Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской классификации — автобусы особо малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик, а демонстрация его состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Это была машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров.
Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году. Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. Первый электрический автобус в России был построен в 1901 году на московском заводе «Дукс». Это был 10-местный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода 60 км.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.
Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля1903 года в Лондоне. В России автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске. В город был привезён автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с. А 11 ноября1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус». В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов марки «Лейланд».
Само слово "автобус" в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.[1]
Рекорды
Самые длинные маршруты
Самый длинный автобусный маршрут соединяет Горно-Алтайск (Россия) и Фрайбург (Германия), обслуживается фирмой Рутц и имеет протяжённость около 6500 км, а поездка занимает около пяти суток. Второй по протяжённостью находится в Австралии, имеет протяжённость 5455 км и соединяет Перт с Брисбеном. Открыт 9 апреля1980 года. Поездка по нему длится 75 часов 55 минут. Организовала этот маршрут компания «Экросс Острелия Коуч Лайнс». В России самый длинный междугородный автобусный рейс — из Санкт-Петербурга в Махачкалу протяжённостью 2585 километров и временем в пути более двух суток; а в СНГ — из Бишкека в Томск, автобус проходит расстояние 2324 километров за 56 часов. Есть рейс до Москвы по прямой более трёх тысяч километров.
Самые длинные городские автобусные маршруты в России:
Ростовский-на-Дону №96 ГПЗ-10 - Сельмаш (55 км) — источником информации является официальный сайт АТП. Cтатья защищена от добавления внешних ссылок.
Санкт-Петербургский № 211 (Ст. м. «Черная речка» — Ж.-д. ст. «Зеленогорск»). Можно весь маршрут проехать по единому проездному билету (то есть не заплатив в автобусе денег), так как он полностью проходит в границах города. Средний интервал движения — около 20 минут. (52,3 км, время в пути — 2 часа)
Братский № 10, соединяет посёлок Гидростроитель и центральную часть г. Братска, является городским маршрутом регулярных перевозок от 11.08.2006 (43,5 км)
Казанский № 97, Соцгород — Аэропорт (42,5 км, время в пути — 2 часа 40 минут)
Владивостокский № 45, ж/д вокзал — станция Угольная (35,4 км)
Кемеровский № 40, д/п Комсомольский — ПО Прогресс (35 км, время в пути — 1 час 50 минут)
Красноярский № 88 «Федеральный университет — Спортзал» (34 км)
Красноярский № 85 «Ветлужанка — Верхние Черёмушки» (33,1 км)
Кемеровский № 64, Китайсский рынок — ПО Прогресс: (26,3 км, время в пути — 1 час 35 минут)
Ярославль № 8: 15 микрорайон — ТРК «Ярославский Вернисаж» (24 км, время в пути — 1 час 19 минут)
Ярославль № 36: Прибрежный — Машприбор (25 км, время в пути — 1 час 6 минут)
Ярославль № 38: Нижний поселок — 14 микрорайон (24 км, время в пути — 1 час)
Ярославль № 42: Холодмаш — пос. Куйбышева (26,1 км, время в пути — 1 час 17 минут)
Ярославль № 46: Больница № 2 — 15 микрорайон (25 км, время в пути — 1 час)
Кировский № 33, ул. Боровая — Ипподром, полностью проходит в границах города, соединяя его левобережную и правобережную части (25,5 км, время в пути 1 час 6 минут)
Липецкий № 44: Автостанция «Сокол» — Жёлтые Пески. (25,2 км время в пути 37 мин)
Московский № 37 станция метро «Тёплый стан» — станция метро «Красногвардейская» (24,3 км, время в пути — 1 час 5 минут)
Мурманский № 24 «ул. Ленинградская — пос. Абрам-мыс» (23 км, время в пути ~ 1 час) — весь маршрут проходит по территории Первомайского округа г. Мурманска, к которому относится и по. Абрам-мыс
Сарапульский № 41 (32,6 км, время в пути 1 час 40 минут). Едет до дубровки (черта города??) в объезд через всю южную часть города.
Архангельский № 22у Силикатный — Гидролизный завод (28 км, время в пути 1 ч 20 мин)
Тюменский № 17 (21 км, до Тюменской Транспортной реформы от 10.09.2011 длина составляла 25 км.). ул. Метелева — ул. Моторостроителей
Самые длинные и большие автобусы
Самые длинные из сочленённых автобусов, автобусы «ДАФ Супер Сити Трейн» имеют длину 32,2 м. В головном салоне имеется 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором салоне — 60 сидячих и 40 стоячих. Вес автобуса без пассажиров составляет 28 тонн.
Сочленённый автобус компании Van Hool
Самые большие в мире среди двухэтажных и всех вообще автобусов выпускала в 1981 году компания Gottlob Auwarter GmbH. Перонный четырёхосный автобус Neoplan N980 Galaxy-Lounge (Jumbo Jet Coach) c габаритными размерами 17х4,5х4,5 м, вмещал 342 пассажира, был оборудован собственным телетрапом и предназначался для доставки пассажиров от здания аэровокзала до самолёта Boeing-747.
В 2001 году в России построен первый городской 15-метровый трёхосный автобус «Волжанин-15М», позже запущенный в серийное производство как «Волжанин-6270». Габаритная длина автобуса 15220 мм, а пассажировместимость 160 человек. Он, как и украинские Богдан А801.10, Богдан А231 и зарубежные 15-метровые машины, является одним из самых длинных несочленённых автобусов в мире
Официальное толкование
Международные правовые акты
Автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя[2].
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя[3].
Примечания
Второе определение автобуса как вида транспорта недостаточно точное, так как под него в частности благополучно подпадают и трамвай, и скоростное пассажирское судно на 100—150 пассажиров.
Габариты
Вместимость автобусов ограничена их размерами. Согласно российским ПДД, длина автотранспортного средства (включая один прицеп) может быть 20 м, ширина 2,55 м, а высота 4 м. Но по этой причине автобус всегда проигрывает трамваю по возможной пассажировместимости.
городские — автобусы, предназначенные для использования в качестве городского общественного транспорта. Городской автобус делает частые остановки, на которых высаживается большое количество пассажиров. Такой автобус должен иметь широкие двери и проходы, накопительные площадки, поручни для стоячих пассажиров.
междугородные — автобусы, осуществляющие перевозки людей на дальние расстояния. Такие автобусы должны иметь кресла с откидной спинкой, большой объём багажного отделения, места для ручной клади.
спальные — частный случай междугородных автобусов — автобусы, оснащённые спальными местами
пригородные — в отличие от междугородних не предназначены для перевозок на дальние расстояния, а от городских их отличают редкие остановки: нередко промежуточные остановки и вовсе могут отсутствовать. Такие автобусы обычно не имеют багажных отделений, но имеют места для ручной клади. В них обычно отсутствуют накопительные площадки, но могут присутствовать поручни для стоящих пассажиров.
перронные (аэродромные) — предназначены для доставки пассажиров из здания аэропорта к самолёту.
школьные — автобусы, предназначенные для перевозки детей. Такие автобусы должны оснащаться техническими средствами для повышения безопасности перевозки детей: ремнями безопасности, специальными световыми и звуковыми сигналами (развитые системы безопасности можно отметить в школьных автобусах США). Также такие автобусы оснащают более низкими подножками, поручнями на небольшой высоте, полками для ручной клади.
экскурсионные — предназначенные для проведения экскурсий
вахтовые (экспедиционные) — предназначенные для перевозки рабочих к местам проведения строительных, ремонтных и прочих работ.
вездеходы — для перевозки людей при сложных дорожных условиях
грузовые (грузопассажирские)
почтовые (автобусы связи) — для перевозки почты
ритуальные — предназначенные для перевозки умершего и похоронной процессии к месту захоронения
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей.
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. В отраслевой нормали номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации.
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «Анто-Рус» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
↑Очерки истории науки и техники 1870-1917.Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988., стр.112
↑п.2 ст.1 Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа. Бишкек, 9 октября 1997 г.
↑ст.1 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ. Минск, 4 июня 1999 г.