02-05-2023
«SpaceShipTwo» (SS2)— частный пилотируемый суборбитальный космический корабль многоразового использования.
Проектируется компанией Scaled Composites LLC (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов. Является частью программы Tier One — основанной Полом Алленом. Доставка на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).
Базируется на успешном проекте «SpaceShipOne». В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK, выигравшей конкурс Ansari X-Prize. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Максимальная высота полёта 135—140 км согласно информации BBC или 160—320 км согласно интервью с Бёртом Рутаном. («SpaceShipOne» — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут («SpaceShipOne» — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 g. Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве (Калифорния). Первоначальная ожидаемая цена билета $200 тыс. Первый тестовый полет состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2012.[1]
Авиаконструктор Бёрт Рутан и его партнёр Ричард Брэнсон, основавший космическо-туристическое предприятие «Virgin Galactic», собираются участвовать в первом полёте «SpaceShipTwo».
Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускаться аппараты. Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый корабль будет называться VSS Enterprise. VSS = Virgin Space Ship (англ. Virgin - Дева, космический корабль компании Virgin). Enterprise (англ. Enterprise — предприятие, инициатива, находчивость) - в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звездный путь». Второй корабль решено назвать VSS Voyager (фр. voyage — путешествие, плавание, полет) — в честь корабя USS Voyager из того же сериала. Virgin Galactic собирается вложить $100 млн в постройку этих аппаратов.
Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года[2]. По заявлениям Ричарда Брэнсона, настоящий SpaceShipTwo будет обнародован примерно через двенадцать месяцев.
Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA. Часть приборов будет размещена на самолете-разгонщике WhiteKnightTwo с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100-110 км[3]
7 декабря 2009 года Virgin Galactic продемонстрировала миру готовый корабль. На официальном сайте компании[4] можно забронировать билеты, стоимостью в 200 000 $.
15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полет с экипажем на борту в атмосфере. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолету-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом.[5]
21 августа 2010 года при приземлении на аэродроме в пустыне Мохаве (штат Калифорния) произошла авария самолета-носителя White Knight Two, у четырехмоторного самолета повреждено левое шасси. [6]
Содержание |
10 октября 2010 года на аэродроме Мохаве, шт. Калифорния, состоялся первый испытательный полет ракетоплана Enterprise (известен также как SpaceShipTwo).
Аппарат был поднят самолетом-носителем WhiteKnightTwo на высоту 15 км , после отделения от самолета-носителя и 15-минутного свободного полета совершил посадку. Полет и приземление ракетоплана прошли хорошо.[7]
По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полет мог состояться осенью 2010 года [8]
4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолет впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу.
Суборбитальный самолет с двумя пилотами-испытателями совершил взлет в штатном режиме. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолет продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолетный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта WhiteKnightTwo приземлились на взлетно-посадочную полосу.
В настоящее время полетные данные анализируются инженерами, разработчиками и строителями суборбитальных кораблей компании. Исполнительный директор и президент компании заявил, что все задачи полета были выполнены.
29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях[9].
Пилотируемые космические полёты | |
---|---|
СССР и Россия | |
США |
Меркурий (1961—1963) • North American X-15² (1963) • Джемини (1965—1966) • Аполлон (1968—1975) • |
КНР | |
Индия |
ISRO Orbital Vehicle (с 2016) |
Евросоюз | |
Япония |
|
частные |
SpaceShipOne² (2004) • SpaceShipTwo² (с 2012) • SpaceX Dragon (с 2010¹, c 201?) • CST-100 (с 201?) • Эскалибур-Алмаз (с 201?) • Tycho Brahe² (с 201?) • Stabilo² (с 201?) • М-55 (Геофизика)² (с 201?) |
¹ Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов ² Только суборбитальные полёты |
SpaceShipTwo.