Трудовая функция: Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | 1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | 1. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | ||
2.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | 2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | 2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | ||
3.Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | 3. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | 3. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | ||
4.Планирование и проведение учебных занятий | 4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 4. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | ||
5.Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | 5. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | 5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | ||
6.Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | 6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | 6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | ||
7.Формирование универсальных учебных действий | 7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |||
8.Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) | 8. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | |||
9.Формирование мотивации к обучению | 9. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |||
10.Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | 10. Конвенция о правах ребенка | |||
11. Трудовое законодательство |
Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» (A/01.6)
№ | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0 1 2 |
1. Необходимые умения | ||
1.1 | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | |
1.2. | Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
1.3. | Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | |
1.4. | Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
1.5. | Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |
1.6. | Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
2. Необходимые знания | ||
2.1. | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | |
2.2. | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
2.3. | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
2.4. | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
2.5. | Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
2.6. | Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
2.7. | Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |
2.8. | Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | |
2.9. | Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
2.10. | Конвенция о правах ребенка | |
2.11. | Трудовое законодательство | |
3. Трудовые действия | ||
3.1. | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | |
3.2. | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | |
3.3. | Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | |
3.4. | Планирование и проведение учебных занятий | |
3.5. | Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
3.6. | Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |
3.7. | Формирование универсальных учебных действий | |
3.8. | Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) | |
3.9. | Формирование мотивации к обучению | |
3.10. | Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Трудовая функция: Воспитательная деятельность
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | 1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | 1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||
2.Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | 2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | 2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | ||
3.Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | 3. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | 3. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | ||
4.Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | 4. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | 4. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | ||
5.Проектирование и реализация воспитательных программ | 5. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | 5. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | ||
6.Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | 6. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | 6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | ||
7.Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | 7. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | 7. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | ||
8.Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | 8. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. | |||
9.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | 8. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |||
10.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||
11.Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | ||||
12.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Уровень владения трудовой функцией «Воспитательная деятельность» (A/02.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0 1 2 |
| ||
1.1. | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
|
1.2. | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
1.3. | Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
|
1.4. | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
|
1.5. | Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
|
1.6. | Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
|
1.7. | Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
|
1.8. | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
|
1.9. | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
|
| ||
2.1. | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
2.2. | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
2.3. | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
2.4. | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
|
2.5. | Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
|
2.6. | Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
2.7. | Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
|
3.Трудовые действия | ||
3.1. | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
|
3.2. | Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
3.3. | Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
|
3.4. | Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
|
3.5. | Проектирование и реализация воспитательных программ |
|
3.6. | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
|
3.7. | Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
|
3.8. | Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
|
3.9. | Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
|
3.10. | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
3.11 | Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
3.12 | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
Трудовая функция: Развивающая деятельность
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | 1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | 1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса | ||
2.Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | 2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | 2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | ||
3.Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | 3. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | 3. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | ||
4.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | 4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | 4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | ||
5.Оказание адресной помощи обучающимся | 5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | 5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | ||
6.Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | 6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | 6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | ||
7.Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | 7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | 7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | ||
8.Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | 8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | |||
9.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | 8. Формировать детско-взрослые сообщества | |||
10.Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | ||||
11.Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Уровень владения трудовой функцией «Развивающая деятельность» (A/03.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0…..1…..2 |
| ||
1.1 | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | |
1.2 | Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | |
1.3 | Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | |
1.4 | Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | |
1.5 | Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | |
1.6 | Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | |
1.7 | Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | |
1.8 | Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | |
1.9 | Формировать детско-взрослые сообщества | |
| ||
2.1 | Педагогические закономерности организации образовательного процесса | |
2.2 | Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
2.3 | Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | |
2.4 | Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | |
2.5 | Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | |
2.6 | Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | |
2.7 | Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | |
| ||
3.1 | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | |
3.2 | Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
3.3 | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
3.4 | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | |
3.5 | Оказание адресной помощи обучающимся | |
3.6 | Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | |
3.7 | Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | |
3.8 | Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | |
3.9 | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
3.10 | Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | |
3.11 | Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной | 1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы | 1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов | ||
2.Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе | 2. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания | 2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ | ||
3.Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования | 3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования | 3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий | ||
4.Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек | 5. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях | |||
5.Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника | 6. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования | |||
6.Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек | ||||
7.Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе |
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» (В/02.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0…..1…..2 |
| ||
1.1 | Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы | |
1.2 | Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания | |
1.3 | Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования | |
| ||
2.1 | Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов | |
2.2 | Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ | |
2.3 | Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий | |
2.4 | Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях | |
2.5 | Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования | |
| ||
3.1 | Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной | |
3.2 | Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе | |
3.3 | Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования | |
3.4 | Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек | |
3.5 | Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника | |
3.6 | Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек | |
3.7 | Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе |
Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира | 1. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы | 1. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) | ||
2.Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития | 2. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения | 2. Программы и учебники по преподаваемому предмету | ||
3.Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | 3. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | 3. Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности | ||
4.Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования | 4. Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение | 4. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | ||
5.Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения | 5. Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую | 5. Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения | ||
6.Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения | 6. Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности | 6. Основы экологии, экономики, социологии | ||
7.Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. | 7. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе | 7. Правила внутреннего распорядка | ||
8. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) | 8. Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды | |||
9. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования | ||||
10. Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием | ||||
11. Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции | ||||
12. Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками | ||||
13. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения |
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» (В/03.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0…..1…..2 |
| ||
1.1 | Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы | |
1.2 | Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения | |
1.3 | Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | |
1.4 | Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение | |
1.5 | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую | |
1.6 | Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности | |
1.7 | Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе | |
1.8 | Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) | |
1.9 | Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования | |
1.10 | Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием | |
1.11 | Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции | |
1.12 | Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками | |
1.13 | Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| ||
2.1 | Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) | |
2.2 | Программы и учебники по преподаваемому предмету | |
2.3 | Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности | |
2.4 | Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | |
2.5 | Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения | |
2.6 | Основы экологии, экономики, социологии | |
2.7 | Правила внутреннего распорядка | |
2.8 | Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды | |
| ||
3.1 | Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира | |
3.2 | Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития | |
3.3 | Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | |
3.4 | Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования | |
3.5 | Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения | |
3.6 | Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения | |
3.7 | Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Математика»
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность | 1. Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся | 1. Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики | ||
2.Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств | 2. Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения | 2. Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений | ||
3.Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики | 3. Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи | 3. Теория и методика преподавания математики | ||
4.Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) | 4. Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) | 4. Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении | ||
5.Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример | 5. Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации | |||
6.Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий | 6. Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом | |||
7.Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) | 7. Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) | |||
8.Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики | 8. Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях | |||
9.Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно | 9. Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. | |||
10.Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам | 10. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала | |||
11.Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. | 11. Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) | |||
12.Развитие инициативы обучающихся по использованию математики | 12. Квалифицированно набирать математический текст | |||
13.Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации | 13. Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся | |||
14.Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов | 14. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов | |||
15.Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях | 15. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) | |||
16.Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся | 16. Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры | |||
17.Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | ||||
18.Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики | ||||
19.Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания | ||||
20.Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных | ||||
21.Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения | ||||
22.Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности | ||||
23.Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
Уровень владения трудовой функцией Модуль «Предметное обучение. Математика» (В/04.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0…..1…..2 |
| ||
1.1 | Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся | |
1.2 | Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения | |
1.3 | Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи | |
1.4 | Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) | |
1.5 | Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации | |
1.6 | Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом | |
1.7 | Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) | |
1.8 | Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях | |
1.9 | Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. | |
1.10 | Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала | |
1.11 | Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) | |
1.12 | Квалифицированно набирать математический текст | |
1.13 | Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся | |
1.14 | Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов | |
1.15 | Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) | |
1.16 | Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры | |
| ||
2.1 | Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики | |
2.2 | Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений | |
2.3 | Теория и методика преподавания математики | |
2.4 | Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении | |
| ||
3.1 | Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность | |
3.2 | Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств | |
3.3 | Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики | |
3.4 | Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) | |
3.5 | Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример | |
3.6 | Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий | |
3.7 | Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) | |
3.8 | Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики | |
3.9 | Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно | |
3.10 | Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам | |
3.11 | Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. | |
3.12 | Развитие инициативы обучающихся по использованию математики | |
3.13 | Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации | |
3.14 | Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов | |
3.15 | Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях | |
3.16 | Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся | |
3.17 | Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | |
3.18 | Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики | |
3.19 | Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания | |
3.20 | Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных | |
3.21 | Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения | |
3.22 | Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности | |
3.23 | Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Трудовые действия | Впишите номер соответствующих умений и знаний | Необходимые умения | Необходимые знания | |
№ умений | № знаний | |||
1.Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации | 1. Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному | 1. Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики | ||
2.Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» | 2. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2. Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений | ||
3.Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») | 3. Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы | 3. Теория и методика преподавания русского языка | ||
4.Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций | 4. Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона | 4. Контекстная языковая норма | ||
5.Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции | 5. Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся | 5. Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды | ||
6.Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате | 6. Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики | |||
7.Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства | 7. Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека | |||
8.Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. | ||||
9.Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся | ||||
10.Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов | ||||
11.Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) | ||||
12.Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка | ||||
13.Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
Уровень владения трудовой функцией «Модуль «Предметное обучение. Русский язык» (В/05.6)
№ п/п | Показатель (требование профстандарта) | Оценка 0…..1…..2 |
| ||
1.1 | Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному | |
1.2 | Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья | |
1.3 | Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы | |
1.4 | Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона | |
1.5 | Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся | |
1.6 | Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики | |
1.7 | Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека | |
| ||
2.1 | Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики | |
2.2 | Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений | |
2.3 | Теория и методика преподавания русского языка | |
2.4 | Контекстная языковая норма | |
2.5 | Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды | |
| ||
3.1 | Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации | |
3.2 | Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» | |
3.3 | Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») | |
3.4 | Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций | |
3.5 | Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции | |
3.6 | Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате | |
3.7 | Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства | |
3.8 | Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. | |
3.9 | Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся | |
3.10 | Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов | |
3.11 | Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) | |
3.12 | Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка | |
3.13 | Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |