Lizinovka36.ru

Лизиновка

История алан

16-08-2023

Упоминания об аланах появились в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление алан в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племен, возглавлявшихся аорсами[1].

В IIII вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья[1], откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию[2].

В 372 г. аланы потерпели поражение от гуннов[2], после чего часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов и через Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки.

Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству[2]. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье — адыги, в зоне центральнокавказских перевалов — горные грузинские племена, далее к востоку — предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана[1]. Считается, что к концу V — началу VI в. здесь сложились две этнокультурные группы: западная — протодигорцы (Асдигор) и восточная — протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая — на территории современной Северной Осетии[1][3][4].

Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием АланияVIII — IX вв. в составе Хазарского каганата), и образования в этом регионе раннефеодального государства (к. IX — XIII вв.), просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.

Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горных ущельях Центрального Кавказа и в Закавказье, где они ассимилировались с местным кавказским населением. В результате этого процесса окончательно сформировалась осетинская народность[2][5].

Содержание

Великое Переселение Народов

Почти 100 лет спустя, около 375 г., они в союзе с гуннами разгромили царство остготского короля Германариха, вытеснили остготов из местностей между Доном и Дунаем, присоединились к великому движению народов на Запад и затем в 406 г. в союзе с свевами и вандалами вторглись в Галлию. Часть их, поселившаяся в местностях южнее Луары, в 451 г. появляется в числе союзников Аэция в его борьбе с Аттилой и была позже мало-помалу уничтожена. Другая часть в 409 г. перешла в Испанию, была там разбита соединившимся с римлянами вестготским королем Валией (418) и оттеснена в Лузитанию, где упоминания о них с течением времени исчезают. В Верхнюю Италию толпы аланов вторглись еще в 464 г., но были разбиты Рицимером.

Королевство вандалов и аланов

В конце IV века германское племя вандалов под давлением готов и гуннов двинулось из мест своего обитания в Паннонии (придунайская провинция) на запад. В 406 году вандалы в союзе с племенами аланов и свевов ворвались в римскую провинцию Галлия, разорили её и в 409 году захватили Испанию.

Под давлением везеготов в 429 году вандалы с аланами под началом короля Гейзериха переправились через Гибралтар в северную Африку, где начали успешные войны с римским наместником и войсками Византии, посланными ему на помощь. В 439 году вандалы, нарушив мирный договор, захватили у римлян Карфаген, ставший их столицей. С этого года отсчитывается рождение королевства вандалов и аланов, признанное в 442 году императором Валентинианом III по новому мирному договору. Договор соблюдался Гейзерихом вплоть до убийства Валентиниана.

Культурное и этнографическое влияние алан на Западе

В эпоху Великого переселения ираноязычные аланы были единственным негерманским народом, создавшим в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Аланы жили также на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. Готы и другие германские племена освоили приемы конного боя благодаря контактам со скифским миром. К сармато-аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола[6], которые послужили воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы.

Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть алан на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.

Аланское происхождение имеют некоторые географические названия в Швейцарии, Испании, северной Италии.

В Венгрии существует народ ясы, имеющий аланское происхождение.

Кавказская Алания

Оставшиеся на Кавказе аланы поддерживали тесные связи с Византией, в Алании распространилось христианство. В селении Верхний Чегем на территории проживания балкарцев находилась Кавказская Митрополия, куда митрополит назначался непосредственно из Константинополя. Алания оказалась союзным Византии христианским государством между иудеями-хазарами и вторгшимися в Закавказье в VIII в. арабами.

Аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для Хазарского каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя единоверцев-алан, Византия пыталась навязывать хазарам свои политические планы.

Позднее, в 965969 гг., хазары были разгромлены древнерусским князем Святославом и позже в средине XI века окончательно разбиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою. Тогда монголы аргументами о родстве монголов и половцев, а также обещаниями поделится добычей, уговорили половцев предать алан. Разбив алан, монголы прошли в Крым, там перезимовали, и 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке нанесли поражение объединенному русско-половецкому войску.


Таким образом, аланы Северного Кавказа были первым европейским народом, столкнувшимся с татаро-монголами буквально на пороге Европы и оказав­шим им сопротивление. Аланы потерпели поражение, но еще не были покоре­ны, как и русские.

Монголо-татарское нашествие

На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. «Мнение утвердилось на том, чтобы обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления», — сообщает об этом решении Абдаллах ибн Фаз-лаллах.

Во главе этого вторжения на запад был поставлен Бату (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) — сын Джучи и внук умершего Чингисхана. Знаменитый путешественник XIII в. Марко Поло следующим образом характеризует Бату и его завое­вания: «Первым царем западных татар был Саин; был он сильный и могу­щественный царь. Этот царь Саин покорил Росию, Команию. Аланию, Лак, Менгиар, Зич (то есть зихов — адыгов). Гучию и Хазарию».

В 1237 г., одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. «Менгу-каан и Кадан пошли походом на черкесов и зимою убили государя тамошнего по имени Тукара»,— сообщает об этом Рашид ад-дин. Как считает Л. И. Лавров, этот поход не был заурядным набегом: судя по гибели черкесского государя, адыги потерпели поражение. Война подошла к Алании вплотную.

Осенью 1238 г. началось татаро-монгольское завоевание Алании. Судьба ее фактически была предрешена: страну раздирали внутренние противоречия и феодальные усобицы, о которых так ярко рассказывает доминиканец Юлиан; поэтому Алания, переживав­шая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и ока­зать организованное сопротивление. Тем самым внутреннее состояние Алании накануне монгольского нашествия близко напоминает анало­гичное состояние Кипчакии и Руси, также не сумевших сплотиться.

Произошедшее в январе 1239 г. падение столицы Магаса — наиболее значительного и укрепленного го­рода Алании для алан было тяжелым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.

В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как полити­ческое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и поло­жившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.

В 1253 г. Гильом Рубрук засвидетельст­вовал, что «аланы или асы» исповедуют хрис­тианство и «все еще борются против татар». 15 декабря 1254 г. на обратном пути из Монголии в Европу Рубрук добрался до аланских гор. «Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили, из гор для похищения их стад на равнине…»

Тамерлан

В 1346—1350 гг. на территории Золотой Орды (и на Северном Кав­казе) разразилась эпидемия чумы, унесшая тысячи человеческих жизней и вряд ли миновавшая алано-овсское общество как на равнине, так и в горных ущельях, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало ее упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмира Тамерлана (Тимура).

Тамерлан завоевал Золотую Орду, затем устремился на север и разграбил Волжскую Булгарию, Южную Русь, Крым, а затем обрушился на Северный Кавказ.

Выступив из Азака (Азова) осенью 1395 г., Тамерлан сначала напал на черкесов в низовьях Кубани, а затем двинулся вверх по этой реке во владе­ния Буриберди и Буракана, которые были правителями асов. Э. В. Ртвеладзе: «Тимур пришел сюда с целью джихада („священной“ войны мусуль­ман против „неверных“ христиан.— В. К.), что вполне объяснимо, так как именно здесь находились основные христианские центры алан».

Затем, Тимур вторгся в ущелья Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в первую очередь, в дигорской исторической песне «Задалесская нана» (мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зеленые поля»,— говорится в этой песне. В представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света. Интересное сказание записано М. Газдановым в 1903 г. в Махческе: лучшие силы предков осетин погибли в бою, а остатки были уведены Тимуром в Китай.

Около середины XV в. венецианец Иосафат Барбаро, ряд лет проживший в Тане — Танаисе, отметил, что аланы «христиане и были изгнаны и разо­рены татарами».

Аланское население сохранилось только в горах Северной Осетии — Ахохии. В горных ущельях они, несмотря на резню (в пещерном склепе Дзивгиса обнаружено 235 черепов), устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Ахохия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала истори­ческой колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформи­ровались и этнос, и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское.

О дальнейшей истории алан на странице осетины.

Примечания

  1. ↑ История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917 года. Web-учебник. Исторический факультет РГУ
  2. ↑ БСЭ, ст. «Аланы»
  3. Agustí Alemany, Sources on the Alans: A Critical Compilation. Brill Academic Publishers, 2000. ISBN 90-04-11442-4
  4. В. Миллер, Осетинские этюды
  5. БСЭ, ст. «Осетины»
  6. C. Sc Littleton. From Scythia to Camelot: A Radical Reassessment of the Legends of King Arthur, the Knights of the Round Table, and the Holy Grail (Arthurian Characters and Themes). Garland Publishing, Inc. New York & London / 2000.

Ссылки

  • Аланика. История алан
  • История алан
  • Аланы и Алания
  • Научно-популярный фильм Сокровища сарматов

См. также

История алан.

© 2016–2023 lizinovka36.ru, Россия, Тюмень, ул. П.Каркатеевы 23, +7 (3452) 33-75-16