18-08-2023
Медиаведение |
Понятия |
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат |
Исследователи |
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук • Александр Фёдоров |
Направления использования |
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация Мониторинг СМИ • Медиаискусство Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг |
Учреждения |
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права |
Медиамагна́т — персона, контролирующая значительные (влиятельные) медиаресурсы через медиахолдинг. В своё время словосочетание «четвёртая власть» появилось именно для отражения роли в социуме медийных конгломератов. Термин употребляется для обозначения владельцев СМИ. В отечественной практике так принято иногда называть не только собственников, но и управленцев крупных медиахолдингов, если речь идёт о менеджерах с расширенными полномочиями, что не вполне адекватно оригинальной терминологии.
Содержание |
Фигуры газетных медиамагнатов стали заметны в XIX веке. В XX веке термин стали применять в отношении владельцев телекомпаний и крупных издательских домов. Речь прежде всего о бизнес-составляющей[1]:
Сами они обычно называют СМИ проектным бизнесом, причем слово проектный в данном случае на обычном языке может означать «краткосрочный», а на современном бизнес-сленге — «гастрольный». Проще говоря, медиамагнаты — это профессиональные бизнесмены, работающие на рынке средств массовой информации. Но они не ставят своей целью повышение эффективности деятельности СМИ, и норма прибыли в отрасли их тоже не слишком волнует.
Первый в истории газетный трест (группа компаний Скриппса) был основан в США. Вслед за ним основали свои медиакомпании Хёрст, Мак-Кормик, Паттерсон[2].
Слово «магнат» на постсоветском пространстве воспринимается как термин с некоей негативной коннотацией. Поэтому экс-журналисты, ставшие владельцами изданий и телеканалов зачастую открещиваются от такого «титула». Владелец киргизских СМИ Жавлон Мирзаходжаев, например, заявлял[3]:
Я не совсем согласен со словом «магнат». Я не магнат. Просто, я занимаюсь своим делом. |
Журналисты иногда употребляют кальку с английского: медиабарон. Например, Алексей Венедиктов в одном из интервью отмечал[4]:
Я думаю, что все медиаактивы «Газпром» решит продать пакетом, будет назначен властью новый олигарх, новый медиабарон, афиллированный с Кремлем, афиллированный с властью, и ему будет продан весь пакет. |
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые СМИ • Другие темы |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • Телекиллер |
Медиамагнат.