26-04-2023
«Deutsche Reichsbahn» (сокр. DR) этим термином обозначалась государственная железная дорога Германской Демократической Республики. Она возникала в 1949 из части Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft (Германская имперская железная дорога) (сокр. DRG), которая находилась в Советской оккупационной зоне в Германии, а также Западном Берлине. DR существовала также после воссоединения Германии вплоть до соединения с Немецкой федеральной железной дорогой (Deutsche Bundesbahn) до конца 1993 года.
Содержание |
«Deutsche Reichsbahn» или «DR» (Германская имперская железная дорога, 1949—1994) — государственная железнодорожная компания Германской Демократической Республики, находившаяся под управлением Министерства транспорта республики (нем. Ministerium für Verkehr der DDR). После Второй мировой войны в течение четырёх лет администрация, образованная союзными государствами, управляла немецкими железными дорогами с 1945 по 1949. В 1949 году после образования из cоветской оккупационной зоны Германской Демократической Республики, железные дороги, находящиеся на её территории были преобразованы в компанию, получившую название «Deutsche Reichsbahn». Это название носили до войны железные дороги Германии с 1920 г. (нем. Deutsche Reichsbahn — Gesellschaft DRG). В Федеративной Республике Германия железные дороги, находившиеся на её территории, были переданы в управление компании, получившей название «Deutsche Bundesbahn» или «DB» (Федеральные железные дороги Германии). После преобразования ГДР и объединения с ФРГ в 1990 г., DR и DB функционировали как две различные компании, находящиеся под совместным управлением, а c 1994 г. были полностью объединены и преобразованы в Deutsche Bahn AG (нем. Deutsche Bahn Aktiengesellschaft, дословно Акционерное общество Железные дороги Германии).
Для железнодорожной организации, находившейся в Советской оккупационной зоне, а затем и в ГДР, было сохранено название, использовавшееся в Веймарской республике и Третьем рейхе. Для этого были свои причины:
«Deutsche Reichsbahn» в ГДР являлась одним из самых крупных работодателей и была подчинена Министерству транспорта ГДР. С ноября 1954 по ноябрь 1989 гг. Министр транспорта ГДР занимал пост генерального директора «Deutsche Reichsbahn».
Управление «DR» располагалось в Восточном Берлине недалеко от Берлинской стены и бывшего здания рейхсканцелярии.
В структуре «DR» выделялось восемь региональных управлений (аналог отделения дороги в СССР). Отделения региональной дирекции располагались в Берлине, Котбусе, Дрездене, Эрфурте, Грайфсвальде, Галле, Магдебурге и Шверине.
Заключённые после войны четырёхсторонние соглашения держав-победительниц не предусматривали длительного разделения Германии и Берлина, поэтому «DR» обслуживала железнодорожную сеть восточного и западного Берлина в течение всего времени существования двух германских государств вплоть до слияния с Deutsche Bundesbahn в январе 1994 г. В связи с этим на железной дороге в Западном Берлине того времени известны уникальные ситуации. Например, железнодорожной полицией на станциях железной дороги в Западном Берлине управляло Министерство внутренних дел ГДР, несмотря на то, что западные союзники (США, Великобритания и Франция) никогда официально не признавали за правительством ГДР каких-либо властных полномочий в Западном Берлине. В связи с этим со стороны Западного Берлина поддержание общественного порядка на железнодорожных станциях в Западном Берлине обеспечивали отдельные патрули полиции Западного Берлина.
В течение многих лет кассы по продаже билетов «Deutsche Bundesbahn» функционировали в Западном Берлине близ вокзала Зоологический сад. С одной стороны, это было вызвано неудовлетворительным обслуживанием пассажиров в билетных кассах «DR». С другой стороны, билетные кассы служили свидетельством присутствия Восточной Германии в Западном Берлине.
Другой странностью было наличие советских билетных касс на Восточном вокзале Остбанхоф в Восточном Берлине, обслуживавших в первую очередь военные перевозки. Другие союзники по антигитлеровской коалиции также имели собственные станции и кассы в своих секторах: США — в Лихтерфельде, Великобритания -в Шарлоттенбурге, а Франция — в Тегеле.
«DR» была крупнейшим перевозчиком пассажиров в ГДР и функционировала по законам плановой экономики. В 1989 году доля «DR» в пассажирообороте ГДР составила 17.2 %. Плата за проезд была невысокой, но пассажирские поезда были переполнены и часто опаздывали. «DR» предлагала ограниченное количество поездов на международных линиях: «Neptun» (Берлин — Копенгаген), «Vindobona» (Берлин — Вена), «Karlex» (Берлин — Карловы Вары) и «Balt-Orient-Express» (Берлин — Бухарест).
После окончания Второй мировой войны в «DR» продолжали использовать паровозы вплоть до 28 мая 1988 года. Большая часть электрифицированных железных дорог, существовавшая в восточной части Германии до 1945 года, была обесточена, так как контактная сеть и подвижной состав были частично вывезены в Советский Союз в качестве репараций[1].
К началу 1970-х гг. из железных дорог ГДР работали от электричества лишь несколько магистралей, в частности: Дрезден — Карл-Маркс-Штадт — Лейпциг, Берлин — Дрезден, Берлин — Росток, а также (в основном для местных пассажирских перевозок) железнодорожные узлы Берлин и Галле-Лейпциг. На железной дороге широкое применение нашли тепловозы М62 (местное обозначение V200 или BR 120, прозвище нем. Taiga Trommel — таёжный барабан), заправлявшиеся дизельным топливом, поставляемым из СССР по сниженным ценам.
Перелом произошёл в начале 1980-х, когда затраты на приобретение дизельного топлива резко возросли (СССР больше не субсидировал нефтепродукты из-за последствий нефтяного кризиса) и одновременно резко выросли объёмы перевозок. На «DR» была начата реализация программы электрификации основных магистралей, но до объединения Германии была электрифицирована лишь небольшая часть дорог.
В документации и статьях по локомотивам ГДР серии локомотивов обозначаются BR (нем. Baureihe:BR XXX (для локомотивов, выпущенных после 1970 г.) либо V XXX и BR XXX (выпущенных до 1970 г.), а также приводится современное обозначение в «DB AG» — BR XXX.
Sächsische I ME (600 В)
Deutsche Reichsbahn (ГДР).