26-04-2023
Космическая гонка — напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 годы. В число событий гонки входят запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну. Побочный эффект холодной войны.
Термин получил своё название по аналогии с гонкой вооружений. Космическая гонка стала важной частью культурного, технологического и идеологического противостояния между СССР и США в период холодной войны. Это было обусловлено тем, что космические исследования имели не только большое значение для научных и военных разработок, но и заметный пропагандистский эффект.
Истоки гонки лежат в немецких разработках дальнобойных боевых ракет времён Второй мировой войны, однако старт был дан 4 октября 1957 года, когда Советским Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1».
В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты.
Содержание |
Столетиями люди интересовались ракетами и их использованием. В Китае их применяли в военном деле со времён династии Сун, а уже в XIX веке примитивные ракеты довольно широко применялись и на суше и на море. В 1880-х гг русским учёным Константином Циолковским была разработана теория многоступенчатой жидкотопливной ракеты, способной достичь космоса. Формула Циолковского и по сей день используется в разработках ракет. Также Циолковский сделал первое теоретическое описание искусственного спутника.
В 1926 году Роберт Годдард построил первую ракету на жидком топливе.
После Первой мировой войны по условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь дальнобойную артиллерию, поэтому командование рейхсвера проявляло интерес к ракетному оружию. С середины 1920 годов немецкие инженеры экспериментировали с ракетами и к 1942 году, благодаря Вернеру фон Брауну, достигли существенных успехов.
Немецкая баллистическая боевая ракета А-4, запущенная в 1942 году, стала первым аппаратом, достигшим космической высоты в наивысшей точке суборбитальной траектории полёта. В 1943 году Германия начала серийный выпуск этих ракет под названием «Фау-2». Ракета несла боезаряд массой в 1000 кг, а её дальность достигала 300 км. В основном их использовали для бомбардировок городов антигитлеровской коалиции. Впрочем, их эффективность оказалась весьма низкой по сравнению с гигантскими затратами на их производство. На базе использовавшейся ракеты А-4 были разработаны и частично испытаны также военные проекты баллистико-планирующих ракет А-4b и баллистических двухступенчатых ракет А-9/А-10 с головными частями, наводимыми на цель пилотами, которые в случае проведения пилотируемых стартов ввиду достижения на суборбитальной траектории границы космоса должны были формально стать первыми космонавтами.
Ближе к концу Второй мировой войны советские, британские и американские военные соперничали в захвате перспективных немецких военных разработок и квалифицированного персонала. Наибольших успехов достигли американцы — в ходе операции «Скрепка» была вывезена в США большая группа немецких специалистов-ракетчиков, включая Вернера фон Брауна.
По окончании Второй мировой войны СССР и США вступили в эпоху холодной войны. К тому времени США обладали большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещённых на авиабазах по всему миру, в том числе вокруг СССР. В качестве ответной меры, советским руководством было принято решение развивать ракетную технику. Ракетные и спутниковые технологии могли служить как мирным, так и военным целям, и, кроме того, были весомым аргументом для пропаганды и идеологического соперничества, демонстрируя научно-технический потенциал и военную мощь страны. Ещё до начала «лунной гонки» с целью установления господства в космосе в США прорабатывались проекты лунных военных баз Лунэкс (Lunex Project) и Горизонт (Project Horizon) с нацеленными на СССР ракетами, а также проект атомной бомбардировки Луны А119.
4 октября 1957 года Советский Союз запустил «Спутник-1», первый искусственный спутник Земли, и стал первой космической державой, тем самым дав старт космической гонке. Для страны, недавно пережившей разрушительную войну, запуск спутника стал знаком перемен к лучшему и новых перспектив. Для США же, привыкших считать себя самой технологически развитой страной, запуск «Спутника» стал тяжёлым и неожиданным ударом, который сподвиг администрацию Эйзенхауэра на ряд серьёзных действий, направленных на достижение технологического первенства: в 1958 году был принят закон об образовании для нужд национальной обороны (National Defense Education Act), призванный поощрить получение образования в стратегически важных областях науки, и организовано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Впоследствии, события того времени получили название «спутникового кризиса».
Только через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, после нескольких неудачных попыток, Соединённым Штатам удалось запустить свой искусственный спутник — «Эксплорер-1».
Первые спутники использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоёв атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли (пояса Ван-Аллена).
Первым полноценным специализированным спутником связи на геосинхронной орбите являлся «Syncom-2» запущенный Соединёнными Штатами 26 июля 1963 года.
19 августа 1964 года США вывели первый спутник связи на геостационарную орбиту — «Syncom-3»
Первым коммерческим спутником связи стал американский «Early Bird (INTELSAT I)», запущенный 20 августа 1964 года.
Результатом этих программ стала доступность спутниковых средств связи и информации даже для рядовых граждан.
19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю.
В США в 1961 году был запущен космический аппарат с шимпанзе Хэмом на борту.
В 1968 году на борту советского аппарата «Зонд-5», облетевшего вокруг Луны, находились две среднеазиатские черепахи.
Существовавшие в СССР и США во второй половине 1950-х гг. предложения организации суборбитальных полётов пилотов на модифицированных высотных геофизических ракетах реализованы не были.
Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник — Всемирный день авиации и космонавтики. Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».
Очень скоро второй (и одной из двух на следующие более чем три десятка лет) «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.
В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космической гонке. Ещё до запуска первого американского орбитального корабля в СССР был сделан второй полёт («Восток-2»). Через год (11 августа 1962 года) состоялся первый групповой космический полёт («Восток-3» и «Восток-4»), а ещё спустя год (16 июня 1963 года на корабле «Восток-6») в космос полетела первая (и на последующие два десятка лет единственная) женщина-космонавт — В. В. Терешкова.
12 октября 1964 года был запущен первый многоместный корабль «Восход-1» с экипажем из трёх человек. В этом полёте космонавты были вынуждены обойтись без скафандров из-за экономии места, поскольку в скафандрах трое космонавтов в СА не помещались.
18 марта 1965 года А. А. Леонов, член экипажа корабля «Восход-2», впервые в мире совершил выход в открытый космос. При возвращении Леонова из открытого космоса сложилась нештатная ситуация: разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Кроме того, перед посадкой не сработала система автоматического схода с орбиты. Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе. Спасатели добрались до спускаемого аппарата только через сутки.
Генеральный конструктор С. П. Королёв планировал продолжить полёты серий кораблей «Восток» и «Восход», затем перейти к более совершенным околоземным космическим кораблям «Север» и «Союз» и в перспективе создать тяжёлую орбитальную станцию (ТОС) и тяжёлый межпланетный корабль (ТМК) для пилотируемых полётов к Венере и Марсу. Однако с опозданием на три года после объявления о разработке американцами программы «Аполлон» Н. С. Хрущёв и советское руководство всё же решили, что СССР должен включиться в пилотируемую «лунную гонку» с США.
Борьба между СССР и США за обладание приоритетом по пилотируемой космонавтике вызвала предположения и утверждения сторонников конспирологических теорий о том, что нервная обстановка при отработке в одно и то же время американской и советской программ могла сопровождаться неудачными или частично неудачными запусками в СССР, которые были засекречены. Уже с начала 1960-х гг. в первую очередь на «проигравшем» Западе (хотя были слухи и в самом СССР) стали подозреваться суборбитальные и орбитальные догагаринские старты и полёты т. н. «пропавших космонавтов»[1][2].
20 января 1961 года в своей инаугурационной речи президент США Джон Ф. Кеннеди послал Советскому Союзу сигнал: «Будем вместе исследовать звезды…». За этой короткой строчкой стоял документ, в котором говорилось: «В качестве первого шага США и СССР могли бы выбрать высадку с научными целями небольшой группы (около трех человек) на Луну, а затем возвратить их на Землю…»[3].
Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1» (2 января 1959), а первым аппаратом, достигшим Луны — станция «Луна-2» (13 сентября 1959 года).
В США была запущена программа исследования межпланетного пространства «Пионер». Впрочем, в аспекте достижения Луны «Пионер» постоянно преследовали неудачи, и вскоре были созданы другие более сложные программы, специально ориентированные на лунные исследования — «Рейнджер», «Лунар орбитер» и «Сервейер».
После многочисленных успехов СССР в освоении космоса, США сосредоточились на попытках вернуть статус самой технологически развитой державы и обратили свой взор на Луну. Средством обретения американского космического лидерства стала объявленная уже в 1961 году интегральная (облётная и посадочная) лунная пилотируемая программа «Сатурн»-«Аполлон», нацеленная на достижение Луны человеком до конца десятилетия 1960-х гг.
Хрущёв получил от президента Кеннеди предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуска более совершенных метеорологических спутников), но, подозревая попытку выведать секреты советских ракетных и космических технологий, отказался. Для поддержания первенства в освоении космоса советское правительство вначале выдало конструкторскому бюро Королёва разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов. Только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США, в СССР была утверждена лунная пилотируемая программа (в 1964 году) и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон»-«Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н1-Л3) к 1968 году.
Для обеспечения приоритета по первому в мире лунно-облётному пилотируемому полёту в СССР старт двухместного корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы «Протон»-«Зонд» планировался на 8 декабря 1968 года. Ввиду того, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд (7К-Л1)» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, такой рискованный полёт был отменён — несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Даже если бы разрешение было бы получено, СССР не выиграл бы первый (облётный) этап «лунной гонки» — 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (его спускаемый аппарат был сохранён системой аварийного спасения).
В нервных условиях «лунной гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полётов вокруг Луны и замалчивания о неудачах в программе Л1, в США было решено произвести рискованную перестановку в своей лунной программе. Полёт вокруг Луны был переставлен вперёд планировавшейся ранее отработки на околоземной орбите всего комплекса «Аполлон». Поскольку лунный модуль не был ещё готов к полётам, облёт было решено выполнить без него, после всего одного пилотируемого полёта орбитального корабля («Аполлон-7») и в первом же пилотируемом полёте ракеты «Сатурн-5». В декабре 1968 года Америка вырвалась вперёд в космической гонке и выиграла первый (облётный) этап «лунной гонки», когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны.
Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю «лунную гонку». 16 июля 1969 года с мыса Канаверал стартовал американский корабль «Аполлон-11» с экипажем из трёх человек — Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший. 20 июля была совершена посадка на Луну, а 21 июля Нил Армстронг совершил выход на поверхность Луны. По всему миру, за исключением СССР и КНР, велась прямая трансляция, и за этим событием наблюдало порядка 500 млн человек. В последующем США провели ещё 5 успешных экспедиций на Луну, в том числе использовали в некоторых последних из них управляемый астронавтами лунный самоходный аппарат и привозили в каждом рейсе по несколько десятков килограммов лунного грунта.
Хотя руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну (это предусматривалось первым постановлением 1964 года в общем, а постановлением от начала 1967 года первая экспедиция была предписана на третий квартал 1968 года), реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Первые два в 1969 году (до первой американской экспедиции), как и два последующих, испытательные запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя Н1 закончились неудачей. Лунно-орбитальный корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочный корабль-модуль Т2К-ЛК — три тестовых околоземных беспилотных полёта уже после первой высадки США. По программе Н1-Л3, продолжавшейся некоторое время и после триумфа США, первая советская экспедиция могла состояться только в 1975 году, а за ней — до 5-ти последующих.
Советские лунно-облётные и лунно-посадочные программы во многом уступали американским аналогам. Лунно-облётный корабль «Зонд» не выходил на околунную орбиту и вмещал только двоих космонавтов. В лунно-посадочном комплексе Л3 экипаж состоял также только из двоих космонавтов, причём на Луну должен был высаживаться только один космонавт, при каждом рейсе могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта, а при лунно-посадочном корабле-модуле не было лунного самоходного аппарата. Советские корабли не имели бортовых ЭВМ, однако, в то же время имели полную автоматизацию всех этапов полёта, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, для повышения надёжности советских высадочных экспедиций предусматривалось, что для каждой экспедиции сначала на Луну в автоматическом режиме доставляется беспилотный лунно-посадочный корабль-модуль, который становится резервным для следующего пилотируемого. Также, предполагалось, что в последующих полётах космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым дооборудованным для ручного управления луноходом.
Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб В. М. Комаров, наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин).
Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию пилотируемой лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1-Л3, был составлен новый проект Н1Ф-Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980-х гг. советской лунной базы «Звезда», для которой уже был разработан достаточно детальный проект, включая макеты экспедиционных транспортных средств[4] и обитаемых модулей[5]. Однако, назначенный в мае 1974 года вместо В. П. Мишина генеральным конструктором советской космической программы академик В. П. Глушко не стал отстаивать доведение носителя пилотируемой лунной программы и развитие её самой и своим приказом, с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году фактически и в 1976 году формально. Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован.
Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году.
Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Н. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за В. Н. Челомеем, который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники (в том числе пилотируемой), с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 (на том же «своём» носителе «Протон») и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако, Челомей попал в опалу после отстранения Хрущева от власти, что и дало, наконец, возможность развернуть программы «Протон»-«Зонд» и Н1-Л3 от КБ Королёва.
Несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой компенсации, в СССР параллельно им были развёрнуты также программы автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки «Аполлона-11» двумя советскими автоматическими межпланетными станциями («Луна-15» и предыдущая) были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС «Луна-16» в 1970 году, после чего доставка по несколько сот граммов лунного грунта была повторена ещё два раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973 гг) на Луну доставлялись и успешно работали в течение нескольких недель первые в мире телеуправляемые с Земли советские лунные самоходные аппараты «Луноходы».
Выиграв «лунную гонку» и совершив до 1972 года 6 успешных высадок, США не стали ни продолжать очень дорогостоящую пилотируемую программу «Аполлон», ни предпринимать полёты к Луне автоматических аппаратов в течение более двух десятилетий. СССР продолжал исследование Луны с помощью АМС и луноходов до 1976 года, после чего также прекратил их на три десятилетия.
По окончании «лунной гонки» как в США, так и в СССР (проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны технические предложения по организации пилотируемых полётов на Марс, однако в связи с чрезмерными для одной страны затратами в стадию реального воплощения они не перешли.
В отличие от других видов исторического международного соперничества космическая гонка не была мотивирована территориальной экспансией. США не выдвигали каких-либо территориальных прав на Луну. Были заключены международные соглашения о всемирном достоянии природных объектов космического пространства.
Возникшая ещё в 1970-е гг и особенно широко разошедшаяся по миру на рубеже XX и XXI веков конспирологическая теория о «лунном заговоре США» предполагает, что полёты «Аполлонов» с американскими астронавтами на Луну — всего лишь инсценировка. Некоторые варианты этих теорий предполагают, что официальные власти СССР знали об американском обмане, но по договорённости с США скрывали его (и даже остановили собственные лунные пилотируемые программы)[6] ради достижения экономических и политических выгод.
В некоторых теориях «лунного заговора» предполагается, что власти США скрывают информацию об инопланетном присутствии на Луне (или, наоборот, способствуют распространению дезинформации об этом присутствии).
Существуют также теории о «советском лунном заговоре», согласно которым в СССР были предприняты секретные (и закончившиеся неудачей) попытки облёта Луны и инсценировки высадки на Луну.
Первым аппаратом в декабре 1962 года пролетевшим около Венеры (в неработоспособном состоянии) стала советская «Венера-1». Первой работающей станцией, пролетевшей мимо Венеры и изучавшей её, стал в том же году американский «Маринер-2». Первым аппаратом, совершившим посадку на Венере, стала советская станция «Венера-7» (15 декабря 1970 года). Были получены данные о температуре и давлении. Снимки поверхности смогли доставить только советские станции «Венера-9,10» в 1975 г. (чёрно-белые) и «Венера-13, 14» в 1981 г. (цветные).
Первые советские попытки достичь Марса (АМС «Марс-1» в 1962 г. и «Зонд-2» в 1964 г.) оказались неудачными, и в 1965 году американский «Маринер-4» впервые прошёл около Марса и передал фотографии планеты. В 1971 году американская АМС Маринер-9 и советские АМС «Марс-2» и «Марс-3» стали первыми искусственными спутниками Марса, а посадочный модуль «Марса-3» осуществил первую в мире мягкую посадку на Марс, но из-за выхода из строя по неустановленной причине не смог ни передать фотографии, ни опробовать первый макетно-динамический шагающий марсоход ПРОП-М. В 1976 году американские аппараты «Викинг» смогли передать фотографии поверхности, а также провести серьёзные научные исследования, включая тесты на наличие жизни.
Американский «Маринер-10» пролетел около Венеры на своём пути к Меркурию, которого достиг в 1974 году. Это был первый и единственный полёт к Меркурию за последующие более чем три десятилетия.
15 декабря 1965 года американские корабли «Джемини-6» и «Джемини-7» впервые провели совместное маневрирование в космосе, а 16 марта 1966 года «Джемини-8» произвёл первую орбитальную стыковку. Первая автоматическая стыковка беспилотных кораблей была осуществлена 30 октября 1967 года советскими беспилотными аппаратами «Космос-186» и «Космос-188»
Первая пилотируемая орбитальная станция, «Салют-1», была введена в строй Советским Союзом 19 апреля 1971 года.
Ещё до запуска «Спутника-1» и СССР и США начали разработку разведывательных спутников. У СССР была серия спутников для фотосъёмки поверхности «Зенит», разработанная на базе кораблей «Восток», у США — «Дискаверер».
Часто программы велись параллельно, многие были остановлены на стадии проектирования, по некоторым были построены только макеты.
Программа | СССР | США |
---|---|---|
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета | «Буря» и «Буран» («Буря» успешно испытана, но на вооружение не принята, «Буран» остановлен на стадии полноразмерного макета) | SM-64 «Навахо» (программа прекращена после неудачных испытаний) |
Орбитальный самолет | полностью крылатая 2-ступенчатая система МиГ-105 «Спираль» (полностью система не создана; проведены тестовые орбитальные полёты уменьшенных аналогов 2-ой ступени-самолёта, запускаемых на обычных ракетах-носителях) | X-20 «Dyna-Soar», запускаемый на обычных ракетах-носителях (построен макет) |
Военная орбитальная станция | станция Алмаз (3 экземпляра были выведены на орбиту, на двух работали космонавты) | Manned Orbiting Laboratory (1 запуск (беспилотный)) |
Транспортный корабль для военной станции | Транспортный корабль снабжения (проведены несколько запусков в беспилотном режиме со стыковками с «Салютами 6 и 7») и работой космонавтов на борту (в составе станции) | «Джемини Ферри» (в планах) |
Если дата запуска «Спутника-1» единогласно признана началом гонки, то по поводу даты окончания существуют различные мнения. Одни считают, что за конец гонки следует признать полёт «Аполлона-11» и высадку на Луну, другие — что концом гонки стала совместная советско-американская программа «Союз-Аполлон» в 1975 году. «Союз-19» и «Аполлон» провели орбитальную стыковку, что дало возможность космонавтам соперничавших стран посетить корабли друг друга и поучаствовать в совместных экспериментах.
Но спустя 6 лет Америка всё же позволила себе своеобразное напоминание о гонке. Первый запуск Шаттла Колумбия STS-1 состоялся ровно в 20-й день космонавтики, 12 апреля 1981 года, что трудно назвать случайностью.
Дата | Событие | Страна | Проект |
---|---|---|---|
21 августа 1957 | Первая межконтинентальная баллистическая ракета | СССР | Р-7 |
4 октября 1957 | Первый искусственный спутник Земли Первый сигнал из космоса |
СССР | «Спутник-1» |
3 ноября 1957 | Первое животное на орбите, собака Лайка | СССР | «Спутник-2» |
31 января 1958 | Обнаружение радиационных поясов Земли | США | «Эксплорер-1» |
17 марта 1958 | Первый спутник с питанием от солнечных батарей | США | «Авангард-1» |
18 декабря 1958 | Первый спутник связи | США | Project SCORE |
2 января 1959 | Впервые космический аппарат достиг второй космической скорости Первый случай обнаружения «солнечного ветра» Первый пролёт около Луны |
СССР | «Луна-1» |
4 января 1959 | Первый объект на гелиоцентрической орбите | СССР | «Луна-1» |
17 февраля 1959 | Первый метеоспутник | США | «Авангард-2» |
28 февраля 1959 | Первый спутник на полярной орбите | США | «Дискаверер-1» |
7 августа 1959 | Первая фотография Земли с орбиты | США | «Эксплорер-6» |
13 сентября 1959 | Первый аппарат, достигший другого небесного тела (Луна) | СССР | «Луна-2» |
4 октября 1959 | Первая фотография обратной стороны Луны Первое использование гравитационного манёвра |
СССР | «Луна-3» |
1 апреля 1960 | Первый метеоспутник с телекамерой. | США | TIROS-1 |
5 июля 1960 | Первый разведывательный спутник. | США | GRAB-1 |
11 августа 1960 | Первый аппарат, вернувшийся с орбиты с полезным грузом. | США | «Дискаверер-13» |
12 августа 1960 | Первый пассивный спутник связи. | США | «Echo-1A» |
18 августа 1960 | Первый разведывательный спутник с фотокамерой. | США | KH-1 9009 |
1961 | Впервые вывод на траекторию межпланетного полета осуществлен с орбиты ИСЗ Первые коррекции курса в полёте Первая стабилизация вращением Первый неуправляемый пролёт близ Венеры на расстоянии 100000 км. |
СССР | «Венера-1» |
23 марта 1961 | Первый погибший космонавт СССР. В ходе тренировок сгорел в барокамере с чистым кислородом Валентин Бондаренко. Факт был долгие годы засекречен, а ошибочные отрывочные слухи породили множество вымыслов о катастрофах до полёта Гагарина. | СССР | Барокамера |
12 апреля 1961 | Первый пилотируемый космический полёт (Юрий Гагарин).
Первый пилотируемый орбитальный полёт |
СССР | «Восток-1» |
5 мая 1961 | Первый суборбитальный пилотируемый космический полёт (второй пилотируемый космический полёт) Алан Шепард. |
США | «Меркурий-3» |
6 августа 1961 | Первый полёт продолжительностью более суток (Герман Титов). | СССР | «Восток-2» |
20 февраля 1962 | Первый американский орбитальный пилотируемый космический полёт - Джон Гленн. Только этот полёт ФАИ признаёт первым американским космическим полётом (в отличие от суборбитальных в 1961 году). | США | «Меркурий-6» |
7 марта 1962 | Первая орбитальная солнечная обсерватория | США | OSO-1 |
12-15 августа 1962 | Первый групповой полёт двух пилотируемых космических кораблей (без стыковки). |
СССР | «Восток-3» и «Восток-4» |
14 декабря 1962 | Первый контролируемый пролёт около Венеры на расстоянии 33800 км. | США | «Маринер-2» |
16 июня 1963 | Первая женщина в космосе (Валентина Терешкова). | СССР | «Восток-6» |
19 июня 1963 | Первый неуправляемый пролёт около Марса на расстоянии 197000 км. | СССР | «Марс-1» |
19 июля 1963 | Первый космический (суборбитальный) полёт самолёта-ракетоплана. Пилот - Джозеф Уокер. | США | X-15 Flight 90 |
26 июля 1963 | Первый спутник на геосинхронной орбите | США | «Syncom-2» |
5 декабря 1963 | Первая спутниковая система навигации | США | «Transit» |
19 августа 1964 | Первый спутник на геостационарной орбите | США | «Syncom-3» |
12 октября 1964 | Первый многоместный космический корабль. Первый в мире не одиночный полёт, экипаж сразу из трёх космонавтов — Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров. | СССР | «Восход-1» |
18 марта 1965 | Первый выход космонавта в открытый космос - Алексей Леонов | СССР | «Восход-2» |
19 марта 1965 | Первая посадка корабля в ручном режиме после отказа автоматики (командир Павел Беляев) | СССР | «Восход-2» |
23 марта 1965 | Первый пилотируемый полёт американского двухместного космического корабля — Вирджил Гриссом, Джон Янг. | США | «Джемини-3» |
3 июня 1965 | Первый американец в открытом космосе - Эдвард Уайт | США | «Джемини-4» |
14 июля 1965 | Первый контролируемый пролёт около Марса | США | «Маринер-4» |
2 ноября 1965 | Первый тяжелый спутник (автоматическая станция) и первый старт тяжёлой ракеты-носителя | СССР | «Протон (КА)» и «Протон (РН)» |
15 декабря 1965 | Первое совместное маневрирование в космосе при групповом полёте пилотируемых кораблей (без стыковки) | США | «Джемини-6» / «Джемини-7» |
3 февраля 1966 | Первая мягкая посадка на Луну Первые фотографии с поверхности Луны |
СССР | «Луна-9» |
1 марта 1966 | Первый аппарат, достигший Венеры | СССР | «Венера-3» |
16 марта 1966 | Первая орбитальная стыковка (пилотируемый корабль и беспилотный аппарат) | США | «Джемини-8» / «Agena» |
3 апреля 1966 | Первый искусственный спутник на орбите другой планеты (Луна) | СССР | «Луна-10» |
2 июня 1966 | Вторая мягкая посадка на Луну (первая на ракетной тяге) фотографии с Луны |
США | Сервейер-1 |
27 января 1967 | Первая гибель астронавтов на борту космического корабля (но не в полёте) — Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт, Роджер Чаффи. При тренировках за месяц до старта в корабле произошёл пожар. | США | Аполлон-1 |
23 апреля 1967 | Первая катастрофа в космическом полёте, повлекшая гибель космонавта (Владимира Комарова). | СССР | «Союз-1» |
30 октября 1967 | Первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов | СССР | «Космос-186» / «Космос-188» |
9 ноября 1967 | Первый старт сверхтяжёлой ракеты-носителя | США | «Сатурн-5» |
15-21 сентября 1968 | Первый облёт Луны и возвращение аппарата на Землю. Первый облёт Луны живыми существами (две черепахи). |
СССР | «Зонд-5» |
11 октября 1968 | Первый пилотируемый полёт "Аполлона", пока только на земную орбиту и без лунного модуля - Уолтер Ширра, Донн Айзли, Уолтер Каннингем. | США | «Аполлон-7» |
21-27 декабря 1968 | Первый старт сверхтяжёлой ракеты-носителя с пилотируемым кораблем Первый пилотируемый полёт на орбиту другой планеты (Луна) Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл, Уильям Андерс. |
США | «Аполлон-8» и «Сатурн-5» |
16 января 1969 | Первая пилотируемая стыковка с переходом двух космонавтов с одного корабля на другой через открытый космос - Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. Также это первый в истории парный выход в космос. | СССР | «Союз-4» / «Союз-5» |
18-26 мая 1969 | Первые пилотируемые расстыковка, маневрирование и стыковка на орбите другой планеты (Луна) Томас Стаффорд, Юджин Сернан, Джон Янг. | США | «Аполлон-10» |
21 июля 1969 | Первый полёт к Луне с высадкой на её поверхность Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз (высаживались первые двое, Коллинз оставался в корабле на орбите). | США | «Аполлон-11» |
13-16 октября 1969 | Первый групповой полёт трёх пилотируемых космических кораблей (без стыковки) | СССР | «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» |
19 ноября 1969 | Первое рандеву на поверхности другой планеты (космонавтов с пилотируемого корабля и ранее севшей АМС) | США | «Аполлон-12» / «Сервейер-3» |
11 апреля 1970 | Первая сорвавшаяся лунная миссия США. Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз стартовали 11 апреля в 13 часов 13 минут, а 13 апреля на подлёте к Луне в корабле взорвался кислородный баллон. Высадка космонавтов не состоялась, они чудом вернулись живыми. Ловелл - первый из трёх землян, дважды летавший к Луне. Кроме того, из-за аварии корабль не вышел на орбиту Луны и обогнул её по параболической траектории, результатом этого стало максимальное в истории удаление людей от Земли - чуть более 400 тысяч километров. | США | Аполлон-13 |
24 сентября 1970 | Первый автоматический забор грунта Луны и доставка его на Землю | СССР | «Луна-16» |
23 ноября 1970 | Первый дистанционно управляемый самоходный аппарат на другой планете (Луна) | СССР | «Луноход-1» |
12 декабря 1970 | Первый орбитальный рентгеновский телескоп | США | Uhuru |
15 декабря 1970 | Первая мягкая посадка на Венере | СССР | «Венера-7» |
23 апреля 1971 | Первая орбитальная станция | СССР | «Салют-1» |
6 июня 1971 | Первая долговременная экспедиция на орбитальную станцию. И первая гибель всего экипажа при посадке 30 июня - Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев | СССР | «Союз-11» - «Салют-1» |
14 ноября 1971 | Первый искусственный спутник Марса | США | «Маринер-9» |
27 ноября 1971 | Первый аппарат на поверхности Марса | СССР | «Марс-2» |
2 декабря 1971 | Первая мягкая посадка АМС на Марс | СССР | «Марс-3» |
3 марта 1972 | Первый аппарат, преодолевший притяжение Солнца | США | «Пионер-10» |
21 апреля 1972 | Первый человек, который при втором полёте к луне успешно на неё высадился - командир корабля Джон Янг | США | Аполлон-16 |
15 июля 1972 | Первый аппарат, достигший пояса астероидов | США | «Пионер-10» |
3 декабря 1973 | Первый пролёт около Юпитера | США | «Пионер-10» |
1 января 1974 | Первый раз люди встречают Новый год в космосе - Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг. Первый полёт продолжительностью почти 3 месяца (84 дня). Рекорд был побит на Салюте-6 уже после окончания гонки, в 1977 году. | США | «Скайлэб» |
29 марта 1974 | Первый пролёт около Меркурия | США | «Маринер-10» |
15 июля 1975 | Первый совместный международный пилотируемый полёт и стыковка космических аппаратов двух государств. Экапажи - Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон (Аполлон), Алексей Леонов и Валерий Кубасов (Союз). | СССР США |
«Союз — Аполлон» |
В истории космической гонки нашлось место трагическим событиям.
23 марта 1961 при тренировках в барокамере в атмосфере чистого кисторода сгорел космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Через 6 лет эта трагедия в точности повторилась в Америке.
27 января 1967 года во время наземных испытаний американского корабля «Аполлон-1» возник пожар, во время которого погибли все три члена экипажа — Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. В кабине корабля был чистый кислород.
24 апреля 1967 года совершив полёт на новом корабле «Союз-1», Владимир Комаров погиб при посадке из-за неисправности парашютной системы спускаемого аппарата (следует заметить, что на этом корабле планировалась посадка также ещё двух космонавтов, которые должны были перейти на него после стыковки из корабля «Союз-2», старт которого был отменён в последний момент из-за проблем с «Союзом-1»). 30 июня 1971 года при приземлении «Союза-11» произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Погибли все три члена экипажа — Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев.
15 ноября 1967 год пилот самолёта-ракетоплана X-15 Майкл Адамс достиг высоты более 81 км, но при спуске самолёт разрушился и пилот погиб. Вскоре программа была закрыта.
Ещё несколько американских астронавтов - Роберт Лоуренс, Клифтон Уильямс, Чарльз Бассетт, Эллиот Си и Теодор Фримен разбились на тренировочных самолётах в 60-е годы, и хотя в космос они не летали, их имена увековечены на "Космическом зеркале" (мемориал погибшим астронавтам на мысе Канаверал). Там же находится и имя Майкла Адамса, посмертно удостоенного звания астронавта. Как ни странно, нет там имени Джозефа Уокера - единственного, кто поднимал Х-15 выше 100-км отметки, то есть реально совершил суборбитальные полёты (дважды). Он погиб за год до Адамса, но на другом самолёте.
С 1971 года и до окончания космической гонки ни в советской, ни в американской космической программе катастроф с человеческими жертвами больше не происходило, а две катастрофы с гибелью нескольких космонавтов произошли в США с многоразовыми кораблями «Спейс Шаттл» уже после окончания «космической гонки» («Челленджер» в 1986 и «Колумбия» в 2003 гг.).
В период космической гонки стремительно развивались авиакосмическая техника и электроника, однако влияние космических технологий сказалось и на многих других областях науки и экономики.
Озабоченное резким прорывом Советского Союза американское правительство предприняло ряд серьёзных шагов для ликвидации отставания. В частности, в 1958 году был принят Закон об образовании для нужд национальной обороны, согласно которому было резко увеличено финансирование образования в стратегически важных областях науки, таких как математика и физика. На сегодняшний день более 1200 школ имеют собственный планетарий.
Многие разработки того времени нашли применение и в быту. Еда быстрого приготовления, технологии упаковки и пастеризации пищевых продуктов, непромокаемая одежда, незапотевающие лыжные очки и многие другие вещи имеют своим истоком технологии, разработанные для применения в космосе.
На земной орбите находятся тысячи спутников, обеспечивающих связь, наблюдающих за погодой, ведущих геологические изыскания, а достижения микроэлектроники, сделавшие это возможным, используются теперь и на Земле — в самых разных областях, вплоть до индустрии развлечений.
В некоторой мере малой космической гонкой можно считать превращение в «космические державы» нескольких других стран, достигших возможности вывода спутников национальными ракетами-носителями начиная с 1960-х гг.
Некоторым очевидным инерционным продолжением большой американо-советской космической гонки можно считать создание пилотируемых многоразовых транспортных космических систем: первой — в США «Спейс Шаттл» (которая была введена в регулярную эксплуатацию с 1981 года), второй — в СССР «Энергия»-«Буран» (по которой только произведены беспилотные испытания: ракеты-носителя в 1987 г. и всей системы в 1988 г., после чего программа была заморожена).
Предпосылки для возобновления большой космической гонки появились ближе к концу XX века, когда Европейское космическое агентство, введя в штатную эксплуатацию семейство ракет-носителей «Ариан», вырвалось вперёд в области коммерческих запусков, а также пыталось составить серьёзную конкуренцию паре Россия-США в области исследования космоса и стать коллективной третьей «космической сверхдержавой». У Европы имелась (но была отменена) реальная объединённая пилотируемая космическая программа по созданию запускаемых на ракете-носителе «Ариан-5» крылатого многоразового космического корабля «Гермес» и орбитальной станции «Колумбус», были технические предложения отдельных стран по созданию крылатых многоразовых транспортных космических систем следующего поколения (немецкий Зенгер-2, британский HOTOL и др.), а в настоящее время используются собственные модуль международной станции МКС и автоматический грузовой космический корабль и разрабатывается к 2018 г. собственный европейский многоцелевой пилотируемый космический корабль CSTS. Кроме того, ЕКА использовало для своих астронавтов в полётах американских «Шаттлов» свой неотделяемый модуль-станцию «Спейслэб», посылало АМС к комете (первой, наряду с СССР и Японией), Марсу (с мягкой посадкой, первой после СССР и США), Венере и выступило с амбициозным планом «Аврора», предусматривающим в конечном итоге экспедиции на Луну и высадку на Марс после 2030 года.
В настоящее время, ввиду наличия собственных нередко аналогичных и конкурирующих национальных программ, в некоторой степени можно считать, что в космической гонке, помимо Европы, участвуют также другие старые и новые «игроки». В то же время реализовывается множество международных космических проектов, главным из которых является большая орбитальная станция МКС.
Наследница СССР, Россия, помимо создания ряда новых ракет-носителей (в том числе частично-многоразовых частично-крылатых), в настоящее время ведёт разработку к 2018 г. многоцелевого пилотируемого космического корабля «Русь» (ППТС) и объявила о прочих планах и программах, в том числе о пилотируемых полётах вокруг Луны до 2020 г.(для космических туристов) и на Луну после 2025 г., сделав заявку на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (с Китаем, Европой, Японией, Индией), а при благоприятном стечении обстоятельств — и за выигрыш в «лунной гонке за возвращение на Луну» (с США).
В США в рамках амбициозной «программы Созвездие» проектировался многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», призванный как заменить систему «Спейс Шаттл» на околоземных полётов с 2018 г., так и (в системе с разрабатываемой новой сверхтяжёлой ракетой-носителем «Арес V») обеспечить пилотируемые полёты на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс. В феврале 2010 года программа «Созвездие» была свернута.
Из других стран, имеющих собственные развитые космические программы, следует упомянуть Японию, Китай и Индию.
Космическая программа Китая была начата запуском первого собственного спутника в 1970 году, а уже в 1970-е он третьим в мире достиг технологии возвращения спутников и имел нереализовавшиеся планы стать третьей в мире «космической сверхдержавой». Реально ею Китай стал в 2003 году, начав независимые пилотируемые орбитальные полёты с корабля «Шэньчжоу-5». Китай имеет разнообразные ракеты-носители, обширный набор прикладных спутников, запустил АМС к Луне, готовится запустить к Марсу, а также объявил об обширной космической программе, включающей в ближайшем будущем — полёты лунных АМС, создание тяжёлых носителей, собственных пилотируемых орбитальных станций (малой к 2012 г. и большой к 2020 г.) и в отдалённом будущем — крылатые многоразовые транспортные космические системы следующего поколения, пилотируемые полёты к Луне (после 2030 г.) со строительством лунной базы (к 2050 г.), что в случае нереализации заявленных Россией аналогичных планов может сделать Китай победителем в «лунной гонке за второе место» (второй страной, обеспечившей высадку на Луну). Кроме того, в 2007 году Китаем было проведено испытание противоспутниковой ракеты[7], что вызвало серьёзную обеспокоенность США[8].
Япония с 1970 г. запускает научные и прикладные спутники, разработала лёгкие и средние ракеты-носители, собственный модуль МКС и автоматический грузовой космический корабль для неё. Первым после после СССР и США, Японское агентство аэрокосмических исследований запустило АМС к Марсу, а с 2007 года (космического зонда «Кагуя») начало орбитальные исследования Луны с использованием АМС. Имевшиеся японские проекты по созданию крылатых многоразовых пилотируемых космических кораблей (начавший реализовываться проект корабля «Hope», запускаемого на обычной ракете-носителе, и перспективных полностью крылатых систем следующего поколения) отменены, но в японских космических планах и программах остаются пилотируемые полёты с 2025 г. и лунная база после 2030 г.
Индийская организация космических исследований, основанная в 1972 году и обеспечившая вступление Индии в «космический клуб» в 1980 г., имеет на вооружении лёгкие и средние ракеты-носители и разнообразные спутники. Индия в 2008 году послала к Луне первую АМС «Чандраяан» с целью трёхмерного топографирования и составления карты химических элементов поверхности. Также у Индии есть планы по созданию собственного космического корабля к 2015 г. (что делает её наиболее реальным претендентом на статус четвёртой в мире «космической сверхдержавы»), тяжёлых обычных носителей и многоразовых крылатых носителей, по отправке лунохода, АМС к Марсу и даже по совместным или независимым пилотируемым полётам к Луне в отдалённом будущем (после 2025—2030 г.).
Планы по созданию собственного космического корабля для независимых пилотируемых орбитальных полётов заявили также Иран (к 2021 г. — что делает его претендентом на статус пятой «космической сверхдержавы» в случае затягивания реализации европейских и неускорения японских планов по пилотируемым космическим кораблям), а также КНДР, Турция, Малайзия.
Бразилия, Южная Корея и ряд других стран также продолжают малую космическую гонку за становление новыми «космическими державами», имеющими возможность независимого вывода спутников собственными ракетами-носителями.
Первой гонкой в области коммерциализации космических услуг стало соревнование за предоставление разным странам и частным компаниям возможностей вывода прикладных спутников ракето-носителями разных стран и объединений, где первоначально лидерство захватило ЕКА с носителями «Ариан», а затем сильную конкуренцию ей составили предложения России, США, Китая, Индии, а также международных консорциумов («Морской старт», «Воздушный старт», «Наземный старт» и т. д.). Кроме того, существует ещё несколько частных проектов по разработке более дешёвых способов вывода на орбиту.
Развитие авиакосмических технологий сделало возможным и такой вид конкурирующей коммерции, как космический туризм, когда в полётах в космос могут за определённую сумму участвовать частные лица. Фонд X Prize предложил приз в 10 млн долларов в гонке за разработку суборбитального пилотируемого летательного аппарата. Приз был получен разработчиками аппарата SpaceShipOne, которые, так же как и несколько других частных фирм, продолжают разработку туристических суборбитальных и орбитальных космических кораблей с планами начала регулярной эксплуатации в ближайшем будущем.
COTS (Commercial Orbital Transportation Services)
CRS (Commercial Resupply Services)
Космическая гонка.