23-10-2023
Принс | |
Страна | |
---|---|
Псевдонимы |
The Purple One, Love Symbol, Artist, «артист, ранее известный как Принс (The Artist Formerly Known As Prince)» |
Коллективы |
The Time, The Revolution, The New Power Generation (NPG) |
Официальный сайт |
Принс Роджерс Нелсон (англ. Prince Rogers Nelson) — американский певец (ритм-энд-блюз), на протяжении большей части своей карьеры выступавший под именем Принс, но использовавший также и множество псевдонимов, среди которых особенно известен не имеющий фонетического эквивалента символ. Лауреат премий «Грэмми», «Оскар» и «Золотой глобус». В 2005 г. имя Принса занесено в Зал славы рок-н-ролла.
Содержание |
Принс родился и вырос в Миннеаполисе в семье чернокожего отца и белокожей матери. В юности увлекался записями Джеймса Брауна, Слая Стоуна, Джорджа Клинтона и Джими Хендрикса. В 1977 вступил в созданную мужем двоюродной сестры группу 94 East, а в 1978 г. выпустил первый сольник, для которого самостоятельно написал, спродюсировал, аранжировал и исполнил все песни.
Ранние записи Принса были революционными для ритм-энд-блюза: место традиционной духовой секции занимали головокружительные синтезаторные импровизации, в основе многих композиций лежали экономные ритмические пульсации драм-машин. На материале раннего творчества Принса музыкальные критики заговорили об особом «миннеаполисском звучании», которое противопоставлялось господствовавшему в ритм-энд-блюзе 1970-х мягкому «филадельфийскому звучанию». После Принса потеряло актуальность существовавшее прежде разделение ритм-энд-блюза на лирический «соул» и танцевальный «фанк»; каждая его композиция представляла собой оригинальный синтез этих направлений.
Эти черты проявились уже во втором альбоме артиста, «Prince» (октябрь 1979), в который вошёл его первый большой хит, «I Wanna Be Your Lover». Третий альбом «Dirty Mind» (октябрь 1980), опять написанный в одиночку, вызвал много шума своими откровенными, подчас провокационными текстами. Не менее эпатировали его колоритные, динамичные выступления в сапогах на огромных каблуках, которыми певец стремился компенсировать миниатюрный рост (157 см)[1]. Когда в 1981 г. Принс появился на разогреве у Rolling Stones на высоких каблуках, в вязаных гамашах, бикини и полушинели военного покроя, поклонники легендарной рок-группы забросали его мусором. Пошли слухи о нетрадиционности его сексуальной ориентации.
В тот же 1981 г., вернувшись из вызвавшего противоречивые отклики «панк-фанк-тура» по США, Принс объявил о создании группы The Time, под эгидой которой в 1980-е было выпущено четыре альбома, единственным автором и исполнителем песен на которых оказался он сам. Группа как таковая существовала от концерта к концерту и была в конечном счёте переименована в The Revolution. В октябре 1982 г. на полки музыкальных магазинов поступил двойной альбом артиста, «1999», сделавший его имя известным за пределами США и превративший его в самого популярного музыканта планеты после Майкла Джексона. Две дорожки с альбома стали визитными карточками Принса и вошли в составленный журналом «Rolling Stone» список величайших песен всех времён — антиутопическая «1999» и полная эротического подтекста «Little Red Corvette».
Истерия вокруг имени Принса достигла пика в 1984 году, с выходом его самого успешного диска «Purple Rain», который сопровождался одноимённым фильмом. На протяжении всего года Принс господствовал в чартах, иногда одновременно возглавляя списки самых продаваемых в США альбомов, синглов и фильмов. На первой строчке Billboard 200 альбом провёл 24 недели подряд. Две песни с диска — «When Doves Cry» и «Let’s Go Crazy» — дошли до первой позиции в Billboard Hot 100, а величественная баллада «Purple Rain» остановилась на втором месте, но зато была удостоена «Оскара» как лучшая песня к фильму. Альбом «Purple Rain» стал зенитом успеха Принса у публики и критиков; он регулярно входит в списки лучших альбомов эпохи рок-н-ролла.
Изнурённый длительным туром по США (в котором его сопровождала подруга Аполлония), Принс объявил о временном прекращении концертной деятельности и съёмок на телевидении. На протяжении последующих лет он последовательно работал над расширением своей музыкальной палитры, обогащая её элементами панка, джаза, хип-хопа и новой волны. В 1986 г. последовали альбом и фильм «Parade», в которые вошла одна из наиболее характерных и узнаваемых песен Принса — «Kiss» (1-е место в США). Немногие авторы песен могли в то время сравниться с Принсом по востребованности — созданная им для Чаки Хан версия «I Feel for You» стала первой рэп-композицией, возглавившей британские чарты, а в 1990 г. Шинейд О’Коннор записала самый кассовый сингл года — пронзительную балладу «Nothing Compares 2 U», автором которой опять-таки был Принс. Даже легендарный Майлз Дэвис заявил, что мечтает поработать с Принсом, которого считает «самым многообещающим артистом нашего времени» и «новым Дюком Эллингтоном».
Со второй половины 1980-х творчество Принса, более не сдерживаемое коммерческими соображениями, стало эволюционировать в самых непредсказуемых направлениях. Некоторые объясняли налёт психоделии и экспериментальную структуру таких его записей, как «Batdance» (1989, тема к фильму «Бэтмен», 1-е место в США), увлечением лёгким наркотиком «экстази». В 1987 г. певец за несколько дней до релиза отменил выход амбициозно задуманного как «возврат к чёрным корням» диска «The Black Album». Подобная непредсказуемость обескураживала фанатов и подтачивала основы его успеха у публики. Вышедший в 1987 г. альбом «Sign o' the Times» не смог подняться в американских чартах выше 6-го места, хотя критики нарекли его самым глубоким и оригинальным альбомом Принса, а влиятельный журнал «Time» признал «Sign o' the Times» лучшим альбомом восьмидесятых.
С наступлением девяностых Принс стал радикально менять свой имидж и музыку. Он распустил The Revolution и создал новый коллектив, The New Power Generation, под именем которого выпустил в 1991 г. успешный альбом «Diamonds and Pearls», запомнившийся мощным вокалом Rosie Gaines. Одновременно с работой над собственным диском он помогал Мадонне и Кейт Буш в записи альбомов «Like a Prayer» и «The Red Shoes», соответственно. Но самые большие изменения в образе певца случились после 1993 г., когда он выпустил альбом, названием которого выбрал сочетание символов мужского и женского начал. Тот же символ стал обозначением самого артиста: записи предыдущих лет перевыпускались им под именем «Принс (1985—1993)», а новые работы — под именем «артист, ранее известный как Принс». Если прежний Принс запомнился всем своим вызывающим, дерзким сценическим образом, то теперь он представал смиренным и кротким. Всеобщее недоумение сменой имени на непроизносимое и сопутствующее катастрофическое падение показателей продаж вылились в судебную тяжбу Принса с его лейблом Warner Brothers, который, по мнению певца, ограничивал его творческую независимость. Он стал появляться на публике с нанесённым на щёку словом «slave» («раб», англ.)
По истечении срока контракта с Warner Brothers в 1996 г., Принс выпустил под названием «Emancipation» три диска разнородного материала, среди которых фанаты обнаружили и первые в его жизни кавер-версии хитов других исполнителей. Эта подборка песен был встречена без энтузиазма, и ни одна из новых записей «артиста, ранее известного как Принс» не смогла повторить успеха «The Most Beautiful Girl in the World» — единственного из его синглов, возглавлявшего британские чарты продаж (это было в 1994 г.) Однако на исходе тысячелетия авторитетный журнал «Rolling Stone» включил Принса в число «небожителей» эпохи рок-н-ролла, а в 2000 г. он возобновил использование своего собственного имени.
Разочаровывающие показатели продаж новых работ Принса мало отразились на его репутации музыкального кудесника и одного из зачинателей современного ритм-энд-блюза, о чём свидетельствует его включение в Зал славы рок-н-ролла в 2005 г. На торжестве по этому поводу хвалебные речи в честь артиста произнесли самые талантливые представители ритм-энд-блюза нового поколения — Алишия Кис и дуэт OutKast. В том же году, когда легендарный Стиви Уандер решил сделать первую за многие годы запись («So What The Fuss»), он пригласил Принса аккомпанировать ему на гитаре.
В 2004 г. Принс вернулся к сценическому образу времён альбома «Diamonds and Pearls», выпустил альбом «Musicology», удостоившийся восторженных отзывов в прессе и нескольких премий «Грэмми». На церемонии вручения наград Бейонсе исполнила попурри из песен Принса. «Musicology» продавался лучше предыдущих альбомов исполнителя, а сопровождавшее его выход турне по США стало самым кассовым концертным событием года. В феврале 2007 года он с большим успехом выступил в промежутке между таймами решающего матча Супер Боул XLI, что стало самым рейтинговым музыкальным представлением в новейшей истории американского телевидения. Во время исполнения суперхита «Лиловый дождь» небо над Майами действительно задождило.
Хотя Принс больше не занимает верхних строчек в чартах, его имя упоминается в трёх американских чарттоперах XXI века. В «Without Me» Эминем рэпует: «Я был на допинге с тех самых пор, как Принс обернулся Символом». Канье Уэст в припеве к «Stronger» вспоминает об отношениях Принса и Аполлонии. Наконец, совместный сингл Тимбаленда, Джастина Тимберлейка и Нелли Фуртадо «Give It to Me», по слухам, родился в результате ссоры Тимбаленда с Принсом. В 2006 г. написанная им для мультфильма «Делай ноги» песня «Song of the Heart» была удостоена премии «Золотой глобус»; в том же мультфильме принсовскую «Kiss» исполнили Николь Кидман и Хью Джекман.
14 октября 2010 года в Нью-Йорке в театре «Аполло» Принс объявляет о начале своего нового Восточноамериканского тура «Welcome 2 America» и демонстрирует покрытую сусальным золотом гитару Fender Custom Stratocaster работы Юрия Шишкова, которая будет сопровождать его на концертах. По завершении тура гитара будет выставлена на аукцион, и деньги от ее продажи пойдут в фонд помощи нуждающимся детям Гарлема. К началу февраля в рамках тура «Welcome 2 America» два концерта прошли в Izod Center в Нью-Джерси и три аншлаговых концерта в «Мэдисон сквер гарден». [2]
За всю свою карьеру Принц продал около 100 миллионов альбомов.[3]
Год | Номинированная работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1984 | 1999 | Лучший поп-исполнитель | Номинация |
«International Lover» | Лучший исполнитель R&B | Номинация | |
1985 | Purple Rain | Альбом года | Номинация |
Purple Rain | Лучший рок-исполнитель | Победа | |
Purple Rain | Лучший оригинальный альбом | Победа | |
«I Feel For You» | Лучший R&B сингл | Победа | |
1987 | «Kiss» | Лучший R&B-исполнитель | Победа |
«Kiss» | Лучший R&B сингл | Номинация | |
1988 | Sign O' The Times | Альбом года | Номинация |
«U Got The Look» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация | |
«U Got The Look» | Лучший R&B сингл | Номинация | |
1990 | Batman | Лучший поп-исполнитель | Номинация |
«Batdance» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация | |
1991 | «Nothin' Compares 2 U» | Сингл года | Номинация |
1992 | «Get Off» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация |
1993 | «Diamonds And Pearls» | Лучший Pop-исполнитель | Номинация |
1995 | «The Most Beautiful Girl In The World» | Лучший Pop-исполнитель | Номинация |
1996 | «Eye Hate U» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация |
The Gold Experience | Лучший R&B альбом | Номинация | |
2004 | N.E.W.S. | Лучший инструментальный поп-альбом | Номинация |
2005 | «Cinnamon Girl» | Лучший поп-исполнитель | Номинация |
«Call My Name» | Лучший R&B-исполнитель | Победа | |
«Call My Name» | Лучший R&B сингл | Номинация | |
«Musicology» | Лучший традиционный R&B-исполнитель | Победа | |
Musicology | Лучший R&B альбом | Номинация | |
2007 | «Black Sweat» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация |
«Beautiful, Loved And Blessed» | Лучший R&B-исполнитель | Номинация | |
«3121» | Лучший альтернативный исполнитель | Номинация | |
«Black Sweat» | Лучший R&B сингл | Номинация | |
3121 | Лучший R&B альбом | Номинация | |
2008 | «Future Baby Mama» | Лучший R&B-исполнитель | Победа |
«The Song Of The Heart» | Лучший автор сингла | Номинация | |
2010 | «Dreamer» | Лучший рок-исполнитель | Номинация |
Prince.