21-10-2023
Население современного Стамбула, несмотря на его долгую и сложную историю и огромные размеры, однородно. Порядка 98% населения современного города идентифицируют себя с турецким этносом, называют турецкий язык родным, и являются мусульманами (разной степени религиозности). При этом происхождение жителей Стамбула сильно варьирует, отражая процесс сложных миграций в Османской империи, чьей столицей и являлся Стамбул. Как показывает подробные анализы, несмотря на абсолютное преобладание турецкого языка, собственно тюркский генетический элемент у жителей Турции (а тем более Стамбула) не очень значителен - не более трети. Объясняется данный феномен интенсивной исламизацией и тюркизацией нетурецких народов, в первую очередь греков, которые составляли основное население города до середины XV века. Таким образом демографическую (а также культурно-лингвистическую) историю Стамбула можно условно разделить на два периода: греческий (раннеантичный, римский и византийский) и турецкий (средневековый и современный). Для обоих периодов характерно интенсивное смешение разнообразного по происхождению населения в пределах города при культурно-политическом диктате одного из народов. Переход Стамбула (Константинополя) из одной демографической сферы в другую был долгим и сложным, завершившись к 1955 году (См. Стамбульский погром 1955).
Содержание |
Древнегреческая колонизация, осуществлявшаяся из Ионии привела к образованию посёлка Византий, население которого состояло из греков, а также эллинизированного местного населения (фраки, скифы) и рабов самого разнообразного происхождения. Во II-III века нашей эры местное население постепенно отходит от язычества к христианству (раньше чем в собственно Греции). Во времена поздней античности, несмотря на сильное римское влияние, эллинистический характер города сохранился. Официальный перенос сюда столицы в 330 году из Рима приводит к строительному буму, резкому росту численности населения, которое за 70 лет увеличивается в пять раз, достигнув 440 тыс. к 400 году. В VI-VIII веках, наблюдается период демографического застоя, так как Великое переселение народов, в частности славян приводит к утрате городом контроля над Балканами, а значит и балканским населением, которое постепенно славянизируется. В XI-XII веке, когда Византия фактически предстваляла собой греко-славянское государство, присутствие славян в городе было существенным (в основном это были болгары и македонцы, позднее сербы, среди знати которых было престижно получить образование в Царьграде), хотя они, по-видимому, не составляли здесь такую значительную долю населения как в Адрианополе (Эдирне) или в Солуни (Салоники). Славяне, скорее всего уступали по численности армянской диаспоре. Византию IX-X веков не зря именуют греко-армянским государством: армяне составляли не менее десятой части жителей города и их отношения с греками были менее конфликтными, чем у славян, хотя ни те, ни другие, несмотря на христианизацию и владение греческим языком, не ассимилировались до конца.
В поздневизантийский период XIV-XV веков (династия Палеологи) греко-православное население Константинополя, разграбленного в 1204 году крестоносцами и венецианцами, уже не в состоянии больше восполнить свои демографические потери. Феодальная раздробленность Балкан и постоянные междоусобицы приводят к росту этнолингвистической балканизации (сепаратизма) регионов бывшей империи и ослаблению процесса эллинизации, ранее сближавшего её народы. Греческое население города стремительно сокращается от голода и болезней. К 1453 году сам Константинополь представляет собой не миллионный мегаполис поздней античности, а скорее горстку посёлков и деревушек, перемежающихся с виноградниками и пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. Население «империи» сокращается до 80 тыс. человек. После 1365 года, когда пал Адрианополь (Эдирне) вплоть до 1453 (Падение Константинополя) граница турецких владений начиналась непосредственно за городскими стенами, то есть поздняя Византийская империя превратилась фактически в город-государство. При этом и после официального изгнания крестоносцев в 1261 году, когда пала Латинская империя, в квартале Пера (ныне Бейоглу, Стамбул) продолжали проживать генуэзские купцы и левантийцы, фактически контролировавшие внешнеэкономическую жизнь города и его морскую торговлю). Кроме того, в городе издавна (ещё со времён арабских нашествий VII-IX веков, когда торгово-экономические связи империи с Востоком увеличились) имелся и мусульманский квартал, в котором проживали купцы и выходцы с востока: арабы, персы, тюрки; имелась своя мечеть, присутствие которой в христианском городе привело крестоносцев в ярость. После захвата города турецким султаном Мехмедом II, многие христианские защитники города погибли или были проданы в рабство. Уцелели лишь сдавшиеся султану жители квартала Фанар — так называемые греки-фанариоты. Большинство церквей в городе султан превращает мечети, организуется интенсивная поддержка исламизации путём организации институтов мусульманской системы вакуфа. В город активно привлекаются турецко-мусульманские мигранты из Малой Азии и Фракии, — турки-османы, в том числе ерюки. Поощряется массовый переход местного православного населения в ислам. И всё же, сам султан пожелал создать в городе относительно многонациоальную атмосферу, конечно при чётком доминировании мусульман. Так в разрушенный город им вновь были приглашены и христиане: греки, а также армяне и болгары. Была создана система религиозных миллетов, при которой, несмотря на некоторую свободы вероисповедания, подчёркивалось правовое превосходство мусульман и их доминирующее положение в заново отстроенном городе, который стал своего рода столицей ислама в XVI-XIX веках.
В XV-XX веках в процесс были интенсивно вовлечены албанцы, начавшие во времена правления садразама Мехмета Кепрюлю в массовом порядке переходить в ислам, и активно заселявшие Стамбул, а также армяне(не обязательно хемшины, жившие компактно в Причерноморье),южные славяне (в особенности боснийцы, помаки и [сакалиба ?], янычары, представлявшие самые различные немусульманские этносы (в принципе янычарам запрещалось обзаводиться семьями, однако с 17-го века этот запрет стал все более активно нарушаться), [чвенебури ?], лазы, крымские татары, северокавказские народы и т.д. Первая османская перепись населения проведённая в 1477 году показала рост численности населения города до 175 тыс. человек и выявила преобладание мусульман в городе (57%) при всё ещё значительном греко-православном меньшинстве (35%), 8% - евреи и армяне. Интересно, что подобная демографическая картина оставалась относительно стабильной вплоть до 1920-х годов, хотя христианские народы города, оказавшись в положении меньшинства, постепенно проходили процесс аккультурации и частично языковой ассимиляции (переход на турецкий язык с сохранением приверженности к православию или другим религиям).
Динамика численности населения:
|
|
|
|
Население Стамбула.