Профессиональный стандарт педагога

Трудовая функция: Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений

и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы



1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

1. Преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в  мировой культуре и науке

2.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования



2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

3.Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды



3. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

3. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 

4.Планирование и проведение учебных занятий



4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

4. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

5.Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению



5. Владеть ИКТ-компетентностями: 

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

5. Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения

6.Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися



6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

7.Формирование универсальных учебных действий 




7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 

8.Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)




8. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

9.Формирование мотивации к обучению




9. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

10.Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей




10. Конвенция о правах ребенка





11. Трудовое законодательство

 


 

Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» (A/01.6)

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0     1     2

1. Необходимые умения

1.1

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.


1.2.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей


1.3.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде


1.4.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


1.5.

Владеть ИКТ-компетентностями: 

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)


1.6.

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона


2. Необходимые знания

2.1.

Преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в  мировой культуре и науке


2.2.

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества


2.3.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 


2.4.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях


2.5.

Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения


2.6.

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий


2.7.

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 


2.8.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства


2.9.

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи


2.10.

Конвенция о правах ребенка


2.11.

Трудовое законодательство


3. Трудовые действия

3.1.

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы


3.2.

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования


3.3.

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды


3.4.

Планирование и проведение учебных занятий


3.5.

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению


3.6.

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися


3.7.

Формирование универсальных учебных действий 


3.8.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)


3.9.

Формирование мотивации к обучению


3.10.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей


 


 

Трудовая функция: Воспитательная деятельность

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений

и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды



1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

2.Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности



2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

3.Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера



3. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

3. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

4.Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации



4. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

4. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

5.Проектирование и реализация воспитательных программ



5. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

5. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

6.Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)



6. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

7.Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)



7. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

7. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

8.Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления



8. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.


9.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации



8. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач


10.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни





11.Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде





12.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания ребенка





 


 

Уровень владения трудовой функцией «Воспитательная деятельность» (A/02.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0     1      2

  1. Необходимые умения

1.1.

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

 

1.2.

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

 

1.3.

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

 

1.4.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

 

1.5.

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

 

1.6.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

 

1.7.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

 

1.8.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

 

1.9.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

 

  1. Необходимые знания

2.1.

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

 

2.2.

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

 

2.3.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

 

2.4.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

 

2.5.

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

 

2.6.

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

 

2.7.

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

 

3.Трудовые действия

3.1.

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

 

3.2.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

 

3.3.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

 

3.4.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации

 

3.5.

Проектирование и реализация воспитательных программ

 

3.6.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

 

3.7.

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

 

3.8.

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

 

3.9.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

 

3.10.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

 

3.11

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

 

3.12

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания ребенка

 



 

Трудовая функция: Развивающая деятельность

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития



1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса

2.Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе



2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

3.Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка



3. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

3. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

4.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью



4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

5.Оказание адресной помощи обучающимся



5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

6.Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума



6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

7.Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка



7. Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

7. Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ

8.Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу



8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик


9.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни



8. Формировать детско-взрослые сообщества


10.Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения





11.Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся





 


 

Уровень владения трудовой функцией «Развивающая деятельность» (A/03.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0…..1…..2

  1. Необходимые умения

1.1

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья


1.2

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий


1.3

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ


1.4

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)


1.5

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося


1.6

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся


1.7

Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся


1.8

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик


1.9

Формировать детско-взрослые сообщества


  1. Необходимые знания

2.1

Педагогические закономерности организации образовательного процесса


2.2

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития


2.3

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся


2.4

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ


2.5

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью


2.6

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей


2.7

Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ


  1. 3.       Трудовые действия

3.1

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития


3.2

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе


3.3

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка


3.4

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью


3.5

Оказание адресной помощи обучающимся


3.6

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума


3.7

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка


3.8

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу


3.9

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни


3.10

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения


3.11

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся


 


 

Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной



1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы 

1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

2.Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе



2. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

3.Формирование метапредметных компетенций,  умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования



3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

4.Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек




5. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

5.Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника




6. Особенности региональных условий, в которых  реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

6.Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек





7.Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе





 


 

Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» (В/02.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0…..1…..2

  1. Необходимые умения

1.1

Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы 


1.2

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания


1.3

Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования


  1. Необходимые знания

2.1

Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов


2.2

Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ


2.3

Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий


2.4

Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях


2.5

Особенности региональных условий, в которых  реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования


  1. 3.       Трудовые действия

3.1

Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной


3.2

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе


3.3

Формирование метапредметных компетенций,  умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования


3.4

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек


3.5

Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника


3.6

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек


3.7

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе


 


 

Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира



1. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

1. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)

2.Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития



2. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения

2. Программы и учебники по преподаваемому предмету

3.Определение  совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся



3. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой

3. Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности

4.Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями  и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования



4. Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение 

4. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

5.Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения



5. Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую

5. Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

6.Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения



6. Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности

6. Основы экологии, экономики, социологии 

7.Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.



7. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе

7. Правила внутреннего распорядка




8. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)

8. Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды




9. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования





10. Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием





11. Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции





12. Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками





13. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения




 

Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» (В/03.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0…..1…..2

  1. Необходимые умения

1.1

Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы


1.2

Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения


1.3

Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой


1.4

Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение 


1.5

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую


1.6

Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности


1.7

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе


1.8

Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)


1.9

Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования


1.10

Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием


1.11

Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции


1.12

Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками


1.13

Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения


  1. Необходимые знания

2.1

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)


2.2

Программы и учебники по преподаваемому предмету


2.3

Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности


2.4

Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся


2.5

Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения


2.6

Основы экологии, экономики, социологии 


2.7

Правила внутреннего распорядка


2.8

Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды


  1. Трудовые действия

3.1

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира


3.2

Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития


3.3

Определение  совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся


3.4

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями  и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования


3.5

Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения


3.6

Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения


3.7

Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.


 


 

Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Математика»

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность



1. Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

1. Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики

2.Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств



2. Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения

2. Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений

3.Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики



3. Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи

3. Теория и методика преподавания математики

4.Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)



4. Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)

4. Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

5.Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример



5. Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации


6.Формирование у обучающихся умения  выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий



6. Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом


7.Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)



7. Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)


8.Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики



8. Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях


9.Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно



9. Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.


10.Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам



10. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала


11.Сотрудничество с другими учителями математики и информатики,  физики, экономики, языков и др.



11. Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;

вычислений – численных и символьных;

обработки данных (статистики);

экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)


12.Развитие инициативы обучающихся по использованию математики



12. Квалифицированно набирать математический текст


13.Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации



13. Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся


14.Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов



14. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов


15.Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях



15. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)


16.Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся



16. Работать с родителями (законными представителями),  местным сообществом по проблематике математической культуры


17.Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий





18.Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики





19.Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания





20.Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных





21.Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения





22.Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или  специальности





23.Ведение диалога с обучающимся  или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения





 


 

Уровень владения трудовой функцией Модуль «Предметное обучение. Математика» (В/04.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0…..1…..2

  1. Необходимые умения

1.1

Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся


1.2

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения


1.3

Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи


1.4

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)


1.5

Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации


1.6

Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом


1.7

Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)


1.8

Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях


1.9

Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.


1.10

Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала


1.11

Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;

вычислений – численных и символьных;

обработки данных (статистики);

экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)


1.12

Квалифицированно набирать математический текст


1.13

Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся


1.14

Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов


1.15

Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)


1.16

Работать с родителями (законными представителями),  местным сообществом по проблематике математической культуры


  1. Необходимые знания

2.1

Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики


2.2

Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений


2.3

Теория и методика преподавания математики


2.4

Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении


  1. 3.       Трудовые действия

3.1

Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность


3.2

Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств


3.3

Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики


3.4

Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)


3.5

Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример


3.6

Формирование у обучающихся умения  выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий


3.7

Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)


3.8

Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики


3.9

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно


3.10

Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам


3.11

Сотрудничество с другими учителями математики и информатики,  физики, экономики, языков и др.


3.12

Развитие инициативы обучающихся по использованию математики


3.13

Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации


3.14

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов


3.15

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях


3.16

Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся


3.17

Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий


3.18

Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики


3.19

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания


3.20

Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных


3.21

Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения


3.22

Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или  специальности


3.23

Ведение диалога с обучающимся  или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения


 


 

Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Трудовые действия

Впишите номер соответствующих умений и знаний

Необходимые умения

Необходимые знания

№ умений

№ знаний

1.Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации



1. Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному

1. Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики

2.Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»



2. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений

3.Использование совместно  с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)



3. Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы

3. Теория и методика преподавания русского языка

4.Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций



4. Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона

4. Контекстная языковая норма

5.Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции



5. Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся

5. Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды

6.Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате



6. Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики


7.Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства



7. Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека


8.Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.





9.Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся





10.Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов





11.Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)





12.Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка





13.Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав





 


 

Уровень владения трудовой функцией «Модуль «Предметное обучение. Русский язык» (В/05.6)

№ п/п

Показатель (требование профстандарта)

Оценка

0…..1…..2

  1. Необходимые умения

1.1

Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному


1.2

Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья


1.3

Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы


1.4

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона


1.5

Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся


1.6

Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики


1.7

Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека


  1. Необходимые знания

2.1

Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики


2.2

Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений


2.3

Теория и методика преподавания русского языка


2.4

Контекстная языковая норма


2.5

Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды


  1. Трудовые действия

3.1

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации


3.2

Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»


3.3

Использование совместно  с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)


3.4

Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций


3.5

Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции


3.6

Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате


3.7

Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства


3.8

Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.


3.9

Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся


3.10

Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов


3.11

Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)


3.12

Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка


3.13

Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав