)[26][27][28].
Технология, лежащая в основе Дзена, была адаптирована Яндексом и CERN для использования на Большом адронном коллайдере. С помощью нее проводится глубокий анализ результатов физических экспериментов на БАКе[29][30].
История
В 1997 году Яндекс начал исследования в области natural language processing, машинного обучения и рекомендательных систем[31]. В 2009 году был создан метод машинного обучения Матрикснет, ставший одним из ключевых компонентов системы, на которой работает Дзен[32].
Первый сервис Яндекса, в котором появились технологии рекомендаций — Яндекс.Музыка, был запущен в сентябре 2014 года[33]. Затем эти технологии также были внедрены в Яндекс.Маркете и Яндекс.Радио[34].
В июне 2015 года в бета-режиме стал доступен Дзен[35][36][37]. Первое время в ленте Дзена показывались только публикации в СМИ, а сам сервис был открыт лишь для 5% пользователей мобильного Яндекс.Браузера на Android, имеющих учетную запись в Яндексе[38]. До этого Дзен был доступен в экспериментальном режиме на странице zen.yandex.ru[39][40].
По данным от июня 2016 года, Дзен доступен на 15 языках в 24 странах, в том числе в США, Индии и Бразилии[44][45].
Руководство
Руководителем Дзена является Виктор Ламбурт[46][47].
Финансы
Дзен относится к "экспериментальному" сегменту деятельности Яндекса[48][49]. По данным от 2015 года, этот сегмент дает компании почти полмиллиарда рублей выручки[50]. За второй квартал 2016 года Дзен и другие экспериментальные сервисы принесли Яндексу 153 млн руб выручки[51][52].
Монетизация сервиса происходит благодаря рекламным блокам, встроенным в новостные ленты (в России - объявления Яндекс.Директа)[53].
Конкуренты
После выхода Дзена несколько крупных компаний также анонсировали сервисы персональных рекомендаций. В мае 2016 года Mail.Ru Group представила похожий проект Likemore, предлагающий пользователям контент сообществ «ВКонтакте»[54][55]. В августе 2016 года компания Google в тестовом режиме запустила аналогичный сервис, рекомендующий новостные статьи[56][57][58]. Apple и Facebook также запустили новостные сервисы с похожим функционалом[59].